Значит, человек, который ХОРОШО ПОНИМАЕТ ВОПРОС, может, образно говоря, ОБЪЯСНИТЬ ЕГО НА ПАЛЬЦАХ, донося до Вас СУТЬ, а не сложные логические наукообразные конструкции.

Чуева Марина Юрьевна

МГУ ТУ

Карты мышления (КМ) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи, способ графического отображения информации. Ментальная карта представляет собой подобие блок-схемы: ядро (основная мысль) с ответвлениями, различными рисунками и стрелочками.

Значит, человек, который ХОРОШО ПОНИМАЕТ ВОПРОС, может, образно говоря, ОБЪЯСНИТЬ ЕГО НА ПАЛЬЦАХ, донося до Вас СУТЬ, а не сложные логические наукообразные конструкции. - student2.ru

Составление КМ – это один из самых эффективных способов организации мыслительной деятельности.

Дело в том, что рисунки и символы запечатлеваются в памяти гораздо легче, нежели слова и предложения. Целостно нам позволяет мыслить правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение.

По сути, это копия принципа работы человеческого мозга. Сам нейрон выглядит как мини-КМ (ядро с ответвлениями).

Значит, человек, который ХОРОШО ПОНИМАЕТ ВОПРОС, может, образно говоря, ОБЪЯСНИТЬ ЕГО НА ПАЛЬЦАХ, донося до Вас СУТЬ, а не сложные логические наукообразные конструкции. - student2.ru

Мысли на физическом уровне отображаются как «деревья» биохимических импульсов.

Упражнение «Рука-нейрон»

Поэтому техника использования КМ позволяет мозгу думать естественным для него образом. Когда мы думаем, возбуждение от одного нейрона передается другим нейронам подобно тому, как в КМ от одной стрелочки отходят другие.

Всё гениальное просто. С помощью КМ можно совершать гениальные открытия. Ведь гении в работе своего мозга задействуют и правое (интуитивное, ассоциативное), и левое (логическое) полушария, повышая тем самым эффективность своего мыслительного процесса в разы. ПП получает образ новой информации, а ЛП логически, т.е. иерархически, как компьютер, раскладывает, организует ее сортировку и хранение в мозгу.

Упражнение «Мандарин»

Т.е., ПП может погрузить Вас в то состояние, когда вы созерцали этот объект, вдыхали его аромат, слышали определенную музыку и прочее, т.к. первая информация – правополушарная, ассоциативная. Это ассоциативный путь запоминания и образования информации.

Ассоциативный способ похож на объяснение новой информации в группе на пальцах (Упражнение выше), где одна ассоциативная цепочка будет отвечать за цвет, другая за запах, следующая за музыку (слух), четвертая за тактильные ощущения (фактура мандарина) и т.п. В сумме это и будет Ваше личная ассоциация с понятием «мандарин». Вы получите всю гамму впечатлений с ним связанных.

Значит, человек, который ХОРОШО ПОНИМАЕТ ВОПРОС, может, образно говоря, ОБЪЯСНИТЬ ЕГО НА ПАЛЬЦАХ, донося до Вас СУТЬ, а не сложные логические наукообразные конструкции.

Поэтому так важно учитывать не только логическую, но и ассоциативную информацию!

Упражнение «Учимся делать основу КМ»

Почему бы вам не попробовать мыслить также?

КМ несут уникальные возможности. Они являются системой обработки и хранения данных в нашей памяти. С их помощью можно получать, упорядочивать и хранить любые объёмы информации, получая моментальный доступ к нужной части памяти.
КМ — это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать.

Упражнение «Учеба»

Упражнение «Любовь»

Чем полезна КМ?

Она позволяет:
• Увидеть целиком большой объект или проект
• Продумать маршрут, сделать правильн выбор, удерживая в голове все возможн выборы
• Собрать вместе большие объёмы информации
• Найти новые пути решения какой-либо проблемы
• Запомнить нужную информацию, иностранные слова и т.п.
• Помнить имена, фамилии, телефоны, адреса всех своих знакомых

По-другому, это дает:

· «расширение» мозгов

· Инсайт или озарение

· Новые знания

· Новые возможности

· Новые способы

И как следствие этого – уменьшение …тревожности и страхов!!!

КМ помогут:
• Развить творческий потенциал
• Сэкономить время
• Решить проблемы
• Упорядочить мысли
• Хорошо готовиться к экзаменам
• Улучшить память
• Усваивать новые знания быстро и эффективно
• Учиться с удовольствием
• Владеть ситуацией в целом
• Спланировать день, неделю, год, жизнь

Важно, что один раз научившись строить КМ, вы сможете пользоваться ими всю жизнь, совершенствуя их в соответствии со своим личным опытом.

Упражнение «Давайте помечтаем»

Преимущества КМ

Гибкость. Воспроизведение в памяти. Обзор и проверка зна­ний. Ассоциации. Соответствие многомерному мышлению. Выделение сущности. Визуализация информации. Организованность. Составление плана. Объединение левосторонних и правосторонних мозговых процессов.

История возникновения

Это - отражание в виде рисунка-схемы связей (смысловых, ассоциативных, причинно-следственных и других) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Иногда в русских переводах термин может переводиться как «карты ума», «карты разума», «интеллект-карты», «карты памяти» или «ментальные карты». Наиболее удобный перевод — «карты мышления».

Способы мышления известнейших личностей в истории человечества, которые обладали визуальным мышлением(Леонардо да Винчи, Дарвин, Бруно, Сальвадор Дали, Эйнштейн и другие),исследовались давно. Так или иначе, все гении использовали свои КМ.

Базовые правила (для «Concept mapping» - способа представления и связывания мыслей) разработал в 60-е годы профессор Джозеф Новак из Корнуэльского университета. Эту идею он почерпнул из теории Дэвида Аусубела, показавшего важность предшествующего опыта для формирования новых концепций. А уже копирайт на «Concept mapping», как методику создания новых идей, взял предприимчивый британец Тони Бьюзен, который назвал свой метод «Mind Maps» и использовал его для создания ряда компьютерных программ. Впервые теория КМ, т.е. «Mind Maps» была впервые представлена миру весной 1974 года после публикации книги Тони Бьюзена «Работай головой». Он систематизировал использование КМ, разработал правила и принципы их построения и много сделал для распространения и популяризации этой технологии. С его легкой руки КМ сейчас составляют бизнесмены, ученые, преподаватели, инженеры, дизайнеры и люди многих других профессий.

Интересно, что в России в это же самое время Г.П.Мельников и П.Г.Кузнецов работали над похожей идеей, получившей свое выражение в теоретических работах по системологии. Методы системного мышления стали широко использоваться Г.П.Щедровитским и его последователями в организационно – деятельностных играх.

Почему именно рисунок-схема?

Большую часть информации о мире мы воспринимаем визуально, и поэтому, интеллект карта - это хороший наглядный материал, который проще запомнить и с которым проще работать.

  • Таким образом, КМ можно использовать, чтобы "застенографировать" те мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда вы размышляете над какой-либо задачей.
  • КМ позволяют так оформить информацию, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на "языке мозга".
  • КМ отражают естественный способ мышления человеческого мозга.

В основе разработки и действия КМ лежит работающее предположение о том, что для человеческого мозга естественно:

  • Ассоциативное, интуитивное мышление (правое полушарие) - творчество
  • Иерархическое, логическое мышление (левое полушарие) - анализ

А также предположение, что для структурирования, понимания, обработки и запоминания информации лучше всего подходит именно:

  • Визуальное мышление.

Даже для "аудиалов" и "кинестетиков", у которых визуальное мышление не столь сильно развито. Т.е. в большинстве случаев "слабая" визуальная система лучше справится с обработкой и структурированием информации, чем "сильная" аудиальная или кинестетическая.

КМ («Умственные карты», «Карты ума», «Карты памяти» или Mind Maps) «представляют собой внешнюю «фотографию» сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени. Они дают вашему мозгу возможность лучше «увидеть себя со стороны» и значительно совершенствуют все мыслительные навыки: они повысят вашу компетентность, внесут в вашу жизнь больше радости, упорядоченности и удовольствия».

КМ - это «записи, порождаемые творческим мышлением ... и в буквальном смысле представляют собой удобочитаемый план ваших мыслей, планомерно развертывающийся по мере того, как эти самые мысли возникают у вас в голове. Это очень похоже на план городской застройки, где центр – это самая важная ваша идея, главные дороги, ведущие от центра, - наиболее существенные мысли, возникающие у вас в процессе мышления, второстепенные дороги или ответвления – менее значимые мысли и так далее. Если в плане специальными значками отмечают городские достопримечательности, то вы на вашей карте подобными способами можете указывать на особенно интересные идеи.

Точно так же, как и любая дорожная карта, КМ:

  • даст вам обобщенное представление о какой-либо обширной области или предмете;
  • позволит вам планировать или выбирать маршрут и даст вам знать, куда вы направляетесь и где уже были;
  • собирает воедино большое количество данных и хранит их в одном месте;
  • способствует решению проблемы, позволяя вам увидеть новые пути и творческие подходы;
  • на нее приятно смотреть, читать, размышлять и запоминать».

Происхождение структуры КМ:

В основу составления КМ положен принцип «радиального мышления» (от лат. radians – «испускающий лучи»). «Радиальное мышление» - это ассоциативное мышление, отправной точной которого является центральный образ. От центрального образа во все направления расходятся лучи к границам листа. Над лучами пишут ключевые слова или рисуют образы, которые соединяют между собой ветвящимися линиями. Подобная запись позволяет КМ расти до бесконечности и постоянно дополняться.

Другими словами, КМ отражает радиантную структуру мышления - и в этом главный секрет ее эффективности.

Каждую мысль, каждый образ или эмоцию можно представить себе, как объект (или узел), от которого расходятся во все стороны десятки, сотни, тысячи ниточек-связей, ведущих к другим объектам (мыслям, образам, эмоциям).

Мозг - хранилище информации выглядит как огромная система таких объектов и связей между ними, а мышление (с точки зрения физиологии) можно себе представить, как электрический ток, бегущий по связующим ниточкам, будто по проводам, от одного объекта к другому. Мышление начинается в одном из них и может направиться в любую сторону к разным другим объектам. Мышление как бы "разбегается" от центрального объекта в разные стороны.

ПримерыКМ

Значит, человек, который ХОРОШО ПОНИМАЕТ ВОПРОС, может, образно говоря, ОБЪЯСНИТЬ ЕГО НА ПАЛЬЦАХ, донося до Вас СУТЬ, а не сложные логические наукообразные конструкции. - student2.ru

Так может выглядеть КМ по теме «КМ».

Значит, человек, который ХОРОШО ПОНИМАЕТ ВОПРОС, может, образно говоря, ОБЪЯСНИТЬ ЕГО НА ПАЛЬЦАХ, донося до Вас СУТЬ, а не сложные логические наукообразные конструкции. - student2.ru

Все, что надо знать о Подарках - в формате КМ

Значит, человек, который ХОРОШО ПОНИМАЕТ ВОПРОС, может, образно говоря, ОБЪЯСНИТЬ ЕГО НА ПАЛЬЦАХ, донося до Вас СУТЬ, а не сложные логические наукообразные конструкции. - student2.ru

Значит, человек, который ХОРОШО ПОНИМАЕТ ВОПРОС, может, образно говоря, ОБЪЯСНИТЬ ЕГО НА ПАЛЬЦАХ, донося до Вас СУТЬ, а не сложные логические наукообразные конструкции. - student2.ru

Значит, человек, который ХОРОШО ПОНИМАЕТ ВОПРОС, может, образно говоря, ОБЪЯСНИТЬ ЕГО НА ПАЛЬЦАХ, донося до Вас СУТЬ, а не сложные логические наукообразные конструкции. - student2.ru

Значит, человек, который ХОРОШО ПОНИМАЕТ ВОПРОС, может, образно говоря, ОБЪЯСНИТЬ ЕГО НА ПАЛЬЦАХ, донося до Вас СУТЬ, а не сложные логические наукообразные конструкции. - student2.ru

Значит, человек, который ХОРОШО ПОНИМАЕТ ВОПРОС, может, образно говоря, ОБЪЯСНИТЬ ЕГО НА ПАЛЬЦАХ, донося до Вас СУТЬ, а не сложные логические наукообразные конструкции. - student2.ru

Значит, человек, который ХОРОШО ПОНИМАЕТ ВОПРОС, может, образно говоря, ОБЪЯСНИТЬ ЕГО НА ПАЛЬЦАХ, донося до Вас СУТЬ, а не сложные логические наукообразные конструкции. - student2.ru

Значит, человек, который ХОРОШО ПОНИМАЕТ ВОПРОС, может, образно говоря, ОБЪЯСНИТЬ ЕГО НА ПАЛЬЦАХ, донося до Вас СУТЬ, а не сложные логические наукообразные конструкции. - student2.ru

Значит, человек, который ХОРОШО ПОНИМАЕТ ВОПРОС, может, образно говоря, ОБЪЯСНИТЬ ЕГО НА ПАЛЬЦАХ, донося до Вас СУТЬ, а не сложные логические наукообразные конструкции. - student2.ru

Карта ума должна соответствовать определенным правилам, чтобы заслужить названия КМ. Иначе она будет все тем же текстом, только слегка приукрашенным и структурированным!

Итак, мы решили нарисоватьКМ. Последовательность наших действий такова:

1. Используйте лист форматом А4 (или A3, если это необходимо) чистой бумаги. Причем рисуйте КМ горизонтально (пейзаж), а не вертикаль­но (портрет).

2. Берем простые карандаши и ластики (можно менять понятия и образы на последующих этапах), цветные карандаши (можно менять нажим, интенсивность цвета). Если нет цветных карандашей, то ручки или фломастеры, маракеры.

3. Начните КМ в центре страницы и двигайтесь к краям.

Нарисуйте яркое многокрасочное изображение в центре, чтобы обозначить ядро и тему КМ.

В центре нашего горизонтального листа картинкой или одним-двумя словами обозначаем основное понятие или анализируемую проблему (бизнес-план, отдых летом, здоровый образ жизни, кредит в банке, план выступления, содержание статьи, повестка дня и т.д.) Обводим это понятие в рамку или в кружок-овал.

4. Присоедините основные темы к центральному изображению, т.е. от центрального объекта рисуем в разные стороны 5 или 7 ветвей (цифры 5 и 7 связаны с особенностями работы человеческого мозга).

Почему 5 или 7? - В построении КМ очень хорошо проявляется известный психологический закон 7±2, который описывает число понятий, которыми может одновременно оперировать мозг человека. На картинке это совпадает с естественными ограничениями листа, больше ветвей просто трудно разместить.

Итак, полученные 5 или 7 ветвей - это основные связанные с центральным образом понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными. Подписываем каждую одним-двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами. Рисуя КМ, применяем, как можно больше цветов и как можно чаще используем рисунки.

5. От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек - развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.

Сколько уровней может быть у КМ? - Обычно не более 4 уровней, но больше одного (т.е. ветки раздваиваются). Обычно несколько веток имеет по паре уровней, а только отдельные разрастаются.

6. Смысловые блоки можно отделить линиями, обвести в рамку (не забываем про цвета), соединить с другими понятиями на схеме.

7. Связи между элементами КМ показываем стрелками (тоже разного цвета и толщины).

Важно:

· Цвет еще более улучшает КМ, делает ее интересной, уникальной и неповторимой и улучшающей запоминание и воспроизведение.

· Используйте образы, рисунки, символы и коды, индивидуализированные коды и общеизвестные аббревиатуры.

· Лучше, если на КМ будет не более 5-7 элементов первого уровня. Если элементов больше - постарайтесь сгруппировать между собой.

· КМ должна быть логична: соблюдены отношения между элементами, что за чем идет, что к чему и как относится.

· Лучше, если на КМ будет много разных визуальных образов, которые просто запомнить: используйте различные цвета, рисунки, символы.

· Всегда удобно, когда КМ симметрична: так, запомнив одну ее часть, вы легко сможете восстановить другую.

· Центральное место в КМ должен занимать ключевой элемент. Если нужно отобразить временную шкалу, то обычно слева - обозначают прошедшее время, справа - будущее.

Прошло уже 40 лет с момента изобретения этого метода, и эти правила уточнялись и перепроверялись. Их немного, совсем немного, но если вы не будете им жестко следовать, особенно в самом начале, вы и не научитесь этому методу. Или научитесь неправильно и не получите всех его преимуществ.

Поэтому первое, а лучше сказать нулевое правило – пока не составишь как минимум 50 карт, ни на шаг не отступай от правил!

И попробуй не только согласиться с вышеизложенными правилами, но и сам понять и почувствовать, почему так важно каждое из них.

Рисование КМ - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией.

Сам процесс создания КМ стимулирует творчество, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при составлении обычных списков.

КМ помогает креативщику высвободить свой творческий потенциал, т.к. все базируется на следующих принципах:

  • Все происходит от мысли
  • Каждая ваша мысль – это слово
  • Каждая ваша идея - это мысль
  • Каждое ваше слово – потенциальная идея
  • Каждое изображение – потенциальная идея
  • Каждая мысль – потенциальная идея
  • Хорошие идеи прибывают, когда уходят плохие мысли.
  • Чтобы уловить свежую мысль, перестаньте слишком напряженно думать
  • Терпение даёт время для развития идей.
  • Банальные мысли порождают банальные идеи.
  • Расслабьтесь – и ваши мысли потекут легко и свободно.
  • Когда вы говорите: “я ни о чем не могу думать”, на самом деле это означает: “я думаю, что я ни о чем не могу думать”
  • Мысли исчезают, а идеи остаются.

Важно еще раз отметить, что КМ является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания!

Важно:

На этапе ассоциативного рисования (заполнения «ромашки») (т.е. работы правого полушария) НЕ думать (не логизировать), а просто записывать первые всплывшие в мозгу ассоциации слов, рисунков.

И лишь когда поток ассоциаций иссякнет, только тогда можно будет обдумывать логические взаимосвязи между возникшей схемой, объединять их стрелками, пунктирами и прочее.

Т.е. первый этап – вываливаем ассоциативное Что, а второй логический этап – структурируем, обдумываем Как, Сколько и прочее.

Затем этот алгоритм можно повторить. Так работает наш мозг: ПП-ЛП-ПП-ЛП-… Это эффективно, проприродно, экологично.

Если вы сразу не заполнили все кружочки-ассоциации Первого уровня (легко, весело и быстро), то оставьте один кружочек свободным – мозг так устроен, что он не терпит пустоты, и позднее к Вам придет какая-то важная и неожиданная для Вас ассоциация. Некоторые специально оставляют один кружочек свободным для этого.

Наши рекомендации