Русскому характеру. Ситуацию усугубляло и то, что реформы про-
Ходили не гладко, они тормозились в разных слоях общества по
Разным причинам, поэтому для того, чтобы продолжать движение
Вперед, необходимо было понять причины пробуксовки реформ.
Таким образом, кардинальные социальные изменения, происходив-
Шие в этот период, модернизация всего уклада русской жизни стали
Стимулом к стремлению осознать свои национальные особенности,
Понять истоки традиций, былин и мифов, происхождение своих
Положительных и отрицательных качеств.
До середины XIX в. проблема осознания своих национальных
Особенностей не стояла перед русским обществом, в котором суще-
Ствовало скорее не национальное самосознание, а национальное
Самоощущение. Единство народа было больше внешним, неосоз-
Нанным, оно связывалось с единством языка, территории и рели-
Гии, при этом не вставал вопрос о том, как это единство отражается
На характере, психологических особенностях народа. Научный ин-
Терес к проблеме национального самосознания начал пробуждать-
ся в ≪уваровскую эпоху≫, когда народность была провозглашена
Официальным правительственным курсом. Однако именно в 60-х
Годах начало осознаваться и осмысливаться смутное переживание
Своей самобытности, причем в связи с тем, что процесс реформиро-
Вания затрагивал практически все общественные группы; стремле-
Ние к самопознанию, описанию своих национальных психологи-
Ческих качеств проявлялось во всех слоях общества. Это был тот
Редкий случай, когда национальная идея становится идеей всего
Общества, хотя и не всеми в достаточной мере осознается.
Важным фактором, оказавшим влияние на российскую психо-
Логию, была и идеология отечественной интеллигенции, о чем
Упоминалось выше, так как становление психологических школ
Происходило внутри этой группы, в которой находились и основ-
Ные оппонентные круги новых психологических теорий.
Российская интеллигенция, которая не имеет аналогов в Европе
Ни по своему мироощущению, ни по своей роли в развитии общест-
Ва, при своем возникновении была тесно связана с духовенством,
Которое по своей роли в развитии просвещения фактически и стало
Первой интеллигенцией. В эпоху Петра I интеллигенция была пра-
Вительственная, так как обучение происходило по воле правитель-
Ства и на благо государства. И только в середине XIX в. появи-
Лась собственно интеллигенция, научная и по преимуществу уни-
Верситетская, которая не только не состояла на государственной
Службе, но и сознательно противопоставляла себя государству.
Несмотря на помощь, которую большая часть интеллигенции
Оказывала реформам, по своему настроению и по осознанию своей
Роли в этом процессе она оставалась оппозиционной, что фатально
Сказалось не только на жизни общества, но и на развитии науки,
Так как она замыкалась в своем достаточно узком кругу, не делая
Свои знания достоянием всего общества. Эта замкнутость способст-
Вовала превращению некоторых идей в догмы, породила неодно-
Значное отношение к народу, переживание своей оторванности от
Него и желание его обучать и просвещать, так как сама интелли-
Генция не ощущала себя выразителем, носителем творческого духа
Народа. При этом проблема взаимоотношений власти, интеллиген-
Ции и народа стала одной из центральных для отечественной науки,
В отличие от европейской, где она практически не рассматривается.
Так как просвещение происходило в России главным образом
При помощи толстых журналов, становится ясной их исключи-
Тельная роль в развитии науки и культуры. В этих журналах печа-
Талось все - от беллетристики и литературной критики до истори-
Ческих и философских трактатов, лекций по естествознанию, пси-
Хологии и экономике, обзоров финансового и политического со-
Стояния Европы и России. Это же объясняет и тот факт, что русские
Писатели, журналисты и критики часто были и первыми филосо-
Фами, правоведами и психологами в России.
Толстые журналы были не только источниками информации, но
И прямыми руководителями жизни. При этом центром либеральной
интеллигенции стал журнал ≪Вестник Европы≫, с которым сотруд-
Ничали ведущие ученые и писатели того времени - Тургенев, Тол-
Стой, Гончаров, Сеченов, Кавелин, Соловьев, Костомаров и др.
Под руководством известного ученого и публициста Стасюлевича