Русскому характеру. Ситуацию усугубляло и то, что реформы про-

Ходили не гладко, они тормозились в разных слоях общества по

Разным причинам, поэтому для того, чтобы продолжать движение

Вперед, необходимо было понять причины пробуксовки реформ.

Таким образом, кардинальные социальные изменения, происходив-

Шие в этот период, модернизация всего уклада русской жизни стали

Стимулом к стремлению осознать свои национальные особенности,

Понять истоки традиций, былин и мифов, происхождение своих

Положительных и отрицательных качеств.

До середины XIX в. проблема осознания своих национальных

Особенностей не стояла перед русским обществом, в котором суще-

Ствовало скорее не национальное самосознание, а национальное

Самоощущение. Единство народа было больше внешним, неосоз-

Нанным, оно связывалось с единством языка, территории и рели-

Гии, при этом не вставал вопрос о том, как это единство отражается

На характере, психологических особенностях народа. Научный ин-

Терес к проблеме национального самосознания начал пробуждать-

ся в ≪уваровскую эпоху≫, когда народность была провозглашена

Официальным правительственным курсом. Однако именно в 60-х

Годах начало осознаваться и осмысливаться смутное переживание

Своей самобытности, причем в связи с тем, что процесс реформиро-

Вания затрагивал практически все общественные группы; стремле-

Ние к самопознанию, описанию своих национальных психологи-

Ческих качеств проявлялось во всех слоях общества. Это был тот

Редкий случай, когда национальная идея становится идеей всего

Общества, хотя и не всеми в достаточной мере осознается.

Важным фактором, оказавшим влияние на российскую психо-

Логию, была и идеология отечественной интеллигенции, о чем

Упоминалось выше, так как становление психологических школ

Происходило внутри этой группы, в которой находились и основ-

Ные оппонентные круги новых психологических теорий.

Российская интеллигенция, которая не имеет аналогов в Европе

Ни по своему мироощущению, ни по своей роли в развитии общест-

Ва, при своем возникновении была тесно связана с духовенством,

Которое по своей роли в развитии просвещения фактически и стало

Первой интеллигенцией. В эпоху Петра I интеллигенция была пра-

Вительственная, так как обучение происходило по воле правитель-

Ства и на благо государства. И только в середине XIX в. появи-

Лась собственно интеллигенция, научная и по преимуществу уни-

Верситетская, которая не только не состояла на государственной

Службе, но и сознательно противопоставляла себя государству.

Несмотря на помощь, которую большая часть интеллигенции

Оказывала реформам, по своему настроению и по осознанию своей

Роли в этом процессе она оставалась оппозиционной, что фатально

Сказалось не только на жизни общества, но и на развитии науки,

Так как она замыкалась в своем достаточно узком кругу, не делая

Свои знания достоянием всего общества. Эта замкнутость способст-

Вовала превращению некоторых идей в догмы, породила неодно-

Значное отношение к народу, переживание своей оторванности от

Него и желание его обучать и просвещать, так как сама интелли-

Генция не ощущала себя выразителем, носителем творческого духа

Народа. При этом проблема взаимоотношений власти, интеллиген-

Ции и народа стала одной из центральных для отечественной науки,

В отличие от европейской, где она практически не рассматривается.

Так как просвещение происходило в России главным образом

При помощи толстых журналов, становится ясной их исключи-

Тельная роль в развитии науки и культуры. В этих журналах печа-

Талось все - от беллетристики и литературной критики до истори-

Ческих и философских трактатов, лекций по естествознанию, пси-

Хологии и экономике, обзоров финансового и политического со-

Стояния Европы и России. Это же объясняет и тот факт, что русские

Писатели, журналисты и критики часто были и первыми филосо-

Фами, правоведами и психологами в России.

Толстые журналы были не только источниками информации, но

И прямыми руководителями жизни. При этом центром либеральной

интеллигенции стал журнал ≪Вестник Европы≫, с которым сотруд-

Ничали ведущие ученые и писатели того времени - Тургенев, Тол-

Стой, Гончаров, Сеченов, Кавелин, Соловьев, Костомаров и др.

Под руководством известного ученого и публициста Стасюлевича

Наши рекомендации