Чтобы помочь детям с различными индивидуальными качествами
Стать полноценными членами данной социальной группы.
Таким образом, Эриксон пришел к выводу о значительном
Влиянии культуры и социального окружения ребенка на его раз-
Витие. Главными для него стали положения о роли среды, цельно-
Сти личности и о необходимости постоянного развития, творчест-
Ва личности. Эриксон считал, что развитие личности продолжает-
Ся всю жизнь, фактически до самой смерти человека, а не только в
Первые годы жизни, как считал Фрейд. Влияют на этот процесс не
Только родители и близкие к ребенку люди, т.е. не только узкий
Круг людей, как считалось в традиционном психоанализе, но и
Друзья, работа, общество в целом. Этот процесс Эриксон называл
Формированием идентичности, подчеркивая важность сохранения
И поддержания цельности личности, цельности Эго, которое явля-
Ется главным фактором устойчивости к неврозам.
Он выделил восемь основных этапов в развитии идентичности,
Проходя которые ребенок переходит от одной стадии осознания
Себя к другой. Эти стадии являются серией критических периодов,
Которые должны преодолеваться в течение жизни. При этом каж-
Дый этап не только формирует новое, необходимое для социаль-
Ной жизни качество, но и готовит ребенка к следующим этапам.
Каждая стадия позволяет формировать противоположные качест-
Ва и черты характера, которые осознает в себе человек и с кото-
Рыми он начинает себя идентифицировать.
Основное внимание Эриксон уделял кризису подростково-юно-
Шеского периода, который сопровождается важными биологиче-
Скими и психологическими трансформациями, так как с изменени-
ем образа тела меняется и образ собственного ≪Я≫ подростка. Кри-
Зис идентичности, происходящий в этот период, является основой
Личностной и социальной идентичности, которая начинает осозна-
Ваться с этого времени. Доказывая, в противовес ортодоксальному
Психоанализу, необходимость исследования не невротиков, а хоро-
Шо социализированных и уверенных в себе подростков, Эриксон
Подчеркивал, что основой нормального личностного развития как
Раз и служит осознанное чувство цельности, идентичности.
Первая стадия -до 1 года. В это время развитие детерми-
Нируется в основном близкими людьми, родителями, которые
Формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия,
Т. е. открытости к миру либо настороженности, закрытости к ок-
Ружающему.
Вторая стадия-с 1 года до 3 лет. В это время у детей разви-
Вается чувство автономности или чувство зависимости от окру-
Жающих. Это связано с тем, как взрослые реагируют на первые
попытки ребенка добиться самостоятельности. В какой-то степени
Описание этой стадии у Эриксона коррелирует с описанием форми-
рования новообразования ≪Я-Сам≫ в отечественной психологии.
Третья стадия - с З до 6 лет. В это время у детей развива-
Ется либо инициативность, либо чувство вины, что связано с тем,
Насколько благополучно протекает процесс социализации ребен-
Ка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и на-
Сколько жестко взрослые контролируют их соблюдение. В этот пе-
Риод ребенок учится соотносить свои желания с нормами, приня-
Тыми в обществе, реализовывать собственную активность с учетом
Принятых в обществе норм.
Ч е т в е р т а я стадия -сбдо 14 лет. В течение этого перио-
Да у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство непол-
Ноценности. Школа, учителя и одноклассники играют домини-
Рующую роль в процессе самоидентификации. От того, насколько
Успешно ребенок начинает учиться, как у него складываются от-
Ношения с учителями и как они оценивают его успехи в учебе, за-
Висит развитие данных качеств личности.
Пятая стадия -с 14 до 20 лет. Она связана с формирова-
Нием у подростка чувства ролевой идентичности или неопреде-
Ленности. На этой важнейшей стадии развития главным фактором
Является общение со сверстниками, выбор своей профессии, спо-
Соба достижения карьеры, т. е. фактически выбор пути построения
Своей дальнейшей жизни. В это время для человека большое зна-
Чение имеет адекватное осознание себя, своих способностей и сво-
Его предназначения, в русле которых он и строит свои ролевые
Отношения с окружающими.
Шестая стадия -с 20 до 35 лет - связана с развитием близ-
Ких, интимных отношений с окружающими, особенно с представите-