Ленные научные данные (не только свои, но и многих других уче-

Ных, в том числе российских лингвистов и психологов Потебни и

Шпета) о несовпадении мысли и слова.

Из всех теорий глубинной психологии, появившихся во второй

Половине XX в., пожалуй, наибольшее признание и распростране-

Ние получила теория Э. Эриксона (1902-1994). Это связано с тем,

Что его мысли о цельности личности, ее тождественности (идентич-

Ности) самой себе и обществу, в котором человек живет, стали весь-

Ма актуальны для большинства современных социумов, в которых

Одной из проблем является разобщенность и одиночество людей.

Будучи учеником и последователем А.Фрейд, он развивал не

Столько идеи классического психоанализа, сколько Эго-психоло-

Гию, о которой уже упоминалось выше. Эта концепция, заложен-

Ная А.Фрейд и А.Кардинером, исходила из того, что главной ча-

Стью структуры личности является не бессознательное Ид, как у

Фрейда, но сознаваемая часть Эго, которая стремится в своем раз-

Витии к сохранению своей цельности и индивидуальности.

Не менее важно и то, что Эриксон связал воедино несколько

Тенденций в развитии психологии личности, соединив психоана-

Литический подход с важными идеями гуманистической психоло-

Гии, главным образом с мыслью о неоднозначной роли адаптации,

Которая приостанавливает саморазвитие личности, и важности со-

Хранения собственной идентичности и цельности.

На теории Эриксона сказались и его личные впечатления, так

Как в первые годы жизни он пережил трудности, связанные с опре-

Делением собственной идентичности, которые позднее описал и

Проанализировал в своих работах. Будучи приемным сыном, он

Встал перед проблемой отнесения себя к определенной нации, семье,

Религии.

После окончания гимназии он некоторое время учился в художе-

Ственной школе, а затем отправился в странствия по Европе. В Вене

Он случайно получил место учителя рисования в школе, в которую

Отдавали своих детей родители, приехавшие лечиться в психоана-

Литический институт. Он познакомился с Анной Фрейд, и это

Знакомство решило его дальнейшую судьбу. Ее участие и помощь

В становлении профессиональной деятельности были настолько

Важны для Эриксона, что даже через много лет, разрабатывая

Свою собственную теорию, он не смог преодолеть этого влияния,

Отождествляя свою концепцию с психоанализом, хотя и чувство-

Вал некоторую искусственность такой идентификации.

С 1927 г. Эриксон принимал участие в семинарах Венской шко-

лы, а в 1933 г. получил диплом специалиста в области ≪детского

психоанализа≫. В этом же году он эмигрировал сначала в Данию,

А затем в США, где занимался психоаналитической практикой и

преподавал в университетах Гарварда, Йеля, Беркли. В конце 30-х

Годов он занимался исследованием индейских резерваций племени

Сиу и юроков, использовав в дальнейшем собранный материал

Для формирования своей концепции идентичности. В 1950 г. он

опубликовал книгу ≪Детство и общество≫, которая принесла ему

широкую известность. Последующие его работы ≪Молодой Лю-

тер≫ (1958), ≪Идентичность≫ (1968) и ≪Истина Ганди≫ (1969) зало-

Жили основу нового подхода к анализу взаимоотношений между

Человеком и обществом, в том числе и при анализе исторических

Событий и персонажей. Созданное им направление в изучении ис-

Тории психологической науки получило название психоистория.

В своей теории Эриксон пересмотрел позиции Фрейда не только

В отношении иерархии структур личности, но и в понимании роли

Среды, культуры и социального окружения ребенка, которые, с его

Точки зрения, оказывают огромное влияние на его развитие. Он

Сделал акцент на отношениях ребенка и семьи, а более конкретно -

на отношениях ребенок-мать. Он считал, что ≪врожденные влече-

ния≫ человека являются отрывками стремлений, которые должны

Собираться, приобретать значение и организовываться в период

Затяжного детского возраста. Удлинение периода детства как раз

И связано с необходимостью социализации детей. Поэтому Эриксон

доказывал, что ≪инстинктивное вооружение≫ (сексуальное и агрес-

Сивное) у человека гораздо подвижнее и пластичнее, чем у живот-

Ных. Организация и направление развития врожденных влечений

связаны с методами воспитания и образования, которые определя-

Ются культурой и традициями. Иными словами, каждое общество

Вырабатывает свои собственные институты социализации, для того

Наши рекомендации