Реализовать, но тем не менее оказывается вполне реальным стиму-

Лом, определяющим устремления человека. Адлер также подчерки-

Вал, что здоровый человек в принципе может освободиться от влия-

Ния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие

Они есть на самом деле. В то же время для невротиков это невы-

Полнимо, и разрыв между реальностью и фикцией еще больше

Усиливает их напряжение.

Адлер считал, что большое значение в формировании структуры

Личности человека имеют его семья, люди, которые его окружают

В первые годы жизни. Значение социального окружения особенно

Подчеркивалось Адлером (одним из первых в психоанализе), так

Как он считал, что ребенок рождается не с готовыми структурами

Личности, а лишь с их прообразами, которые формируются на про-

Тяжении жизни. Наиболее важной структурой он называл стиль

Жизни.

Развивая идею о стиле жизни, формирующем поведение чело-

Века, Адлер исходил из того, что это та детерминанта, которая оп-

Ределяет и систематизирует опыт человека. Стиль жизни тесно свя-

Зан с чувством общности, одним из трех врожденных бессозна-

тельных чувств, составляющих структуру ≪Я≫. Чувство общности,

Или общественный интерес, представляет собой своеобразный

Стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни, опре-

деляет ее содержание и направление. Чувство общности хотя и

Является врожденным, но может остаться неразвитым. Эта нераз-

Витость чувства общности становится основой асоциального сти-

Ля жизни, причиной неврозов и конфликтов человека. Развитие

Чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими

Ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей,

Растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство

Общности не развивается. Не развивается оно и у избалованных

Детей, так как чувство общности с матерью не переносится на дру-

Гих людей, остающихся для ребенка чужими. Уровень развития

Чувства общности определяет систему представлений о себе и мире,

Которая создается каждым человеком. Неадекватность этой систе-

Мы создает препятствия для личностного роста, провоцирует разви-

Тие неврозов.

Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам явля-

Ется творцом своей личности, которую он создает из сырого мате-

риала наследственности и опыта. Творческое ≪Я≫, о котором пишет

Адлер, представляет собой своеобразный фермент, который воз-

Действует на факты окружающей действительности и трансформи-

рует эти факты в личность человека, ≪личность субъективную, ди-

Намичную, единую, индивидуальную и обладающую уникальным

стилем≫. Творческое ≪Я≫, с точки зрения Адлера, сообщает жизни

Человека смысл, оно творит как саму цель жизни, так и средства

Для ее достижения. Таким образом, Адлер рассматривал процессы

Формирования жизненной цели, стиля жизни по сути как акты

Творчества, которые придают человеческой личности уникаль-

Ность, сознательность и возможность управления своей судьбой.

В противовес Фрейду он подчеркивал, что люди - это не пешки в

руках внешних сил, но сознательные целостности, самостоятельно

И творчески создающие свою жизнь.

Если чувство общности определяет направление жизни, ее стиль,

То два других врожденных и бессознательных чувства - неполно-

Ценности и стремления к превосходству - представляют собой ис-

Точники энергии личности, необходимой для ее развития. Оба эти

Чувства являются позитивными, это стимулы для личностного

Роста, самосовершенствования. Если чувство неполноценности воз-

Действует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свой не-

Достаток, то стремление к превосходству вызывает желание быть

Лучше всех, не только преодолеть недостаток, но и стать самым

Умелым и знающим. Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимули-

Руют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества

В целом благодаря самосовершенствованию и открытиям, сделан-

Ным отдельными людьми. Существует и специальный механизм,

Помогающий развитию этих чувств, - компенсация.

Адлер выделил четыре основных вида компенсации - неполную

Компенсацию, полную компенсацию, сверхкомпенсацию и мнимую

Компенсацию, или уход в болезнь. Соединение определенных видов

Компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства

Общности дало ему возможность создать одну из первых типологий

Развития личности.

Наши рекомендации