Реализовать, но тем не менее оказывается вполне реальным стиму-
Лом, определяющим устремления человека. Адлер также подчерки-
Вал, что здоровый человек в принципе может освободиться от влия-
Ния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие
Они есть на самом деле. В то же время для невротиков это невы-
Полнимо, и разрыв между реальностью и фикцией еще больше
Усиливает их напряжение.
Адлер считал, что большое значение в формировании структуры
Личности человека имеют его семья, люди, которые его окружают
В первые годы жизни. Значение социального окружения особенно
Подчеркивалось Адлером (одним из первых в психоанализе), так
Как он считал, что ребенок рождается не с готовыми структурами
Личности, а лишь с их прообразами, которые формируются на про-
Тяжении жизни. Наиболее важной структурой он называл стиль
Жизни.
Развивая идею о стиле жизни, формирующем поведение чело-
Века, Адлер исходил из того, что это та детерминанта, которая оп-
Ределяет и систематизирует опыт человека. Стиль жизни тесно свя-
Зан с чувством общности, одним из трех врожденных бессозна-
тельных чувств, составляющих структуру ≪Я≫. Чувство общности,
Или общественный интерес, представляет собой своеобразный
Стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни, опре-
деляет ее содержание и направление. Чувство общности хотя и
Является врожденным, но может остаться неразвитым. Эта нераз-
Витость чувства общности становится основой асоциального сти-
Ля жизни, причиной неврозов и конфликтов человека. Развитие
Чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими
Ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей,
Растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство
Общности не развивается. Не развивается оно и у избалованных
Детей, так как чувство общности с матерью не переносится на дру-
Гих людей, остающихся для ребенка чужими. Уровень развития
Чувства общности определяет систему представлений о себе и мире,
Которая создается каждым человеком. Неадекватность этой систе-
Мы создает препятствия для личностного роста, провоцирует разви-
Тие неврозов.
Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам явля-
Ется творцом своей личности, которую он создает из сырого мате-
риала наследственности и опыта. Творческое ≪Я≫, о котором пишет
Адлер, представляет собой своеобразный фермент, который воз-
Действует на факты окружающей действительности и трансформи-
рует эти факты в личность человека, ≪личность субъективную, ди-
Намичную, единую, индивидуальную и обладающую уникальным
стилем≫. Творческое ≪Я≫, с точки зрения Адлера, сообщает жизни
Человека смысл, оно творит как саму цель жизни, так и средства
Для ее достижения. Таким образом, Адлер рассматривал процессы
Формирования жизненной цели, стиля жизни по сути как акты
Творчества, которые придают человеческой личности уникаль-
Ность, сознательность и возможность управления своей судьбой.
В противовес Фрейду он подчеркивал, что люди - это не пешки в
руках внешних сил, но сознательные целостности, самостоятельно
И творчески создающие свою жизнь.
Если чувство общности определяет направление жизни, ее стиль,
То два других врожденных и бессознательных чувства - неполно-
Ценности и стремления к превосходству - представляют собой ис-
Точники энергии личности, необходимой для ее развития. Оба эти
Чувства являются позитивными, это стимулы для личностного
Роста, самосовершенствования. Если чувство неполноценности воз-
Действует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свой не-
Достаток, то стремление к превосходству вызывает желание быть
Лучше всех, не только преодолеть недостаток, но и стать самым
Умелым и знающим. Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимули-
Руют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества
В целом благодаря самосовершенствованию и открытиям, сделан-
Ным отдельными людьми. Существует и специальный механизм,
Помогающий развитию этих чувств, - компенсация.
Адлер выделил четыре основных вида компенсации - неполную
Компенсацию, полную компенсацию, сверхкомпенсацию и мнимую
Компенсацию, или уход в болезнь. Соединение определенных видов
Компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства
Общности дало ему возможность создать одну из первых типологий
Развития личности.