Он считал, что развитое чувство общности, определяя социаль-
Ный стиль жизни, позволяет ребенку создать достаточно адекват-
Ную схему апперцепции. При этом дети с неполной компенсацией
Меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компен-
Сироваться при помощи других людей, сверстников, от которых
Они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физи-
Ческих дефектах, которые часто не дают возможности полной их
Компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции
Ребенка от сверстников, остановить его личностный рост и совер-
Шенствование.
В случае сверхкомпенсации такие люди стараются обратить
Свои знания и умения на пользу людям, их стремление к превосход-
Ству не превращается в агрессию против людей. Примером такой
Сверхкомпенсации превосходства при социальном жизненном стиле
Для Адлера служили Демосфен, преодолевший свое заикание,
Ф. Рузвельт, преодолевший свою физическую слабость, многие дру-
Гие замечательные люди, не обязательно широко известные, но
Приносящие пользу окружающим.
В то же время при неразвитом чувстве общности у ребенка на-
Чинают уже в раннем детстве формироваться различные невроти-
Ческие комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии
Его личности. Так, неполная компенсация способствует возникно-
Вению комплекса неполноценности, который делает неадекватной
Схему апперцепции, изменяет жизненный стиль, делая ребенка тре-
Вожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напря-
Женным. Невозможность преодолеть свои дефекты, в особенности
Физические, часто приводит и к мнимой компенсации, и ребенок,
Так же как позднее уже взрослый человек, начинает спекулировать
Своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и
Сочувствия, которыми его окружают. Однако такой вид компенса-
Ции несовершенен, так как он останавливает личностный рост и
Формирует неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.
В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общ-
Ности стремление к самосовершенствованию трансформируется в
Невротический комплекс власти, доминирования и господства.
Такие люди используют свои знания для приобретения власти над
Людьми, для порабощения их, думая не о пользе для общества, а о
Своих выгодах. При этом также формируется неадекватная схема
Апперцепции, изменяющая стиль жизни. Подобные люди - тира-
Ны и агрессоры, они подозревают окружающих в желании отнять
У них власть и потому становятся подозрительными, жестокими,
Мстительными, не щадят даже своих близких. Для Адлера приме-
Рами такого стиля жизни были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие
Авторитарные правители и тираны, не обязательно в масштабах
Страны, но и в рамках своей семьи, близких. При этом, с точки
Зрения Адлера, наиболее авторитарными и жестокими становятся
Дети избалованные, в то время как отверженным детям в большей
Степени присущи комплексы вины и неполноценности.
Таким образом, одним из главных качеств личности, которое
Помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности
И достичь совершенства, является умение сотрудничать с другими.
Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство
Неполноценности, привнести ценный вклад в развитие общества.
Адлер писал, что, если человек умеет сотрудничать с другими, он
Никогда не станет невротиком, в то время как недостаток коопера-
Ции есть корень невротических и плохо приспособленных стилей
Жизни.
Хотя не все теоретические положения Адлера, главным образом
Связанные с типологией личности детей, очередностью их рожде-
Ния, нашли свое подтверждение в дальнейших экспериментальных
Исследованиях, сама идея о роли чувства общности и индивидуаль-
Ного стиля жизни в формировании личности ребенка, особенно
Мысль о компенсации как основном механизме психического раз-
Вития и коррекции поведения, стала неоценимым вкладом в пси-
Хологию.
Необходимо отметить и вклад Адлера в психотерапию, так как
Он одним из первых исследовал роль игры в преодолении невро-
Зов и закомплексованности. Он считал, что именно игра позволяет
Детям преодолеть их комплекс неполноценности, который они ис-
Пытывают в мире окружающих их взрослых. При этом спонтанная
Игра детей уже является хорошим психотерапевтическим средством.