Он считал, что развитое чувство общности, определяя социаль-

Ный стиль жизни, позволяет ребенку создать достаточно адекват-

Ную схему апперцепции. При этом дети с неполной компенсацией

Меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компен-

Сироваться при помощи других людей, сверстников, от которых

Они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физи-

Ческих дефектах, которые часто не дают возможности полной их

Компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции

Ребенка от сверстников, остановить его личностный рост и совер-

Шенствование.

В случае сверхкомпенсации такие люди стараются обратить

Свои знания и умения на пользу людям, их стремление к превосход-

Ству не превращается в агрессию против людей. Примером такой

Сверхкомпенсации превосходства при социальном жизненном стиле

Для Адлера служили Демосфен, преодолевший свое заикание,

Ф. Рузвельт, преодолевший свою физическую слабость, многие дру-

Гие замечательные люди, не обязательно широко известные, но

Приносящие пользу окружающим.

В то же время при неразвитом чувстве общности у ребенка на-

Чинают уже в раннем детстве формироваться различные невроти-

Ческие комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии

Его личности. Так, неполная компенсация способствует возникно-

Вению комплекса неполноценности, который делает неадекватной

Схему апперцепции, изменяет жизненный стиль, делая ребенка тре-

Вожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напря-

Женным. Невозможность преодолеть свои дефекты, в особенности

Физические, часто приводит и к мнимой компенсации, и ребенок,

Так же как позднее уже взрослый человек, начинает спекулировать

Своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и

Сочувствия, которыми его окружают. Однако такой вид компенса-

Ции несовершенен, так как он останавливает личностный рост и

Формирует неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общ-

Ности стремление к самосовершенствованию трансформируется в

Невротический комплекс власти, доминирования и господства.

Такие люди используют свои знания для приобретения власти над

Людьми, для порабощения их, думая не о пользе для общества, а о

Своих выгодах. При этом также формируется неадекватная схема

Апперцепции, изменяющая стиль жизни. Подобные люди - тира-

Ны и агрессоры, они подозревают окружающих в желании отнять

У них власть и потому становятся подозрительными, жестокими,

Мстительными, не щадят даже своих близких. Для Адлера приме-

Рами такого стиля жизни были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие

Авторитарные правители и тираны, не обязательно в масштабах

Страны, но и в рамках своей семьи, близких. При этом, с точки

Зрения Адлера, наиболее авторитарными и жестокими становятся

Дети избалованные, в то время как отверженным детям в большей

Степени присущи комплексы вины и неполноценности.

Таким образом, одним из главных качеств личности, которое

Помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности

И достичь совершенства, является умение сотрудничать с другими.

Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство

Неполноценности, привнести ценный вклад в развитие общества.

Адлер писал, что, если человек умеет сотрудничать с другими, он

Никогда не станет невротиком, в то время как недостаток коопера-

Ции есть корень невротических и плохо приспособленных стилей

Жизни.

Хотя не все теоретические положения Адлера, главным образом

Связанные с типологией личности детей, очередностью их рожде-

Ния, нашли свое подтверждение в дальнейших экспериментальных

Исследованиях, сама идея о роли чувства общности и индивидуаль-

Ного стиля жизни в формировании личности ребенка, особенно

Мысль о компенсации как основном механизме психического раз-

Вития и коррекции поведения, стала неоценимым вкладом в пси-

Хологию.

Необходимо отметить и вклад Адлера в психотерапию, так как

Он одним из первых исследовал роль игры в преодолении невро-

Зов и закомплексованности. Он считал, что именно игра позволяет

Детям преодолеть их комплекс неполноценности, который они ис-

Пытывают в мире окружающих их взрослых. При этом спонтанная

Игра детей уже является хорошим психотерапевтическим средством.

Наши рекомендации