Сумму денег и фактически выкупили Фрейда у немцев, которые

Разрешили ему уехать в Англию. Однако его болезнь прогресси-

Ровала, не помогали никакие операции и лекарства, и в 1939 г. он

Умер, оставив после себя созданный им мир, уже полностью откры-

Тый для толкований и критики.

Взгляды Фрейда можно разделить на три области - это метод

Лечения функциональных психических заболеваний, теория личности

и теория общества, при этом стержнем всей системы являются его

Взгляды на развитие и структуру личности человека.

Как уже говорилось, с его точки зрения, развитие психики есть

Приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно вра-

Ждебной, среде. Эта биологическая детерминация и направляет

Процесс становления психики. Движущими силами психического

развития служат врожденные и бессознательные влечения (или чув-

ства, как у более поздних психоаналитиков). С точки зрения психо-

Анализа, основой психического развития является не интеллекту-

альная сфера (как в других школах), а эмоции и мотивы человека;

Познавательное же развитие есть как бы следствие мотивационного.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев - сознательно-

го, предсознательного и бессознательного, в которых и располага-

ются основные структуры личности. При этом содержание бессоз-

Нательного, по мнению Фрейда, недоступно осознанию практиче-

Ски ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя

Может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значи-

Тельных усилий.

В бессознательном слое располагается одна из структур лично-

Сти - Ид, которая фактически является энергетической основой

Психического развития, так как в ней располагаются врожденные

Бессознательные влечения, стремящиеся к своему удовлетворению,

К разрядке, и таким образом детерминирующие деятельность субъ-

Екта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бес-

сознательных влечения - инстинкт жизни и инстинкт смерти, ко-

Торые находятся в антагонистических отношениях между собой,

Создавая основу для фундаментального, биологического внутрен-

Него конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не толь-

Ко с тем, что борьба между влечениями, как правило, происходит

В бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызы-

Вается чаще всего одновременным действием обеих этих сил.

С точки зрения Фрейда, врожденные влечения представляют

Собой каналы, по которым проходит энергия, формирующая нашу

Деятельность. Поэтому и сам Фрейд, и его последователи иногда

Называли его теорию динамической (или даже гидравлической),

Подразумевая, что психическая энергия стремится к разрядке (т. е.

Удовлетворению влечений) и равномерному распределению по все-

му континууму. Именно поэтому фрустрация влечения приводит к

Неврозу, так как при этом невозможна разрядка. На основании

данных положений разрабатывалась идея катарсического очищения

(разрядки) в сеансе психоанализа и идея трансфера, т. е. переноса,

Обмена энергией между пациентом и психоаналитиком.

Либидо, о котором так много писали сам Фрейд и его ученики,

И является той специфической энергией, которая связана с инстинк-

Том жизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии,

Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее су-

ществовании. Он также считал, что содержание бессознательного

Постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые

Человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей

Деятельности, вытесняются им в бессознательное, наполняя его со-

Держание.

Вторая структура личности - Эго, по мнению Фрейда, также

Является врожденной и располагается как в сознательном слое,

Так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать

свое ≪Я≫, хотя это и нелегко. Если содержание Ид в процессе жизни

ребенка расширяется, то содержание Эго, наоборот, сужается, так

как ребенок рождается, по выражению Фрейда, с ≪океаническим

чувством "Я"≫, включая в себя весь окружающий мир. Со временем

Он начинает осознавать границу между собой и окружающим ми-

ром, локализует свое ≪Я≫ до своего тела, сужая таким образом

Объем Эго.

Третья структура личности - Супер-Эго - неврожденная, она

Формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формиро-

Наши рекомендации