Возможности и границы управления поведением в бихевиоризме.
Роль средств массовой информации в формировании поведения (концеп-
Ция Бандуры).
Сравнительный анализ подхода к проблеме мышления в бихевиоризме и
Гештальтпсихологии.
Проблема инсайта и подход к ее изучению в гештальтпсихологии.
Роль социальной ситуации в развитии гештальтпсихологии.
8. Значение теории ≪психологического поля≫ Левина для современной
Психологии личности.
Рекомендуемая литература
Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М, 1987.
Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. - М, 1999.
История зарубежной психологии: Тексты. - М., 1986.
Келлер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. - М., 1930.
Коффка К. Основы психического развития. - М.; Л., 1934.
Левин К. Теория поля в социальных науках. - СПб., 2000.
Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. - М., 1929.
Торндайк Э. Процесс учения у человека. - М., 1935.
УотсонД. Психология как наука о поведении. - Одесса, 1925.
Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980.
ШульцД., Шульц С. Э. История современной психологии. - СПб., 1998.
Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1996.
Глава 10
ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ПСИХОАНАЛИЗ)
И ЕЕ РАЗВИТИЕ В XX ВЕКЕ
Общая характеристика глубинной психологии
Психоанализ (глубинная психология) является одним из первых
Психологических направлений, появившихся в результате разделе-
Ния психологии на разные школы. Вышедшие в 1900 и 1901 гг. кни-
ги З.Фрейда ≪Психология сновидений≫ и ≪Психопатология обы-
денной жизни≫ принято считать условными вехами рождения этого
Направления, так как в них были сформулированы его основные
Постулаты. В отличие от предыдущих направлений, особенно геш-
Тальтпсихологии, в психоанализе кардинально пересмотрены не
Только предмет психологии, но и приоритеты - на первое место вы-
Ходит не интеллект, а мотивация. Предметом психологии в этой
Школе, как уже упоминалось, стали глубинные, бессознательные
Структуры психики, а методом их исследования - разработанный
Этой школой психоанализ.
В становлении этой школы ведущая роль принадлежит, безус-
Ловно, 3. Фрейду. Без преувеличения можно сказать, что австрий-
Ский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд - один из тех ученых, кто
Во многом повлиял на дальнейшее развитие современной психоло-
Гии, а может быть, и направил ее по определенному пути развития.
Это связано не только с содержанием его концепции, но и с лич-
Ными качествами ученого. Его утверждения о приоритете бессоз-
Нательного в содержании психики, о значении сексуальных влече-
Ний и агрессии не были принципиально новыми для психологии.
Эти идеи носились в воздухе в то время, о чем свидетельствуют ра-
Боты Жане, Шарко, Льебо. Именно они подали Фрейду мысль о
Роли гипноза и внушения, о возможности его отсроченного воздей-
ствия. Важным для него было и положение Брентано об интенцио-
нальности, целевом предназначении каждого психического акта.
Такой целью для Фрейда стала адаптация человека. Эта биологи-
Ческая детерминация была одним из важнейших методологических
Принципов его теории, ее стержнем, объясняющим важность на-
Сильственной социализации ребенка, необходимость придания
Социально приемлемой формы сексуальным и агрессивным влече-
Ниям. Болезнь в этой концепции как раз и является результатом
Неудачной (или неполной) адаптации.
Хотя эти новые веяния и существовали в психологии, однако
Нужен был Фрейд с его настойчивостью и авторитарностью, с его
Амбициями и невротическими переживаниями, с его трудными
Воспоминаниями детства и юности, чтобы систематизировать их,
Создав цельную теорию, чтобы они смогли утвердиться в науке.
Без него, возможно, концепция бессознательного, которая, конечно,
Была бы создана, не смогла бы завоевать такой популярности, так
Быстро утвердиться во всех странах. Она была бы другой, более
Конформной, традиционной по содержанию. В то же время нетер-
Пимость Фрейда, ревность к любым модификациям привели его к
Разрыву со всеми учениками и последователями. В результате
Практически невозможно говорить о фрейдизме как о направлении
Или школе, так как концепции Юнга, Адлера, Хорни, Ранка и дру-
гих ученых достаточно самостоятельны. Глубинная психология, в
Отличие от бихевиоризма или гештальтпсихологии, так и не стала
Школой, а представляет собой, скорее, набор отдельных теорий бес-
Сознательного. Однако в некоторой степени это также послужило