Изошли в Европе, в частности в Германии, в те годы и вынудили

Ученых уехать из страны.

Несмотря на то что и Левин, и Вертгеймер, и Келер продолжили

В США научную и преподавательскую работу, наиболее плодо-

Творный период их деятельности связан с Берлинским универси-

Тетом. Попав в небольшие, часто провинциальные по духу (особен-

но по сравнению с Берлинским) американские университеты, уче-

Ные не сразу, по-видимому, смогли адаптироваться к новым усло-

Виям. Повлияли и отсутствие хорошо оснащенных лабораторий, и

Невозможность снова работать вместе, и малочисленность учени-

Ков, с которыми сложно было возрождать исследовательскую ра-

Боту. Возможно, поэтому Левин, который наиболее полно реали-

Зовался в новых условиях, значительно изменил проблематику

Своих работ.

Малочисленность последователей гештальтпсихологии в США

Была связана с тем, что идеи этого направления не были приняты

И широко распространены в американском научном мире. Знаком-

Ство с работами гештальтпсихологов произошло в основном бла-

Годаря Коффке, который первым поехал с циклом лекций в США

И перевел некоторые статьи - свои и своих коллег. Хотя они и бы-

Ли приняты с благожелательным интересом, но господствовавший

Бихевиоральный подход был абсолютно чужд гештальтпсихоло-

Гии, а проблемы познания, творчества, надситуативной активно-

Сти, которые развивали немецкие ученые, не были в центре вни-

Мания их американских коллег. В 30-40-е годы, как было показа-

Но выше, даже идеи Томлена казались слишком сложными и не-

Достаточно результативными для психологии, в которой веду-

Щими стали положения теории научения Халла. Поэтому естест-

Венно, что принципы гештальтпсихологии, отрицавшие воз-

Можность механической редукции и управления поведением чело-

Века, не были актуальны, а их значение осозналось позднее, почти

Через 30 лет.

Хотя история, в том числе и история науки, не знает сослага-

Тельного наклонения, можно предположить, что, если бы развитие

Гештальтпсихологии шло естественным путем, ее становление и

Модификация продолжались бы до настоящего времени, обогатив

Психологию новыми значительными открытиями. Ведь даже сейчас

Можно говорить о влиянии этой школы на многие современные

Концепции не только в теории, но и в прикладной области (напри-

мер, в гештальттерапии Перлза). Общеизвестно и то, что именно

Ореол личности Вертгеймера повлиял на молодого ученого Мас-

Лоу, который начал изучение проблемы самоактуализированной

Личности, одним из образцов которой и стал Вертгеймер.

Контрольные вопросы

Какие направления исследования существуют в школе бихевиоризма?

Почему бихевиористы считали нужным исключить сознание из предме-

Та психологии?

В чем суть понятия научения?

Какой метод исследования поведения был разработан Торндайком?

Какие эксперименты по изучению эмоций проводились Уотсоном?

Каковы причины модификации классического бихевиоризма?

В чем отличие молярного подхода от молекулярного?

Какова роль когнитивных карт в развитии поведения?

В чем разница между первичным и вторичным подкреплением, по мне-

Нию Халла?

В чем различия между стимульным и оперантным бихевиоризмом?

Почему оперантное поведение не распадается при отсутствии подкреп-

Ления?

В чем проявляется роль ожиданий в концепции Мида?

Как объясняет происхождение агрессии Доллард?

Что такое косвенное подкрепление?

В чем значение самоэффективности, по мнению Бандуры?

В чем роль гештальта в развитии восприятия?

17. В чем сущность понятия ≪психологического поля≫?

Какие законы восприятия были открыты в гештальтпсихологии?

Что такое фи-феномен?

Как объяснял Коффка психическое развитие?

В чем значение работ по изучению развития восприятия для гештальт-

Психологии?

В чем значение исследования продуктивного мышления Вертгеймера?

Как объяснял инсайт Келер?

Какова роль инсайта в творческом мышлении?

В чем роль замещения и коммуникации потребностей в теории Левина?

Чем различаются волевое и полевое поведение?

27. Что дает возможность человеку ≪встать над полем≫?

Какие закономерности групповой динамики открыл Левин?

Примерные темы рефератов

Сравнительный анализ подхода к научению в теориях Уотсона и Тол-

Мена.

Особенности формирования поведения в стимульном и оперантном

Подходе.

Наши рекомендации