Изошли в Европе, в частности в Германии, в те годы и вынудили
Ученых уехать из страны.
Несмотря на то что и Левин, и Вертгеймер, и Келер продолжили
В США научную и преподавательскую работу, наиболее плодо-
Творный период их деятельности связан с Берлинским универси-
Тетом. Попав в небольшие, часто провинциальные по духу (особен-
но по сравнению с Берлинским) американские университеты, уче-
Ные не сразу, по-видимому, смогли адаптироваться к новым усло-
Виям. Повлияли и отсутствие хорошо оснащенных лабораторий, и
Невозможность снова работать вместе, и малочисленность учени-
Ков, с которыми сложно было возрождать исследовательскую ра-
Боту. Возможно, поэтому Левин, который наиболее полно реали-
Зовался в новых условиях, значительно изменил проблематику
Своих работ.
Малочисленность последователей гештальтпсихологии в США
Была связана с тем, что идеи этого направления не были приняты
И широко распространены в американском научном мире. Знаком-
Ство с работами гештальтпсихологов произошло в основном бла-
Годаря Коффке, который первым поехал с циклом лекций в США
И перевел некоторые статьи - свои и своих коллег. Хотя они и бы-
Ли приняты с благожелательным интересом, но господствовавший
Бихевиоральный подход был абсолютно чужд гештальтпсихоло-
Гии, а проблемы познания, творчества, надситуативной активно-
Сти, которые развивали немецкие ученые, не были в центре вни-
Мания их американских коллег. В 30-40-е годы, как было показа-
Но выше, даже идеи Томлена казались слишком сложными и не-
Достаточно результативными для психологии, в которой веду-
Щими стали положения теории научения Халла. Поэтому естест-
Венно, что принципы гештальтпсихологии, отрицавшие воз-
Можность механической редукции и управления поведением чело-
Века, не были актуальны, а их значение осозналось позднее, почти
Через 30 лет.
Хотя история, в том числе и история науки, не знает сослага-
Тельного наклонения, можно предположить, что, если бы развитие
Гештальтпсихологии шло естественным путем, ее становление и
Модификация продолжались бы до настоящего времени, обогатив
Психологию новыми значительными открытиями. Ведь даже сейчас
Можно говорить о влиянии этой школы на многие современные
Концепции не только в теории, но и в прикладной области (напри-
мер, в гештальттерапии Перлза). Общеизвестно и то, что именно
Ореол личности Вертгеймера повлиял на молодого ученого Мас-
Лоу, который начал изучение проблемы самоактуализированной
Личности, одним из образцов которой и стал Вертгеймер.
Контрольные вопросы
Какие направления исследования существуют в школе бихевиоризма?
Почему бихевиористы считали нужным исключить сознание из предме-
Та психологии?
В чем суть понятия научения?
Какой метод исследования поведения был разработан Торндайком?
Какие эксперименты по изучению эмоций проводились Уотсоном?
Каковы причины модификации классического бихевиоризма?
В чем отличие молярного подхода от молекулярного?
Какова роль когнитивных карт в развитии поведения?
В чем разница между первичным и вторичным подкреплением, по мне-
Нию Халла?
В чем различия между стимульным и оперантным бихевиоризмом?
Почему оперантное поведение не распадается при отсутствии подкреп-
Ления?
В чем проявляется роль ожиданий в концепции Мида?
Как объясняет происхождение агрессии Доллард?
Что такое косвенное подкрепление?
В чем значение самоэффективности, по мнению Бандуры?
В чем роль гештальта в развитии восприятия?
17. В чем сущность понятия ≪психологического поля≫?
Какие законы восприятия были открыты в гештальтпсихологии?
Что такое фи-феномен?
Как объяснял Коффка психическое развитие?
В чем значение работ по изучению развития восприятия для гештальт-
Психологии?
В чем значение исследования продуктивного мышления Вертгеймера?
Как объяснял инсайт Келер?
Какова роль инсайта в творческом мышлении?
В чем роль замещения и коммуникации потребностей в теории Левина?
Чем различаются волевое и полевое поведение?
27. Что дает возможность человеку ≪встать над полем≫?
Какие закономерности групповой динамики открыл Левин?
Примерные темы рефератов
Сравнительный анализ подхода к научению в теориях Уотсона и Тол-
Мена.
Особенности формирования поведения в стимульном и оперантном
Подходе.