От темпа усвоения знания. Однако у этих программ был и сущест-
Венный недостаток, так как экстериоризация, играющая положи-
Тельную роль в начале обучения, тормозит развитие свернутых,
Умственных действий. Постоянная необходимость повторять про-
Межуточные, давно усвоенные учеником этапы решения мешает
Интериоризации и свертыванию развернутой педагогом схемы ре-
Шения задачи. Это может на определенном этапе снизить мотива-
Цию учащихся. В современных развивающих программах, в том
Числе и разработанных в нашей стране, этот недостаток програм-
Мированного обучения Скиннера был преодолен.
Оперантным научением в своей книге ≪Вербальное поведение≫
(1957) объяснял Скиннер и развитие речи. Он доказывал, что чело-
Веческая речь является особой - вербальной формой поведения и,
Следовательно, подчиняется тем же законам, что и другие его формы.
Иными словами, произносимые нами звуки представляют собой
Разновидность реакции говорящего, которая подкрепляется отве-
Тами или мимикой слушающего. При этом собеседник может на-
Правлять речевые реакции говорящего, изменяя подкрепление. Та-
Ким образом, улыбка или одобрение может закрепить употребление
Данного слова, а несогласие или наказание - замедлить или заста-
Вить заменить одно слово другим. Так реакции родителей помога-
Ют развитию речи детей, определенным формам обращения и т.д.
Против теории вербального поведения выступил известный
Американский лингвист Н. Хомски. Отрицая отождествление языка
С поведением, он выдвинул свою теорию, ключевым понятием ко-
торой стало представление о порождающей грамматике. Изучая,
Каким образом человек способен производить и понимать уникаль-
Ные грамматические конструкции, Хомски пришел к выводу о том,
Что человек обладает неким доопытным механизмом усвоения
Языка, который детерминирует процесс формирования речи. Этим
И объясняется тот факт, что дети во всем мире усваивают язык с
Одинаковой скоростью, проходя при этом сходные последователь-
Ности этапов.
Продуктивная, с точки зрения лингвистики, концепция Хомски
Обладала существенным недостатком, который роднил ее с позици-
Ей Скиннера, - игнорированием культурной детерминанты, веду-
Щей при развитии языка. Хотя теория Скиннера и не получила ши-
Рокого научного признания, она была частично использована при
Обучении языку, особенно в школах для умственно отсталых детей.
В последующие годы Скиннер обратился к проблеме социали-
зации человека, изучал возможность обучения ≪нормативному по-
ведению≫. Разработанный им метод бихевиоральной терапии также
Основан на научении методом проб и ошибок. Однако при этом
Скиннер основывался не только на идеях оперантного подхода,
Но и на взглядах Фрейда. Он был убежден в том, что главным от-
Крытием Фрейда являлись не комплексы вины, а сохранение моде-
Лей поведения, усвоенных в детстве.
Изложению позиции ученого по этим вопросам посвящены
книги ≪По ту сторону свободы и достоинства≫ (1971), ≪Размыш-
ления о бихевиоризме и обществе≫ (1978). Если скиннеровские
Программы обучения детей были встречены с энтузиазмом и полу-
Чили повсеместное распространение, то его подход к программи-
Рованию поведения и так называемые жетонные программы, кото-
Рые были разработаны с целью коррекции отклоняющегося поведе-
Ния (у малолетних преступников, психически больных людей), под-
Верглись обоснованной критике. Прежде всего речь шла о недопус-
Тимости тотального контроля за поведением, без которого невоз-
Можно применение этих программ, так как речь идет о постоянном
Положительном подкреплении желательного поведения и отрица-
Тельном подкреплении (или игнорировании) нежелательного. Кро-
Ме того, возникал вопрос о награде за определенное число набран-
Ных жетонов и особенно о наказании за их недостаточное количе-
Ство. Проблема заключалась в том, что такое наказание должно
Быть достаточно эффективно, т. е. значимо для ребенка, но в то же
Время при этом не должны нарушаться основные права детей и не
Должна происходить фрустрация их основных потребностей.
Однако, несмотря на эти недостатки, подход Скиннера дал ре-
Альную возможность корректировать и направлять процесс обуче-
Ния, процесс формирования новых форм поведения. Он оказал ог-
Ромное влияние на психологию, и в современной американской