Уотсоном и Торндайком взгляды на социогенетическую природу

Психического развития, т.е. исходил из того, что развитие есть

Научение, которое обусловливается внешними стимулами. Однако

От констатации Скиннер перешел к разработке методов целена-

Правленного обучения и управления поведением, а потому в пси-

Хологии он остался в первую очередь как теоретик обучения, раз-

Работавший различные программы обучения и коррекции пове-

дения. Его методы изложены в работах ≪Наука и человеческое

поведение≫ (1953), ≪Технология обучения≫ (1968).

На основе представления о том, что не только умения, но и зна-

Ния представляют собой вариации поведения, Скиннер разработал

его особый вид - оперантное поведение. В принципе он исходил из

Того, что психика человека основана на рефлексах разного рода и

Разной степени сложности. Однако, сравнивая свой подход к фор-

Мированию рефлексов с подходом И.Павлова, он подчеркивал

Существенные различия между ними. Условный рефлекс, форми-

руемый в экспериментах Павлова, он называл стимульным пове-

дением, так как он связан с ассоциацией между разными стимулами

И не зависит от собственной активности субъекта. Так, собаке по

Звонку всегда дается мясо независимо от того, что она в этот мо-

Мент делает. Таким образом, возникает ассоциация между мясом

И звонком, в ответ на который наблюдается слюноотделение. Одна-

Ко, подчеркивал Скиннер, такая реакция быстро формируется, но

И быстро исчезает без подкрепления, она не может быть основой

Постоянного поведения субъекта.

В противовес этому подходу при оперантном обучении подкре-

Пляется не стимул, а поведение, операции, которые совершает субъ-

Ект в данный момент и которые приводят к нужному результату.

Большое значение имеет и тот факт, что сложная реакция при этом

Разбивается на ряд простых, следующих друг за другом и приво-

Дящих к нужной цели. Так, при обучении голубя сложной реакции -

Выходу из клетки при помощи нажатия клювом на рычаг Скиннер

Подкреплял каждое движение голубя в нужном направлении, доби-

Ваясь безошибочного выполнения этой сложной операции. Такой

Подход к формированию нужной реакции имел большие преиму-

Щества по сравнению с традиционным. Прежде всего это поведение

Было намного устойчивей, оно очень медленно угасало даже при

Отсутствии подкрепления. Скиннер обратил внимание на то, что

Даже одноразовое подкрепление может иметь значительный эф-

Фект, так как при этом устанавливается, пусть и случайная, связь

Между реакцией и появлением стимула. Если стимул был значимым

Для индивида, он будет пытаться повторить реакцию, которая при-

Несла ему успех. Такое поведение Скиннер называл суеверным,

Указывая на его значительную распространенность.

Не меньшее значение имеет и тот факт, что обучение при опе-

Рантном обусловливании идет быстрее и проще. Это связано с тем,

Что экспериментатор имеет возможность наблюдать не только за

Конечным результатом (продуктом), но и за процессом выполне-

Ния действия (ведь оно разложено на составляющие, реализуемые

в заданной последовательности). Фактически происходит экстерио-

ризация (переход во внешний план) не только исполнения, но и ори-

Ентировки и контроля за действием. Ведь подкрепляя правильное

Действие нужным стимулом, учитель демонстрирует ребенку, на

Какие элементы ситуации ему надо обращать внимание, а также

Что и в каком порядке с ними делать. Иными словами, детям дают-

Ся схема ориентировки и схема действия, причем учитель имеет

Возможность наблюдать процесс усвоения этих схем.

Особенно важно, что такой подход возможен при обучении не

Только определенным навыкам, но и знаниям. Разработанный

Скиннером метод программного обучения позволял оптимизиро-

Вать учебный процесс, разработать корректирующие программы

Для неуспевающих и умственно отсталых детей. Эти программы

Имели огромные преимущества перед традиционными программа-

Ми обучения, так как давали возможность учителю контролировать

И в случае необходимости исправлять процесс решения задачи,

Мгновенно замечать ошибку учащегося. Кроме того, эффектив-

Ность и безошибочность выполнения повышали мотивацию учения,

Активность учащихся. Наблюдение за процессом решения также

Позволяло индивидуализировать процесс обучения в зависимости

Наши рекомендации