Основные знания, умения и навыки, характеризующие результативность усвоения материала.

Учащиеся должны знать:

- что Ярославский край давал фронту;

- воинские части, сформированные в городе;

- имена наших земляков Героев Советского Союза, чьими именами названы улицы Ярославля.

Учащиеся должны понимать, что Победа складывалась из вклада каждого человека, гражданина, что каждая семья причастна к истории, каждый человек творит ее.

Учащиеся должны уметь устанавливать связь истории страны, края, семьи.

  1. Начало войны.

Звучит песня «Вставай, страна огромная…» муз. А.В. Александрова. Ведущий начинает рассказ.

22 июня 1941 года граждане Советского Союза узнали о начале войны. Как это произошло в Ярославле? Вышел экстренный выпуск газеты «Северный рабочий» (сейчас «Северный край»), листовка на четверть газетного листа. На первой странице было напечатано Обращение к советскому народу, заканчивавшееся призывом: «Враг будет разбит. Победа будет за нами». На второй странице - Указы правительства о мобилизации и объявлении в отдельных местностях СССР (в том числе и Ярославской) военного положения, первый репортаж Великой Отечественной войны об антифашистском митинге на Урочском вагоноремонтном заводе. Для того времени характерна резолюция десятитысячного митинга рабочих резино-асбестового комбината, где было решено не щадя жизни защищать Отечество и дать столько покрышек и оборонной продукции, сколько потребуется для победы над фашизмом. Так сделали все ярославцы. Автомобильный завод выпускал для фронта тягачи, «Североход» - обувь, фабрика «Упорный труд» - валяную обувь. Швейная промышленность области производила гимнастерки и брюки, текстильщики – ткань. Вооружение и боеприпасы, бронепоезда и большегрузные автомобили, автопокрышки и камеры, романовские полушубки и плащ-палатки, сани, лыжи, консервы, лаки и краски, асбестовые волокна, резиновые изделия, энергию, продукцию сельского хозяйства, сырье – все это давал ярославский край для фронта, для победы.

А сейчас вы получите первое задание.Перед вами текстс пропущенными словами. Ваша задача – правильно его восстановить, назвать пропущенные слова.

«Пусть же знают все, что на ярославских …………мы переправлялись через Одер и Шпрее, что в Берлин мы ворвались на ярославских ……………, обутых в ярославские …………… Ярославскими………… и ……………. заставили мы фолькштурмовцев поднять руки в тоннелях берлинского метро. Ярославские крепкие армейские…….. стучали по берлинской панели, и знаменитая душистая ярославская ……………… дымилась в наших трубках и «козьих ножках», когда Москва салютовала Победе над поверженной гитлеровской Германией».

Писатель – фронтовик Василий Смирнов

Писатель перечислил не все, что ярославцы поставляли фронту. От морозов наших солдат спасали ярославские……………….. От дождя и снега укрывала …………… ( такая, что увековечена в памятнике воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине). Ярославские паровозники и вагонники выпускали …………….., воевали на своих……….. Труженики села снабжали фронт ……………… Ярославцы вооружали наших воинов ………… Фронтовая артиллерия передвигалась на ярославских………………. Ярославцы выпускали………………. для танков, самолетов, «катюш».

(катерах, автомобилях, снарядами и минами, сапоги, махорка, валенки и полушубки, плащ-палатка, бронепоезда, паровозах, продуктами, боеприпасами, автоматами ППШ, ручными гранатами, деталями для «катюш», большегрузных автомобилях, оптические приборы и синтетическое волокно)

Через Ярославль не проходила линия фронта, хоть и была очень близка к нему. Жители города готовились к возможным боевым действиям.

210 тыс. человек строили оборонительные сооружения по линии Ярославль-Рыбинск-Кострома. 25 октября 1941 года был создан Городской комитет обороны. Возглавила мобилизацию ярославцев на отпор врагу Коммунистическая партия, находящаяся в те годы у власти. В знак доверия партии и правительству в вопросе защиты Родины от врага в партию вступили 28 тысяч 287 человек.

В ожидании приближения линии фронта началась эвакуация промышленности на восток. После исчезновения угрозы нападения необходимо было наладить работу на предприятиях, восстанавливать разрушенные бомбежками (Московский вокзал, Шинный завод).

Очень большая территория страны была оккупирована фашистами. В связи с этим, промышленность лишилась необходимых поставок топлива. Ярославль перешел на собственное топливо (дрова, торф). Стали строиться Угличская и Рыбинская ГЭС. Ярославская электроэнергия сыграла важную роль, когда шли бои под Москвой.

На ярославских предприятиях осваивался выпуск новой продукции для фронта. Например, выпуск Асбестовым комбинатом синтетических волокон для танков и авиации.

Увеличился до 12 часов рабочий день. Люди работали без отпусков, пенсионеры, дети, женщины заменили ушедших на фронт мужчин.

Для того чтобы увеличить количество производимой продукции для фронта, было организовано социалистическое соревнование между предприятиями. Инициаторами явились Шинный завод и завод синтетического каучука. Были и другие инициативы и движения. Это движение многостаночников, совмещение профессий, чтобы меньшим числом работников дать больше продукции.

Горожане помогали колхозникам при уборке урожая, распахивались новые земли, было организовано обучение трактористов взамен ушедших на фронт.

Жители области оказывали помощь ленинградцам, областям, пострадавшим от оккупации.

Люди отдавали для фронта заработок, ценности, продукты, теплые вещи, сдавали кровь.. Вкладом в Победу были бронепоезда, танковая колонна, танки «Народный учитель», «Боец всеобуча», «Боевые подруги», звено истребителей «Ярославский пионер», батарея дальнобойных орудий, эскадрилья самолетов «Ярославский комсомолец», подводная лодка «Ярославский комсомолец», танковая колонна «Иван Сусанин»

Второе задание будет таким. Ответьте на вопрос и докажите свою точку зрения. Можно ли сказать, что Ярославль воевал, ведь здесь не проходила линия фронта? При оценке ответа учитывается полнота доказательства.

Ярославцы воевали на фронтах Великой Отечественной войны.

Третье задание будет состоять в следующем. Сейчас будут названы дивизии и другие войсковые части, сформированные в Ярославской области. Ваша задача – запомнить их и получить как можно больше очков.

- В Ярославле была сформирована 243 дивизия. Ее боевой путь прошел через Калинин, Москву, Ржев, Донбасс, Никополь, Николаев, Одессу, Кишинев, Венгрию, Чехословакию до Дальнего Востока. За героические действия в боях с японцами она получила почетное звание Хинганской.

- В Рыбинске была сформирована 246 дивизия. Она воевала с врагом в Смоленске, Великих Луках, Москве, Ржеве, на Курской дуге, на Украине, во Львове, Кракове, Чехословакии, Праге. Отличилась дивизия в боях на Украине и стала называться Шумской.

- 328 дивизия освободила 400 населенных пунктов. Воевала в Рязани, Туле, Смоленске. За успешные боевые действия она получила звание 31 гвардейской дивизии, позже добавилось название Витебской. Закончила боевой путь в Восточной Пруссии.

- 234 дивизия (Коммунистическая) прошла путь от Волги до Эльбы. За бои под Смоленском получила название Ломоносовская, во время боевой операции в Чехословакии – Пражской.

- Славный боевой путь прошли 285, 288, 291, 324 дивизии.

- В Ярославской области были сформированы 106 кавалерийский полк, 28 резервный, 2-я ударная армия, спец. подразделения.

Вы видите, что Победа досталась большой ценой. Ярославцы и жители области воевали на фронте, упорно трудились в тылу и были удостоены высоких наград.

И сейчас наступило время для четвертого домашнего задания. Свыше двухсот Героев Советского Союза воспитала Ярославская земля. Имена многих из них были увековечены в названиях улиц. О героях, в память о мужестве которых названы улицы нашего города, мы и послушаем ваш рассказ. (Звучат сообщения учащихся)

Кривов Н.А. (1922-1943) Летчик-штурмовик. На его счету 92 боевых вылета. Последний бой провел с 4 фашистскими истребителями. Смертельно раненный сумел посадить самолет. Герой Советского Союза посмертно.

Жуков М.П. (1923-1943) Один из первых трех Героев Советского Союза в Великой Отечественной войне. 30 июня 1941 года совершил первый таран фашистского самолета. На улице имени Жукова, во дворе школы №3 установлен бюст героя.

Карабулин Н.М.(1918-1943) Осенью 1941 года за один вылет звено его истребителей уничтожило 20 фашистских самолетов. Получил 20 осколочных ран, но посадил самолет. В боях под Смоленском уничтожил 23 фашистских танка. Герой СССР.

Докучалов П.С. (1921-1947) Летчик. Воевал на Центральном фронте. Совершил 132 боевых вылета, провел 6 воздушных боев, уничтожил 15 танков, 130 автомашин, 3 склада с горючим, 950 гитлеровцев. Герой Советского Союза.

Колесова Е.Ф. (1920-1942) Добровольцем пошла на фронт. Служила в партизанской десантной группе. За дерзкие налеты на вражеские заставы командиру группы Е.Колесовой партизаны дали кличку «Алешка-атаман». Герой СССР посмертно.

Бахвалов В.П. (1914-1942) До войны работал плотником на строительстве резино-асбестового комбината. Звание Героя Советского Союза получил в 1940 году в финской войне. Служил стрелком-радистом на бомбардировщике. Был сбит. Раненный в ногу, он ползком добрался до линии фронта к своим. Участвовал в Великой Отечественной войне. Погиб в неравном бою с 6 фашистскими самолетами, два из которых сбил.

Толбухин Ф.И. (1894-1949) Маршал Советского Союза. Командовал Южной группой войск, размещавшейся в Болгарии и Румынии, затем командовал Закавказским военным округом. Он награжден орденом «Победа», другими орденами и медалями. В канун 20-летия Победы ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Щапов Б.Д. (1921-1944) Летчик. Прибыл на фронт в 1943 году. Участвовал в боях на Курской дуге, под Белгородом и Харьковом, при переправе через Днепр в районе Кременчуга. Погиб в воздушном бою под городом Яссы. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.

Харитонов Ф.М. (1899-1943) Кадровый офицер. Командовал воздушно-десантным корпусом. Генерал-майор. Заместитель начальника Южного фронта. В 1942 году командовал 6-й армией, которая участвовала в разгроме немецко-фашистских войск под Сталинградом.

Кудрявцев А.С. (1909-1945) На фронте с 194 года. Танкист. 1 февраля 1945 года экипаж танка прорвался в глубокий тыл врага. За двое суток уничтожили около 200 гитлеровцев и 2 танка, разгромили штаб танкового корпуса «СС», захватили ценные документы. На третьи сутки экипаж невредимым вернулся в распоряжение батальона. А.Кудрявцев погиб при освобождении Вены. Герой Советского Союза посмертно.

Куропатков Н.Ф. (1915-1945) Участвовал в переправе через реку Петсамо-Иоки. Во время операции товарищи Куропаткова погибли. Один он переправился на противоположный берег, захватил плацдарм и, выдерживая атаки врага, уничтожил 20 фашистов. Раненый Н.Куропатков отвлекал внимание неприятеля от основной переправы. Друзья подоспели вовремя. Погиб он в феврале 1945 года. Звание Героя СССР получил посмертно.

Новожилов С.А. (1918-1943) Один из одиннадцати летчиков-ярославцев, повторивших подвиг Гастелло. Участвовал в битвах под Сталинградом, на Курской дуге, где и погиб. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.

Носков А.М. (1924-1944) В 19 лет пошел на фронт. В 20 лет совершил подвиг, закрыв грудью офицера от пули. Похоронен с воинскими почестями в поселке Гай Минской области. Герой Советского Союза посмертно.

Наумов А.Ф. (1923-1943) Командир тяжелого танка. Участвовал в ликвидации гитлеровской группировки под Сталинградом. В ходе наступления танк Наумова уничтожил огнем и гусеницами 15 пулеметных точек, 5 землянок, и более 100 гитлеровцев. В ходе боя снаряд разорвал гусеницу. Фашисты окружили танк. Экипаж сражался до последнего патрона. На предложение сдаться враги услышали: - «Русские плен не сдаются!» Экипаж сгорел в танке исполняя «Интернационал». Всем присвоено звание Героя СССР.

Маланов А.А. (1917-1941) Летчик. Провел 39 воздушных боев, 27 раз летал в разведку, 67 раз участвовал в штурмовых атаках. В небе Одессы повторил подвиг Гастелло, горящий самолет направил на вражескую колонну. Ушел из жизни в 24 года. Герой Советского Союза посмертно.

Ярославцы помнят не только героев, получивших звание Героя СССР. Памяти достойны все, кто сражался на фронтах Великой Отечественной войны, все, кто трудился для Победы в тылу.

Последнее пятое заданиесостоит в следующем. Вспомните и назовите памятники Победе в Ярославском крае. Ответы команды оформляют письменно (возможны устные ответы по очереди, за последний ответ можно дать дополнительный балл).

(Ответы: памятник 30-летию Победы, Вечный огонь, воинское кладбище, памятники на предприятиях, улицы, названные именами героев, книги о подвигах земляков, дивизиях и воинских частях, сформированных в Ярославской области и воевавших на разных фронтах Великой Отечественной войны)

II. «Старая квартира»

Цели:

-образовательные: расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

- развивающие: способствовать развитию творческих способностей детей;

- воспитательные: создать условия для воспитания патриотических чувств, любви к Родине;показать учащимся вклад школы в победу над фашистской Германией и формировать у школьников уважительное отношение к своей школе.

Задачи:

- в качестве источников знаний использовать произведения живописи, музыки, литературы;

- добиваться реализации поставленных целей через деятельность учащихся (общение с фронтовиками, творческую, эвристическую деятельность и др.);

- использовать для раскрытия истории школы времен войны возможности школьного музея.

Формы работы:

-погружение в историческую эпоху,

- рассказ фронтовиков (бывших учащихся и учителей школы) о Великой Отечественной войне,

- мини экскурсия с использованием экспонатов школьного музея,

- фотохроника битв Великой Отечественной войны,

- викторина «Что знали о Победе дети военных лет?», музыкальная викторина.

Наглядные пособия:

фотодокументы времен Великой Отечественной войны, экспонаты школьного музея, портреты пионеров-героев, пластинки с записями песен военных лет:: К.Шульженко, Л.Утесова, И.Юрьевой.

План:

1. Вступление.

2. Кадры хроники.

3. «Политинформация» (рассказ учащихся о детях-героях).

4. Викторина «Что знали о Победе мальчишки военных лет?».

5. Стихотворение С.Орлова «Его зарыли в шар земной».

6. Минута молчания.

7. Обзор книг о Великой Отечественной войне.

8. Свидетели войны (выставка с использованием экспонатов школьного музея).

9. «Листая старый альбом» (работа со стендом, где помещены фотографии и документы учащихся и учителей школы, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны).

10. Выступление учителя-фронтовика Варакина Бориса Федоровича.

11. Стихотворение М. Львова «Чтоб стать мужчиной?».

12. Музыкальная викторина на тему песен военных лет.

13. «Страница памяти» (выступление учительницы, бывшей выпускницы школы Т.Н.Чуриковой о героине войны Зое Зубрицкой, чье имя носила школа).

14. Стихотворение Я.Коласа «Венок памяти».

Литература для подготовки к мероприятию:

  1. Стихи военных лет.
  2. Пластинки с песнями Л.Утесова, К.Шульженко, И.Юрьевой.
  3. Литература о пионерах-героях.
  4. Художественная литература о Великой Отечественной войне.

Наши рекомендации