Ективным методом, без произвольных доп)'щений о недоступном
Этому методу внутреннем мире сознания. Однако Толмен возражал
Против того, чтобы ограничиваться в анализе поведения только
формулой ≪стимул-реакция≫ и игнорировать факторы, которые
играют незаменимую роль в ≪промежутке между ними≫. Эти фак-
торы он и назвал ≪промежуточными переменными≫. Таким обра-
зом, схема Уотсона S-R была переделана в S-O-R, где О - внут-
Ренняя переменная.
Раньше считалось, что эти факторы чисто внутренние, открытые
Только для самого субъекта, способного наблюдать за своим созна-
Нием. Толмен доказывал, что и такие внутренние процессы можно
≪вывести наружу≫ и придать их исследованию такую же точность,
Как исследованию любых физических явлений. К типичным внут-
ренним переменным относится, например, голод. Его нельзя на-
Блюдать непосредственно, однако можно зарегистрировать по не-
Которым косвенным признаком - количеству съеденной пищи, вре-
Мени еды, скорости ее поиска и т.д.
Толмен привнес в бихевиоризм философию, отличавшуюся от
атомизма типа схемы S-R Уотсона. Он рассматривал поведение
Не как цепочку из отдельных реакций, а с точки зрения его целост-
Ной, молярной, по определению Толмена (а не молекулярной, как
у Уотсона), организации. Такой холистический взгляд, дававший
Возможность воспринимать непосредственно сложные отношения,
И лег в основу молярного подхода Толмена. Стажировка в Герма-
Нии и работа с К. Коффкой позволили Толмену ознакомиться с
Принципами гештальтпсихологии, в том числе и с теорией поля
Левина. Отражение этих идей, так же как и концепции В.Джемса
(в лаборатории которого Толмен обучался, хотя и после смерти
Самого ученого), можно найти в теории когнитивного бихевио-
Ризма Толмена.
Целостное поведение Толмен описывал как систему, имеющую
Определенную цель и связанную со своим окружением сетью позна-
вательных отношений. ≪Готовность средств для цели≫ и ≪ожидание
гештальтзнака≫ - вот термины, при помощи которых он описыва-
Ет реакцию организма на окружающую среду. Организм ориенти-
Руется в ситуациях, к которым приспосабливается, благодаря тому,
Что выделяет определенные признаки, ассоциирующиеся с точкой
выбора (гешталыпзнаки) и позволяющие различать, ≪что ведет к
чему?≫. Он не просто случайно сталкивается со средой, а как бы
Идет навстречу ей со своими ожиданиями, строя своего рода гипо-
Тезы и даже проявляя изобретательность в поисках оптимального
Выхода из проблемной ситуации.
В отличие от других бихевиористов Толмен настаивал на том,
Что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. По
Его экспериментальным данным, организм, постепенно осваивая
обстановку, строит познавательную (≪когнитивную≫) карту того
Пути, которому нужно следовать для решения задачи. В качестве
Главных задач испытуемые животные в опытах Толмена должны
Были найти выход из лабиринта, чтобы получить подкормку и тем
Самым удовлетворить потребность в пище. В классических экспе-
Риментах Толмена с крестообразным лабиринтом было показано,
Что крысы, которые заучивают моторные реакции, ориентируются
Хуже, чем те, которые выработали карту лабиринта, ориентируясь
На гештальтзнак.
Он также исследовал факторы, влияющие на быстроту и точ-
Ность построения когнитивных карт, доказав, что некоторые из
Них способствуют лучшему научению, а другие приводят к фикса-
Ции на определенной реакции (сужению карты), что снижает аде-
Кватность поведения в новой ситуации. Он подчеркивал, что по-
Мимо независящих от субъекта причин (болезнь, неудачное рас-
Положение элементов ситуации) сужение когнитивных карт связа-
Но и с такими факторами, как слишком большое число повторе-
Ний первоначально выученного материала и наличие избыточной
Мотивации или условий, вызывающих слишком сильную фруст-
Рацию. Таким образом, регресс, перенесение агрессии на других
Людей, нетерпимость и другие негативные социальные моменты
Вызваны во многом неадекватными картами, плохой ориентиров-
кой в окружающем. В своей работе ≪Когнитивные карты у крыс и
человека≫ Толмен не только приводил новые доказательства ог-
Раниченности молекулярного подхода, но и призывал уменьшить
Уровень фрустрации, ведущей к ненависти и нетерпимости, кото-
Рые порождаются узкими когнитивными схемами. Он подчеркивал,