Лины стали немецкие ученые М.Лацарус (1824-1903) и X. Штейн-
таль (1823-1899), которые в 1859 г. приступили к изданию ≪Жур-
нала психологии народов и языкознания≫. В программной статье
≪Мысли о народной психологии≫ необходимость развития психо-
логии народов - новой науки, входящей в состав психологии, - они
Объясняли потребностью исследовать законы душевной жизни не
Только отдельных индивидов, но и целых общностей, в которых
люди действуют ≪как некоторое единство≫, прежде всего народов
(этнических общностей в нашем понимании), так как именно народ
Как нечто историческое является для любого индивида абсолютно
Необходимой и самой существенной из всех общностей, к которым
Он принадлежит.
Все индивиды одного народа имеют ≪сходные чувства, склонно-
сти, желания≫, все они обладают одним и тем же народным духом,
Который немецкие мыслители понимали как психическое сходство
Индивидов, принадлежащих к определенному народу, и одновре-
Менно как их самосознание. По мнению Штейнталя, именно народ-
Ный дух, который проявляется прежде всего в языке, затем в нравах
И обычаях, установлениях и поступках, в традициях и песнопениях,
И призвана изучать психология народов. Основными задачами но-
Вой науки Лацарус и Штейнталь считали: 1) познание психологиче-
ской сущности народного духа; 2) открытие законов, по которым
Совершается внутренняя деятельность народа в жизни, искусстве и
Науке; 3) выявление основных причин возникновения, развития и
Уничтожения особенностей какого-либо народа. Выделение этих
Задач свидетельствует о том, что немецкие мыслители рассматри-
Вали психологию народов как науку объяснительную, сводящую
Общие законы языка, религии, искусства, науки, нравов и других
Элементов духовной культуры к психологической сущности.
Идеи Лацаруса и Штейнталя сразу же нашли отклик в научных
Кругах многонациональной Российской империи: уже в 1859 г. поя-
Вился русский перевод изложения их программной статьи. Во мно-
Гом этот интерес связан с тем, что в России к тому времени уже
Была предпринята попытка сбора этнопсихологических, по сути,
Данных, хотя концептуальной модели новой науки построено не
Было.
В нашей стране рождение этнопсихологии связывают с деятель-
Ностью Русского географического общества, члены которого рас-
сматривали ≪психическую этнографию≫ как один из разделов этно-
Графии. Н. И. Надеждин, предложивший этот термин, полагал,
Что психическая этнография должна изучать духовную сторону
Человеческой природы, умственные и нравственные способности,
Силу воли и характера, чувство человеческого достоинства и т. п.
Как проявление народной психологии рассматривалось Н. И. На-
Деждиным и устное народное творчество - былины, песни, сказки,
Пословицы.
Позднее, в 70-е годы прошлого века, и в России, вслед за Гер-
манией, была предпринята попытка ≪встроить≫ этнопсихологию в
Психологию. Идеи эти возникли у правоведа, историка и философа
К.Д.Кавелина (1818-1885), который в 40-е годы участвовал в осу-
Ществлении программы этнографических исследований Русского
Географического общества. Не удовлетворившись результатами
сбора субъективных описаний ≪умственных и нравственных свойств≫
народов, Кавелин высказал мысль о возможности ≪объективного≫
Метода изучения народной психологии по продуктам духовной
Деятельности - памятникам культуры, обычаям, фольклору, веро-
Ваниям. По его мнению, задача психологии народов - установление
Общих законов психической жизни на основе сравнения однород-
Ных явлений и продуктов духовной жизни у разных народов и у
Одного и того же народа в разные эпохи его исторической жизни.
Однако в России первая попытка создания научной этнопсихоло-
Гии в рамках психологии окончилась неудачей, так как Кавелин
Потерпел поражение в научной дискуссии с основоположником
Естественно-научного направления в российской психологии
И. М. Сеченовым, считавшим невозможным изучение психики по
Продуктам духовной культуры.
Рубеж XIX-XX вв. отмечен несколькими вариантами целостных
этнопсихологических концепций и первыми примерами эмпири-
Ческих исследований. Прежде всего следует вспомнить немецкого
психолога В.Вундта (1832-1920), создателя психологии народов
Как одной из первых форм социально-психологического знания.
Первую этнопсихологическую статью Вундт напечатал в 1886 г., а