Последние двадцать лет своей жизни ученый полностью посвятил

созданию десятитомной ≪Психологии народов≫. Предшественни-

Ками Вундта в создании новой науки были Лацарус и Штейнталь,

Но он серьезно отклонился от предложенного ими пути и после-

Довательно проводил основополагающую для социальной психо-

Логии мысль, что совместная жизнь индивидов и их взаимодейст-

Вие между собой должны порождать новые явления со своеобраз-

Ными законами, которые хотя и не противоречат законам инди-

Видуального сознания, но не содержатся в них. А в качестве этих

Новых явлений, иными словами, в качестве содержания души на-

Рода, он рассматривал общие представления, чувства и стремления

Многих индивидов.

Мирцимкоискин 257

По мнению Вундта, общие представления многих индивидов

Проявляются прежде всего в языке, мифах и обычаях, а остальные

Элементы духовной культуры вторичны и сводятся к ним. Уже в

Ранних работах немецкого исследователя мы находим четкую

структуру продуктов творческого духа народов: язык содержит

Общую форму живущих в душе народа представлений и законы их

связи; мифы, понимаемые Вундтом в широком смысле как все пер-

Вобытное миросозерцание и даже начала религии, таят в себе пер-

воначальное содержание этих представлений в их обусловленности

чувствованиями и влечениями; обычаи включают возникшие из

Этих представлений поступки, характеризующиеся общими направ-

Лениями воли и зачатками правового порядка.

В России в начале XX столетия философ Г.Г.Шпет (1879-1940)

предпринял еще одну попытку создания этнической психологии,

Причем именно под этим названием. Наиболее подробно он изло-

жил свои взгляды в книге ≪Введение в этническую психологию≫,

Которая вышла из печати в 1927 г.

Полемизируя с Вундтом, для которого продукты духовной куль-

Туры есть психологические продукты, Шпет утверждал, что в са-

Мом по себе культурно-историческом содержании народной жизни

нет ничего психологического. Психологично другое - отношение

К продуктам культуры, к смыслу культурных явлений. Шпет пола-

Гал, что все они - язык, мифы, нравы, религия, наука - вызывают

У носителей культуры определенные переживания: как бы ни были

Люди различны, есть типически общее в их переживаниях как

≪откликах≫ на происходящее перед их глазами, умами и сердцем.

Согласно концепции русского мыслителя, анализируя продукты

Культуры, этническая психология должна выявлять типические

коллективные переживания, иными словами, отвечать на вопросы:

Что народ любит? Чего боится? Чему поклоняется?

Многие идеи Шпета звучат исключительно современно, в част-

Ности его утверждение, что принадлежность человека к народу

определяется не биологической наследственностью, а сознательным

приобщением к тем культурным ценностям и святыням, которые

образуют содержание истории народа. Он писал, что человек сам

Духовно определяет себя, относит себя к данному народу, он может

даже ≪переменить≫ народ, войти в состав и дух другого народа, но

не ≪произвольно≫, а путем долгого и упорного труда пересоздания

Детерминирующего его духовного уклада.

Идеи Лацаруса и Штейнталя, Кавелина, Вундта, Шпета в боль-

Шинстве случаев остались на уровне голых объяснительных схем,

А их концептуальные модели не были реализованы в конкретных

Психологических исследованиях. Но непреходящая ценность этно-

Психологии XIX - начала XX в. состоит в том, что ее творцы по-

Пытались соотнести мир личности не с миром природы, а с миром

Культуры. Хотя социальная психология, которая в XX в. получила

Развитие как экспериментальная наука, отбросила психологию на-

родов за ≪спекулятивность≫ методов и средств анализа, идеи пер-

Вых этнопсихологов о связях культуры с внутренним миром чело-

Века в США были подхвачены другой наукой - культурной антро-

Пологией, к чему мы еще вернемся в дальнейшем.

Первые серьезные сравнительно-культурные исследования в

Экспериментальной психологии, точнее в общей психологии, дати-

Руются концом XIX в. Основателем сравнительно-культурной пси-

Хологии является английский исследователь У. Риверс (1864-1922).

На островах пролива Торреса, на Новой Гвинее и в Индии Риверс

Проверял так называемую компенсаторную гипотезу, согласно ко-

Торой первобытные народы достигли высокого развития перцеп-

Тивных процессов, но за счет меньшего развития умственных спо-

Наши рекомендации