Лективе человек не предоставлен только своим, часто слабым, силам

но ≪имеет долю участия в коллективной энергии, находит в ней под-

держку в минуты слабости и упадка≫. Поэтому, как отмечал Дюрк-

Гейм, в группе люди могут даже пожертвовать своими интересами

Ради общей цели, а интеллектуальное развитие часто связано со стрем-

Лением исполнить свое социальное предназначение, т. е. высшие фор-

Мы человеческой деятельности имеют коллективное происхождение.

Анализируя отношения между личностью и социальной соли-

Дарностью, ученый подчеркивал, что индивид, становясь все более

Автономным, в то же время сильнее зависит от общества, причем

Эти процессы совершаются параллельно. На основе своих исследо-

Ваний он приходил к выводу о том, что в основе формирования

Общества лежит механическая и органическая солидарность. Меха-

Ническая солидарность - это солидарность вследствие сходства.

При господстве в обществе этой формы единения индивиды мало

Чем отличаются друг от друга, они испытывают те же чувства, при-

Вержены тем же ценностям, общество сплочено, потому что инди-

Виды еще не дифференцированы. Такое устройство характерно для

Ранних первобытных обществ.

При органической солидарности сплоченность основана на

Социальной дифференциации. Индивиды не похожи друг на друга,

Но тем не менее могут сосуществовать друг с другом, работать,

Принимать ценности другого и т. д. Этот тип общества характерен

Для современных цивилизаций, культурных обществ, основная ха-

Рактеристика которых - существование высшей морали, которой

Подчиняются все, независимо от вероисповедания, места прожива-

Ния и т.д.

Отсюда вытекает главная идея Дюркгейма о том, что коллек-

Тивное сознание отличается от индивидуального, так как развива-

Ется по своим законам, а не является результатом или выражением

Индивидуальных сознаний. При этом под коллективным сознани-

ем он понимал ≪совокупность общих верований и чувств, свойст-

венных в среднем членам какого-либо общества≫. Так он пришел

К выводу о том, что индивид возникает из общества, а не общест-

Во из индивидов, поскольку свойства социальной системы не мо-

Гут быть объяснены суммой элементов или сведены к ней.

Коллективная жизнь, как и психическая жизнь индивида, со-

Стоит из представлений, при этом индивидуальные и социальные

Представления сравнимы между собой, так как в обеих сферах -

Социальной и психической - обнаруживается один и тот же закон.

Коллективное представление - это особый факт социальной жиз-

Ни, который определяет видение мира отдельной личностью. Оно

Является внешним по отношению к индивидуальным сознаниям, а

Затем постепенно интериоризуется ими.

Общество представляет собой совокупность ассоциированных

Индивидов, и система, которую они образуют, видоизменяется в

Зависимости от их расположения на территории, от количества и

Характера способов общения и общественного сознания. Очень

Важны и социальные явления, т. е. наиболее характерные особен-

Ности коллективной жизни - религиозные верования, обряды, пра-

Вила морали, правовые предписания и т.д. Они обязательны, по-

Этому данный способ деятельности и мышления индивида не сотво-

Рен им, а идет извне, из социума. Эти особенности устанавливаю-

Щихся в конкретном сообществе отношений и влияют главным

Образом на характер коллективных представлений.

Высказанные Дюркгеймом идеи о развитии коллективного со-

Знания были использованы при изучении традиционных культур

Известным психологом, философом и этнографом Л. Леви-Брюлем

(1857-1939).

В работах ≪Первобытное мышление≫ (1922), ≪Первобытная ду-

ша≫ (1927) он использовал богатый этнографический материал о

Жизни народов Африки, Австралии, Океании, находящихся на раз-

Ных этапах социокультурного развития. Опираясь на выдвинутое

Э. Дюркгеймом понятие ≪коллективные представления≫, Леви-Брюль

Утверждал, что различным социально-историческим структурам

Соответствуют определенные типы мышления. Исходя из этого по-

Ложения, он сформулировал теорию о двух типах мышления - пер-

вобытном и логическом. В книге ≪Умственные функции в низших

обществах≫ (1910) он описал первобытное мышление, характеризуя

Его как мистическое по содержанию, пралогическое (дологическое)

По способу организации: нечувствительное к противоречиям и

Наши рекомендации