Вания у детей правильных привычек.

Говоря о развитии нравственности, Джемс особо выделял проб-

Лему личности, причем понимал ее как интегративное целое, что

Было принципиально новым в исследовании личности в тот период.

Он выделял в личности познаваемый и познающий элементы, гово-

ря о том, что познаваемый элемент - это наше эмпирическое ≪Я≫,

Которое мы осознаем как нашу личность, в то время как познаю-

щий элемент - это наше чистое ≪Я≫. Большое значение имело и вы-

Деление нескольких частей в структуре эмпирической личности -

Физической, социальной и духовной личности, описывая которые

Джемс говорит о том, что наше эмпирическое ≪Я≫ шире чисто фи-

Зического, так как человек идентифицирует себя и со своими соци-

Альными ролями, и со своими близкими, что расширяет его физиче-

ское ≪Я≫. В то же время оно может быть и уже физического, если че-

Ловек идентифицируется только с определенными потребностями

Или способностями и отгорожен от других сторон его личности.

Большое значение имело и описание Джемсом чувств и эмоций,

Вызываемых разными структурами и частями личности, прежде

всего описание самооценки (самодовольства и недовольства собой),

О роли которой впервые заговорил именно он. Рассматривая влия-

Ние самооценки на поступки человека, Джемс вывел формулу само-

Уважения, которая представляет собой дробь, в числителе кото-

Рой - успех, а в знаменателе - притязания. Эта формула лежит в ос-

Нове иерархии личностей, стремления человека к самосовершенст-

Вованию и успеху, болезней и неврозов, оценки себя и испытывае-

Мых людьми эмоций.

Джемс (одновременно с датским психологом Ланге) разработал

одну из самых известных теорий эмоций. Эта теория указывает на

Связь между эмоциями и физиологическими изменениями. Джемс

писал, что ≪мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость,

потому что бьем другого, боимся, потому что дрожим≫, т. е. считал,

Что физиологические изменения организма первичны по отноше-

Нию к эмоциям. Несмотря на внешнюю парадоксальность этого

Взгляда, теория Джемса-Ланге получила широкое распростране-

Ние вследствие последовательности и логичности изложения и свя-

Зи с физиологическими коррелятами. Представления Джемса о при-

Роде эмоций, несмотря на большое количество критических заме-

Чаний, частично подтверждаются и современными исследованиями

В области психофармакологии и психокоррекции.

Джемс многое сделал для развития психологии как самостоя-

Тельной науки, независимой от медицины и философии. Он наме-

Тил многие направления продуктивного развития психологии, ши-

рокий план необходимых преобразований. Джемс и поныне счита-

Ется одним из наиболее выдающихся американских ученых, кото-

Рый оказал огромное влияние не только на психологию, но и на

Философию и педагогику.

Идеи, заложенные Джемсом, были развиты Д.Дьюи (1859-1952),

Основателем Чикагской школы функционализма. Он также был

Представителем прагматического направления в философии, ин-

Тересовался прикладным использованием психологии, прежде

всего в сфере образования, включил педагогику в число препода-

ваемых им в университете предметов. Его книга ≪Школа и обще-

ство≫ (1899) пользовалась огромным успехом в США, а труд ≪Пси-

хология≫ (1886) стал первым американским учебником по этому

Предмету до появления учебника Джемса.

Окончив институт и аспирантуру при Балтиморском универси-

Тете Д.Хопкинса, Дьюи получил в 1884 г. докторскую степень и

Начал читать собственный курс психологии в нескольких высших

Учебных заведениях США. В 1894 г. он стал профессором филосо-

фии в Чикагском университете, основав там свою школу, из кото-

Рой вышли десятки американских психологов. В течение десяти лет,

Которые он работал в Чикаго, ему удалось не только создать свою

Психологическую лабораторию и провести реорганизацию кур-

сов, читаемых в университете, но и сформулировать ведущие ме-

Тодологические принципы функциональной психологии. В 1904 г.

Дьюи начал работать в Колумбийском университете. Здесь он

Почти не занимался психологией, посвятив себя главным образом

философии и проблемам образования.

Распространив теорию эволюции на психологию, Дьюи при-

Шел к выводу о том, что процесс исследования, к которому он от-

Носил главным образом мышление, есть форма взаимного при-

Способления организма и среды. Он говорил, что существуют

Наши рекомендации