Вания у детей правильных привычек.
Говоря о развитии нравственности, Джемс особо выделял проб-
Лему личности, причем понимал ее как интегративное целое, что
Было принципиально новым в исследовании личности в тот период.
Он выделял в личности познаваемый и познающий элементы, гово-
ря о том, что познаваемый элемент - это наше эмпирическое ≪Я≫,
Которое мы осознаем как нашу личность, в то время как познаю-
щий элемент - это наше чистое ≪Я≫. Большое значение имело и вы-
Деление нескольких частей в структуре эмпирической личности -
Физической, социальной и духовной личности, описывая которые
Джемс говорит о том, что наше эмпирическое ≪Я≫ шире чисто фи-
Зического, так как человек идентифицирует себя и со своими соци-
Альными ролями, и со своими близкими, что расширяет его физиче-
ское ≪Я≫. В то же время оно может быть и уже физического, если че-
Ловек идентифицируется только с определенными потребностями
Или способностями и отгорожен от других сторон его личности.
Большое значение имело и описание Джемсом чувств и эмоций,
Вызываемых разными структурами и частями личности, прежде
всего описание самооценки (самодовольства и недовольства собой),
О роли которой впервые заговорил именно он. Рассматривая влия-
Ние самооценки на поступки человека, Джемс вывел формулу само-
Уважения, которая представляет собой дробь, в числителе кото-
Рой - успех, а в знаменателе - притязания. Эта формула лежит в ос-
Нове иерархии личностей, стремления человека к самосовершенст-
Вованию и успеху, болезней и неврозов, оценки себя и испытывае-
Мых людьми эмоций.
Джемс (одновременно с датским психологом Ланге) разработал
одну из самых известных теорий эмоций. Эта теория указывает на
Связь между эмоциями и физиологическими изменениями. Джемс
писал, что ≪мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость,
потому что бьем другого, боимся, потому что дрожим≫, т. е. считал,
Что физиологические изменения организма первичны по отноше-
Нию к эмоциям. Несмотря на внешнюю парадоксальность этого
Взгляда, теория Джемса-Ланге получила широкое распростране-
Ние вследствие последовательности и логичности изложения и свя-
Зи с физиологическими коррелятами. Представления Джемса о при-
Роде эмоций, несмотря на большое количество критических заме-
Чаний, частично подтверждаются и современными исследованиями
В области психофармакологии и психокоррекции.
Джемс многое сделал для развития психологии как самостоя-
Тельной науки, независимой от медицины и философии. Он наме-
Тил многие направления продуктивного развития психологии, ши-
рокий план необходимых преобразований. Джемс и поныне счита-
Ется одним из наиболее выдающихся американских ученых, кото-
Рый оказал огромное влияние не только на психологию, но и на
Философию и педагогику.
Идеи, заложенные Джемсом, были развиты Д.Дьюи (1859-1952),
Основателем Чикагской школы функционализма. Он также был
Представителем прагматического направления в философии, ин-
Тересовался прикладным использованием психологии, прежде
всего в сфере образования, включил педагогику в число препода-
ваемых им в университете предметов. Его книга ≪Школа и обще-
ство≫ (1899) пользовалась огромным успехом в США, а труд ≪Пси-
хология≫ (1886) стал первым американским учебником по этому
Предмету до появления учебника Джемса.
Окончив институт и аспирантуру при Балтиморском универси-
Тете Д.Хопкинса, Дьюи получил в 1884 г. докторскую степень и
Начал читать собственный курс психологии в нескольких высших
Учебных заведениях США. В 1894 г. он стал профессором филосо-
фии в Чикагском университете, основав там свою школу, из кото-
Рой вышли десятки американских психологов. В течение десяти лет,
Которые он работал в Чикаго, ему удалось не только создать свою
Психологическую лабораторию и провести реорганизацию кур-
сов, читаемых в университете, но и сформулировать ведущие ме-
Тодологические принципы функциональной психологии. В 1904 г.
Дьюи начал работать в Колумбийском университете. Здесь он
Почти не занимался психологией, посвятив себя главным образом
философии и проблемам образования.
Распространив теорию эволюции на психологию, Дьюи при-
Шел к выводу о том, что процесс исследования, к которому он от-
Носил главным образом мышление, есть форма взаимного при-
Способления организма и среды. Он говорил, что существуют