Разные стадии в развитии мышления, а также целевая направлен-

Ность каждой из них. Отсюда и интерес ученого главным образом

К процессу, в том числе и к процессу мышления, а не к результату

Исследования.

В статье ≪Понятие рефлекторного акта в психологии≫ (1896)

Дьюи доказывал, что предметом психологического исследования

Является не структура сознания, а его функция. Эта статья многи-

Ми исследователями рассматривается как поворотный пункт в

Развитии американского функционализма, который заявил о сво-

Ем несогласии со структурализмом и отстаивал свой подход к

Психологии. (Окончательно программа Чикагской школы функцио-

Нализма была сформулирована последователем Дьюи Д.Энджел-

Лом в его президентском адресе Американской психологической

Ассоциации в 1906 г. В нем функционализм определялся как уче-

Ние о психических операциях в противовес учению о психических

Элементах.) В то же время Дьюи отвергал тождественность психо-

Логического и психофизического подхода к рефлексу, считая по-

Следний предметом физиологии, но не психологии, которая рас-

Сматривает психику в качестве координатора поведения, а одним

Из таких координаторов и является рефлекс.

Психическая деятельность, по мнению Дьюи, представляет со-

Бой поток, но не только сознания, а еще и активности, включаю-

Щей в нераздельной целостности организм и среду. Таким обра-

Зом, он, как и Джемс, не разделял принятое до тех пор в психоло-

Гии разделение субъекта и объекта. Он считал, что невозможно

Рассматривать стимул и реакцию как независимые друг от друга

Феномены. Пока координация организма в среде выполняет адап-

Тационную функцию, эта целостность сохраняется. Если же ста-

Бильность нарушается, то картина протекания деятельности ме-

Няется. Субъект начинает осознавать причину неудачи, движение

Затормаживается, и внимание направляется на определенный

Стимул. Таким образом, сознание - это один из частных моментов

постоянного процесса ≪исследования≫ и адаптации к среде.

Исходя из теории прагматизма, Дьюи считал, что истинность

Или ложность результата осознания должна проверяться послед-

Ствиями конкретного действия. Иначе говоря, реальная жизнь

Проверяет верность тех суждений и понятий, к которым пришел

Человек и на основе которых выстраивал свое поведение. При

Этом Дьюи был убежден в том, что процесс мышления развивает-

Ся в сторону все большей успешности. Поэтому человек может

Наилучшим образом приспособиться к самым сложным ситуаци-

Ям и даже изменить среду. Эта вера Дьюи в человека и его могу-

Щество во многом была связана и с той социальной ситуацией, в

Которой он жил, с высоким темпом технической революции, бу-

Мом технологии, особенно заметным в одном из самых развитых

Промышленных центров США, каким являлся Чикаго. Позже, уже

В своих философских работах, он также подчеркивал силу обще-

Ства, которое может справиться с проблемами, недоступными от-

Дельному человеку. Вера в социальную силу - один из важных

Моментов психолого-философской концепции Дьюи.

Наряду с Дьюи одним из лидеров Чикагской школы был Д. Энд-

Желл (1869-1949), возглавивший ее после отъезда Дьюи в Нью-Йорк.

Благодаря ему факультет психологии Чикагского университета

стал самым популярным в США. В учебнике ≪Психология≫ (1904),

А также в своей речи к Американской психологической ассоциации,

О которой упоминалось выше, он писал, что функционализм иссле-

Дует психические операции, выполняющие роль посредников между

Организмом и средой. Главное назначение сознания, с этой точки

Зрения, состоит в понимании тех изменений, которые происходят в

Новой, все более усложняющейся среде. Организм действует, ис-

Пользуя свои функции - внимание, память, мышление - как единое

Психофизическое целое. То есть фактической разницы между созна-

Нием и движением (разумом и телом), с точки зрения адаптации ор-

Ганизма к среде, нет. Задачей функционализма является изучение

Законов психических процессов и условий, в которых они протека-

Ют. Для этого недостаточно данных интроспекции, необходимо

Использовать и наблюдение, и генетический метод. Поэтому в ра-

Ботах Энджелла и его школы большое внимание уделялось исследо-

Ванию мышечной адаптации и развитию потребностей.

К концу 20-х годов XX в. функционализм стал признанной шко-

Лой, практически полностью оттеснив структурализм. К этому вре-

Наши рекомендации