Щих основу сенсорной мозаики. Наглядно был продемонстриро-
Ван и тот факт, что психическая активность имеет определенную
Направленность, цель. Это согласовывалось и с выводами Бэна и
Спенсера, которые соотносили психическую деятельность с по-
Требностью живого организма в адаптации к окружающему миру.
Таким образом, в психологии на первый план вышла проблема
Исследования содержания не структуры, но функций психики, ко-
Торые бы раскрыли именно психологические особенности взаи-
Мосвязи живого организма со средой. Отвергая взгляд на созна-
ние как устройство ≪из кирпичей и цемента≫, ученые, разрабаты-
Вавшие новое направление в психологии - функционализм, при-
Ходили к выводу о необходимости изучать динамику психических
Процессов и факторов, обусловливающих их ориентацию на оп-
Ределенную цель.
Практически одновременно с положениями Вундта идея о том,
Что каждый психический акт имеет определенную направленность
(интенцию) на объекты внешнего мира, была высказана австрий-
Ским ученым Ф.Брентано (1838-1917). Начав свою деятельность в
Качестве католического священника, он оставил ее из-за несогла-
Сия с догматом о непогрешимости папы и перешел в Венский уни-
Верситет, где стал профессором философии (1873). В то же время
богословское образование, в частности некоторые положения
Схоластики и томизма, оказало в дальнейшем влияние на работы
Брентано.
Его первый труд был посвящен психологии Аристотеля, а так-
Же ее интерпретации средневековыми католическими теологами,
Разработавшими понятие об интенции как особой направленно-
сти мысли. В незавершенной работе ≪Психология с эмпирической
точки зрения≫ (1874) Брентано предложил свою концепцию пси-
Хологии, противопоставив ее господствовавшей в то время про-
Грамме Вундта. Основные положения своей теории он изложил
также в работах ≪Исследования по психологии органов чувств≫
(1907) и ≪О классификации психических феноменов≫ (1911).
Главной для новой психологии он считал проблему сознания,
Необходимость определить, чем отличается сознание от всех дру-
Гих явлений бытия. Только ответив на этот вопрос, подчеркивал
Брентано, можно определить область психологии. Отвергая под-
Ход Вундта к определению содержания сознания, он утверждал,
Что позиция Вундта игнорирует активность сознания, его посто-
Янную направленность на объект. Для обозначения этого непре-
менного признака сознания Брентано предложил термин интен-
ция. Она изначально присуща каждому психическому явлению и
Благодаря этому позволяет отграничить психические явления от
Физических.
Интенция - это не просто активность. В ней совместно с актом
Сознания всегда существует какой-либо объект. В психологии ис-
пользуется, в частности, слово ≪представление≫, под ним понима-
Ется восстановление в памяти отпечатков виденного или слышан-
Ного. Согласно же Брентано, следует говорить не о представлении,
а о ≪представливании≫, т. е. о специальной духовной деятельности,
Благодаря которой осознается прежний образ. Это же относится и
К другим психическим феноменам. Говоря, допустим, о восприятии,
забывают, что в этом случае не просто происходит ≪всплывание≫
чувственного образа, а совершается акт ≪воспринимания≫ этого
содержания. Следует решительно разграничить акт и содержание,
Не смешивать их, и тогда станет совершенно ясно, что психология
Является наукой об актах сознания. Никакая другая наука, кроме
Нее, изучением особых интенциональных актов не занимается.
Описав и классифицировав формы этих актов, Брентано пришел
к выводу о том, что существуют три основные формы: акты ≪пред-
ставливания≫ чего-либо, акты суждения о чем-либо как истинном
Или ложном и акты эмоциональной оценки чего-либо в качестве
Желаемого или отвергаемого. Вне акта объект не существует, но и
Акт, в свою очередь, возникает только при направленности на
Объект. Когда человек слышит слово, его сознание устремляется
Сквозь звуковую, материальную оболочку к предмету, о котором
Идет речь. Понимание значения слова есть акт, и потому это психи-
Ческий феномен. Он разрушается, если рассматривать порознь аку-
Стический раздражитель (звук) и обозначаемую им физическую
Вещь. Раздражитель и вещь сами по себе к области психологии не
Относятся.
Считая, что при обычном самонаблюдении, так же как и при ис-