Ния, т. е. возникновения восприятия, процесса познания в целом.
Изучая этот вопрос, Кондильяк пришел к выводу, что вся психи-
Ческая деятельность есть преобразованные ощущения. Душа име-
Ет только одну первичную способность - способность ощущения,
А все прочие свойства, и теоретические (память, мышление и т.д.),
И практические, развиваются позднее на ее основе.
Для доказательства этого положения Кондильяк использовал
Модель статуи. Неодушевленную статую он предлагал наделить
Единственной способностью - ощущать. При этом сначала возника-
Ет обоняние, затем постепенно другие ощущения - вкус, слух, зре-
Ние и, наконец, осязание. Через восприятие плотности у статуи воз-
Никает представление о внешнем мире, формируется сознание, а
затем и самосознание, она оживает. В ≪Трактате об ощущениях≫
(1754) он доказывал, что ощущение, которое повторяется, стано-
Вится памятью, разные ощущения вызывают сравнение, усмотрение
Их отношений превращается в суждение. Так же появляются и дру-
Гие операции мышления. Внезапное появление нового ощущения вы-
Зывает внимание. Так появляются ведущие психические процессы.
Различные ощущения вызывают чувства удовольствия и неудо-
Вольствия, которые соотносятся с определенными действиями.
Припоминание прежних впечатлений, связанных с удовольствием,
Превращается в потребность, которая начинает руководить пове-
Дением. Впоследствии возникают аффекты, воля, речь для обозна-
Чения своих потребностей, формируется сознание. Превосходство
Человека над животными объясняется, по мнению Кондильяка,
Большим совершенством его ощущений, разнообразием потребно-
Стей и идей, а также наличием речи. Таким образом, все духовное
Берет начало в ощущениях, но при своем развитии у человека ощу-
Щения освобождаются при помощи речи от чувственного опыта,
Обобщаются посредством мышления и становятся общими поня-
Тиями, моралью, основой духовного совершенства и сознания себя.
Сходные идеи развивал и Ш.Бонне (1720-1793), оказавший зна-
Чительное влияние на развитие ассоциативной психологии. Он, как
И Кондильяк, считал, что все психические процессы возникают из
ощущений. В своих работах ≪Опыт психологии≫ (1754) и ≪Опыт
анализа способностей души≫ (1760) он писал о том, что ощущения
Являются реакцией души на чувственные раздражения, при этом в
Центре его внимания было изучение физиологических коррелятов
Ощущений. Рассмотрев связь между определенными мозговыми и
Психическими процессами, Бонне пришел к выводу о том, что ка-
Ждому ощущению соответствует вибрация нервного волокна. По-
этому связи (ассоциации) ощущений и идей представляют собой на
Самом деле связи нервных волокон. Говоря о том, что ассоциации
Обеспечивают развитие и трансформацию ощущений, Бонне пред-
Лагал свое объяснение психического развития, видя в себялюбии
Мотив, а в счастье - конечную цель всякого стремления. Говоря о
Зависимости души от тела, он также утверждал, что существует не-
Уничтожимое эфирное тело, благодаря которому душа может иметь
В загробной жизни воспоминание о жизни земной и приобретать
После уничтожения (смерти) одного тела новое существование в но-
Вом материальном теле.
Наиболее развернутое исследование процесса познания дал
Д.Дидро (1713-1784). В своих работах ≪Мысли об объяснении при-
роды≫ (1754), ≪Разговор Даламбера с Дидро≫ (1769) и других про-
Изведениях он писал о единстве материального мира, высказывал
Гипотезу о родственности всех видов органической жизни, проис-
Ходящих из одного источника - живых молекул, которые рассеяны
По всей материи. Эти молекулы способны ощущать и образуют в
Процессе своего развития все более сложные организмы, составляя
Непрерывную цепь живых существ - от простейших до человека.
Говоря о познании, Дидро подчеркивал, что основой всех поня-
тий являются ощущения. Он писал о том, что человек есть ≪инстру-
Мент, одаренный способностью ощущать и памятью. Наши чувст-
ва - клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа...≫
Таким образом, внешний мир порождает ощущения, которые
Обобщает наш разум, формируя суждения и понятия. В то же время
Дидро не мог не видеть, что ощущения не только субъективны, но
Часто и не совсем точны. Поэтому он настаивал на необходимости
Проверять данные органов чувств измерениями и опытом, который
Связывает наше сознание с внешним миром. Постепенно обобщая