Диалектический характер процесса познания. Единство чувственного и рационального в познании; понятие общественного познания

Диалектика процесса познания по отношению к взаимодействию объекта и субъекта идет от чувственного отражения действительности к логическому отражению и от него к практике. Чувственное отражение - слух, вкус, и т.д. Основные его формы: ощущение, восприятие, представление.

Логическое отражение - способ познания действительности при помощи абстрактного мышления. Основные формы: понятие, суждение, умозаключение.

Практика - это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем. На практике осуществляется проверка результатов познания, теоретических обобщений и выводов, а также полученных новых фактических данных, переход к новому циклу познания.

Диалектика процесса познания по отношению к объекту уточняет, как идет движение мысли вглубь объекта, к егооткрытым свойствам и отношениям. Мысль человека бесконечно углубляется от познания формы - к познанию содержания, от случайного - к необходимому, от явления - к сущности, от сущности первого порядка - к сущности второго порядка и т.д., бесконечно, к самой глубокой сущности - закону. Каждая из постигнутых сущностей выступает основой для познания сущности других предметов и явлений. Сущность выражает самые глубокие, внутренние, наиболее устойчивые и закономерные стороны бытия, она определяет основные черты, главное содержание и тенденции развития предмета. Явление характеризует внешнее, непосредственное обнаружение сущностей, способ ее проявления.

Явление дается человеку в ощущениях, восприятиях,представлениях. Любой новый предмет предстает перед нами как совокупность явлений - внешних признаков (цвет, запах и т.д.). Сущность постигается посредством абстрактного мышления с использованием логических форм и методов. Углубление в сущность, движение к абсолютной истине не может завершиться окончательно, поскольку неисчерпаем любой объект познания, познавательные способности человека ограничены характеристиками его чувствования и интеллекта.

Диалектика процесса познания по отношению к субъек­ту раскрывает смену форм познания. Соотношение кон­кретного и абстрактного развития знаний: познание от конкретного в действительности и ее чувственных образов идет к абстрактным понятиям и определениям и далее - от от­дельных абстракций через их синтез восходит к конкретно­му в мысли. К теории, а затем снова - к практике. Это озна­чает, что для более глубокого проникновения в объект не­обходимо временно уходить от него в область абстрактных образов.

Таким образом, познание является сложным диалекти­ческим процессом, осуществляемым в чувственных и логи­ческих формах на основе практики. Целью познания являет­ся обоснование истины. Познание осуществляется не только в формах чувственного и абстрактно - логических этапов, но также в формах иррационального постижения.

Чувственное восприятие человеком конкретных, отдельных явлений, событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере, насколько полно содержание понятий освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимости чувственного опыта и восприятия от языка, от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической и познавательной деятельности. Однако эта зависимость отнюдь не является односторонней. «Чувственность» и «рациональное мышление» нельзя рассматривать как некоторые якобы абсолютно самостоятельные, изолированные «способности» познающего человека. В реальном познании они находятся в единстве и взаимодействии. Более того, в их сложном взаимодействии обнаруживается два типа деятельности: во-первых, практическая деятельность в самом широком смысле слова, а во-вторых, деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, то есть теоретическая деятельность как особый вид умственного труда. При этом практическая деятельность, в ходе которой непрерывно возникает непосредственный контакт органов чувств с предметами и явлениями природы и общества, тесно связана с мышлением, с понятиями, а теоретическая деятельность проникнута чувственно-образными элементами и тысячью нитей связана со всеми формами практической деятельности. Значит, проблема «чувственности» и «мышления» реально существует как вопрос о специфике и противоречивом взаимодействии двух названных выше типов и уровней деятельности.

Наши рекомендации