Средства борьбы со страстями во многом перекликаются с нравст-
Венным учением стоиков. Однако Декарт, в отличие от стоиков,
Не считал страсти как таковые злом и предостерегал лишь от их
Крайностей и неправильного применения. Важным различием в их
Позициях было и то, что само познание у Декарта становилось
Нравственной деятельностью, а истина и добро - тождественными
Понятиями. Одна и та же единая душа познает сначала истину,
Свободно избегая опрометчивых суждений, чтобы затем в нравст-
Венном поведении действовать согласно с ней.
Рационализм в психологии
После Декарта рационалистическая теория познания получила
Дальнейшее развитие в концепциях Готфрида Вильгельма Лейб-
Ница и Бенедикта Спинозы. Если в теории Лейбница акцент делает-
Ся на проблемы объективности человеческого познания, то нрав-
Ственная, этическая проблематика становится лейтмотивом твор-
Чества Спинозы.
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) родился в Амстердаме в
Семье зажиточного еврейского купца. Готовя сына в раввины, ро-
Дители отдали его в религиозное училище, где будущий философ
Проявил выдающиеся способности. Не закончив обучения, Спиноза
Был вынужден уйти из училища и помогать отцу в ведении торго-
Вых дел. После смерти отца он оставил торговлю и начал зани-
Маться тем, что его действительно привлекало. Не удовлетворен-
Ный догматическими толкованиями Библии и Талмуда, на которых
Было построено обучение в училище, молодой Спиноза обратился
К изучению латыни, математики, естествознания, медицины и пере-
Довых философских учений. Наибольшее влияние в этот период
Оказали на него произведения Декарта.
Опасаясь влияния на молодежь взглядов Спинозы, который по-
Зволял себе критику иудейского учения и не соблюдал религиоз-
Ных обрядов, совет раввинов еврейской общины стремился обра-
зумить молодого человека, подвергнув его ≪малому отлучению≫,
И даже пытался подкупить его. После неудавшейся попытки убий-
Ства Спинозы руководство общиной прибегло к крайней мере -
≪великому отлучению и проклятию≫. В 1656 г. Спиноза был про-
Клят и изгнан из общины. После этого он некоторое время помогал
Своему учителю в преподавательской работе в латинской школе, а
Затем, вынужденный покинуть Амстердам, поселился в деревушке
Близ Лейдена, где занимался наукой, зарабатывая средства к суще-
Ствованию шлифованием линз.
Приблизительно в 1658-1660 гг. Спиноза создал свое первое
философское произведение - ≪Краткий трактат о Боге, человеке и
его счастье≫; в нем содержались основные положения его учения,
Которые впоследствии получили развитие в главном труде Спино-
зы - ≪Этика≫. В этот же период он начал работу над ≪Трактатом
об усовершенствовании разума≫, который остался незаконченным.
Одним из двух произведений Спинозы, вышедших при его жизни,
были ≪Основы философии Декарта≫ (1663). В 1669 г. Спиноза пере-
Селился в Гаагу, которая была в то время резиденцией нидерланд-
Ского правительства. Здесь он сблизился с деятелями республикан-
Ской партии, прежде всего с ее лидером, талантливым политиком
И математиком Яном де Виттом. Предполагается, что именно по
его просьбе Спиноза написал ≪Богословско-политический трак-
тат≫ - второе и последнее произведение философа, опубликованное
при его жизни. ≪Богословско-политический трактат≫ был напеча-
Тан в 1670 г. без указания имени автора и подлинного места изда-
Ния. В этом трактате Спиноза выступал в защиту свободы мысли
И права непредубежденной критики библейских писаний. Его ав-
торство вскоре раскрылось, и в 1674 г. издание и распространение
Трактата, вызвавшего негодование теологов, были запрещены, что
предрекло неудачу в попытках издания ≪Этики≫, работа над ко-
Торой продолжалась с перерывами более 12 лет и была закончена
В 1675 г.
Несмотря на уединенный образ жизни, Спиноза поддерживал
Контакты с выдающимися учеными своего времени - Р. Бойлем,
X. Гюйгенсом, переписывался с Лейбницем, с которым встретился
За год до своей смерти. В 1673 г. курфюрст Карл Людвиг предло-
жил Спинозе место профессора в Гейдельбергском университете,
От которого ученый отказался, предпочтя привычное спокойствие
И не желая сковывать себя неопределенными границами обещанной
Ему свободы философских занятий. Жизнь Спинозы, не очень бога-
Тая внешними событиями, была полна внутренней напряженности
И борьбы - не с внешними обстоятельствами, но с самим собой и с