Ся и мыслит. Так, исследуя психологические основы самосознания
Декарт открыл, что утверждение ≪Я мыслю, следовательно, я суще-
ствую≫ является единственным неоспоримым и достоверным. Он
Сделал вывод о том, что познание духа легче, чем познание тела и
Окружающего мира, т. е. нет ничего более легкого для познания,
чем дух. Утверждение ≪Я мыслю, следовательно, я существую≫ ста-
Ло тем интуитивным, самоочевидным принципом, опираясь на ко-
Торый Декарт построил систему своей науки.
Декарт писал, что существуют две независимые, самостоятель-
Ные субстанции - душа и тело. Такая философская позиция полу-
чила название дуализм. Основным атрибутом, или свойством, души
Он считал мышление, а основным свойством тела - протяжение,
Или распространенность. Иначе говоря, основным инструментом
Познания, согласно его воззрениям, является душа.
Под мышлением Декарт понимал не только мыслительные про-
Цессы, но и ощущения, представления, чувства, т.е. все, что осоз-
Нается человеком. Поскольку мы осознаем все, что происходит у
Нас в душе, психику Декарт отождествлял с сознанием. Значит, и
Интроспекцию можно рассматривать как объективный метод по-
Знания психики, хотя ее данные, как и данные органов чувств,
Должны проверяться сомнением. Эта точка зрения утвердилась в
Психологии на долгое время. Важно отметить, что идея Августина
о ≪внутреннем опыте≫, о рефлексии была переработана Декартом,
Освобождена от религиозно-мистического содержания и стала
Светской, направленной на познание объективных истин.
В содержании сознания Декарт выделял три вида идей, или по-
Нятий, - порожденные самим человеком, приобретенные и врож-
Денные. Идеи, порожденные человеком, основываются на его соб-
Ственном опыте и являются обобщением данных органов чувств.
Это знания, полученные опытным путем и с помощью индукции
(энумерации, как называет ее Декарт). Декарт не отрицает путь
Познания, предложенный Бэконом, но подчеркивает, что идеи,
Образованные таким образом, не могут привести человека к по-
Знанию объективных законов, а дают лишь знания об отдельных
Предметах и явлениях. Приобретенные идеи есть результат обуче-
Ния, общения с другими людьми и чтения книг. Идеи этого рода
Более полные и совершенные, чем идеи первого вида, поскольку
Являются обобщением опыта разных людей, а не одного человека,
Но все же и с их помощью человек не в состоянии познать сущ-
Ность окружающего мира и себя.
Только врожденные идеи, содержащиеся в разуме, открывают
Человеку истину. Эти знания настолько ясные, что открываются
Человеку сразу, полностью и не нуждаются в опоре на данные ор-
Ганов чувств или логические обобщения. Такой подход к пробле-
Ме познания назвали, как мы помним, рационализмом, а способ,
при помощи которого человек открывает содержание врожден-
ных идей, -рациональной интуицией. К главным врожденным иде-
ям, по мнению Декарта, относятся идеи Бога, ≪Я≫ и числа.
Рационалистическая позиция Декарта проявляется и в выборе
Метода познания. Таким методом, как говорилось выше, он считал
рациональную интуицию, или ≪свет разума≫. Декарт ввел понятие
Рациональной интуиции уже в первых своих работах в отличие от
Понятий страсти, рефлекса, которые им были разработаны уже к
Концу жизни. Понятие интуиции впервые появилось в работе 20-
летнего Декарта ≪Правила для руководства ума≫. В этой же рабо-
Те он дал наиболее ясное и четкое определение интуиции, которое
было только дополнено и уточнено в трудах ≪Рассуждения о ме-
тоде≫, ≪Метафизические размышления≫, ≪Начала философии≫.
Под интуицией он понимал ≪не зыбкое свидетельство чувств и
Не обманчивое суждение неправильного воображения, а понимание
Ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что
Не остается совершенно никакого сомнения относительно того, что
мы разумеем≫. Таким образом, критерий истинности интуитивного
Знания Декарт видел в нем самом, в его легкости и отчетливости,
Что и делает его надличностным. Декарт подчеркивал, что глав-
Ное - хоть однажды использовать интуицию, а один раз придя к
Истине, мы и в дальнейшем ее улавливаем всегда сходным образом,
Разница лишь в длине пути, если истина сложная. Таким образом,
Интуитивному познанию можно научиться упражнением, хотя есть
Люди более и менее одаренные.