Хранение достигнутого состояния. Таким образом, можно говорить

о том, что в его концепции впервые появилась идея гомеостаза,

Хотя и изложенная на уровне науки того времени. Закону самосо-

Хранения, по его мнению, подчиняется и развитие психики, а ра-

Зум и эмоции регулируют данный процесс. При этом в положи-

Тельных эмоциях проявляется сила души, а в отрицательных - ее

Слабость, мешающая самосохранению. Разум же оценивает ситуа-

Ции с этой точки зрения. Сопоставив эти взгляды Телезио с поло-

Жениями последующих психологических концепций, доказываю-

Щих связь эмоций и разума со стремлением к адаптации, можно

Увидеть их родственность, связанную со стремлением объяснить

Психическое его ролью в поддержании жизнедеятельности орга-

Низма. Однако если в последующем в таких объяснениях можно

Найти не только достоинства, но и недостатки, то концепция Теле-

Зио в то время была прорывом к новым объяснительным принци-

Пам, делающим психологию объективной наукой.

О необходимости развивать естественно-научный подход к ис-

Следованиям психики писал и известный испанский ученый Хуан

Луис (Людовик) Вивес (1492-1540). X. Вивес получил образование

В Англии, долгое время работал в Англии, Голландии и Герма-

Нии, поддерживая дружеские отношения со многими европейски-

Ми учеными того времени - Т. Мором, Э. Роттердамским и други-

ми. В своей работе ≪О душе и жизни≫ X. Вивес обосновывал но-

Вый подход к психологии как науке эмпирической, основанной на

Анализе данных чувственного опыта. Для правильного построе-

Ния понятий он предлагал новый способ обобщения чувственных

данных - индукцию. Хотя операционально-логические способы

Индуктивного метода были позднее детально разработаны Фрэн-

Сисом Бэконом, X. Вивесу принадлежит доказательство возмож-

Ности и обоснованности логического перехода от частного к об-

Щему. Основой такого перехода, по мнению Вивеса, служат зако-

Ны ассоциаций, трактовку которых он взял у Аристотеля. Ассо-

Циация впечатлений определяет, по его мнению, природу памяти.

На этой же основе возникают простейшие понятия, дающие мате-

Риал для всей последующей работы интеллекта. Наряду с сенсор-

Ной стороной душевной деятельности важное значение придава-

Лось и эмоциональной. Вивес одним из первых пришел к выводу,

Что наиболее эффективным для подавления негативного пережи-

Вания является не его сдерживание или подавление разумом, а вы-

Теснение другим, более сильным переживанием. Психологическая

Концепция X. Вивеса послужила обоснованием для разработки

Педагогической концепции Я. Коменского.

Не меньше значение для психологии имела и книга другого из-

вестного испанского психолога - Хуана Уарте (1530-1592) ≪Иссле-

дование способностей к наукам≫. Это была первая психологическая

Работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индиви-

Дуальных различий в способностях с целью профессионального

Отбора. В книге Уарте, которую можно назвать первым исследова-

нием по дифференциальной психологии, в качестве основных было

поставлено четыре вопроса:

Какими качествами обладает та природа, которая делает че-

Ловека способным к одной науке и неспособным к другой?

Какие виды дарования имеются в человеческом роде?

Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию

В частности?

По каким признакам можно узнать соответствующее даро-

Вание?

Анализ способностей сопоставлялся со смесью четырех элемен-

Тов в организме (темпераментом) и с различием в сферах деятель-

Ности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление

Государством и т.д.), требующих соответствующих дарований.

Основными способностями признавались воображение (фанта-

Зия), память и интеллект. Каждая из них объяснялась определен-

Ным темпераментом мозга, т. е. пропорцией, в которой смешаны в

Нем главные соки. Анализируя разнообразные науки и искусства,

X. Уарте оценивал их с точки зрения того, какую из трех способ-

Ностей они требуют. Это направило мысль Уарте на психологиче-

Ский анализ деятельности полководца, врача, юриста, теолога и

Т.д. Зависимость таланта от природы не означает, по его мнению,

Бесполезности воспитания и труда. Однако и здесь имеются боль-

Шие индивидуальные и возрастные различия. Существенную роль

В формировании способностей играют физиологические факторы,

Наши рекомендации