Хранение достигнутого состояния. Таким образом, можно говорить
о том, что в его концепции впервые появилась идея гомеостаза,
Хотя и изложенная на уровне науки того времени. Закону самосо-
Хранения, по его мнению, подчиняется и развитие психики, а ра-
Зум и эмоции регулируют данный процесс. При этом в положи-
Тельных эмоциях проявляется сила души, а в отрицательных - ее
Слабость, мешающая самосохранению. Разум же оценивает ситуа-
Ции с этой точки зрения. Сопоставив эти взгляды Телезио с поло-
Жениями последующих психологических концепций, доказываю-
Щих связь эмоций и разума со стремлением к адаптации, можно
Увидеть их родственность, связанную со стремлением объяснить
Психическое его ролью в поддержании жизнедеятельности орга-
Низма. Однако если в последующем в таких объяснениях можно
Найти не только достоинства, но и недостатки, то концепция Теле-
Зио в то время была прорывом к новым объяснительным принци-
Пам, делающим психологию объективной наукой.
О необходимости развивать естественно-научный подход к ис-
Следованиям психики писал и известный испанский ученый Хуан
Луис (Людовик) Вивес (1492-1540). X. Вивес получил образование
В Англии, долгое время работал в Англии, Голландии и Герма-
Нии, поддерживая дружеские отношения со многими европейски-
Ми учеными того времени - Т. Мором, Э. Роттердамским и други-
ми. В своей работе ≪О душе и жизни≫ X. Вивес обосновывал но-
Вый подход к психологии как науке эмпирической, основанной на
Анализе данных чувственного опыта. Для правильного построе-
Ния понятий он предлагал новый способ обобщения чувственных
данных - индукцию. Хотя операционально-логические способы
Индуктивного метода были позднее детально разработаны Фрэн-
Сисом Бэконом, X. Вивесу принадлежит доказательство возмож-
Ности и обоснованности логического перехода от частного к об-
Щему. Основой такого перехода, по мнению Вивеса, служат зако-
Ны ассоциаций, трактовку которых он взял у Аристотеля. Ассо-
Циация впечатлений определяет, по его мнению, природу памяти.
На этой же основе возникают простейшие понятия, дающие мате-
Риал для всей последующей работы интеллекта. Наряду с сенсор-
Ной стороной душевной деятельности важное значение придава-
Лось и эмоциональной. Вивес одним из первых пришел к выводу,
Что наиболее эффективным для подавления негативного пережи-
Вания является не его сдерживание или подавление разумом, а вы-
Теснение другим, более сильным переживанием. Психологическая
Концепция X. Вивеса послужила обоснованием для разработки
Педагогической концепции Я. Коменского.
Не меньше значение для психологии имела и книга другого из-
вестного испанского психолога - Хуана Уарте (1530-1592) ≪Иссле-
дование способностей к наукам≫. Это была первая психологическая
Работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индиви-
Дуальных различий в способностях с целью профессионального
Отбора. В книге Уарте, которую можно назвать первым исследова-
нием по дифференциальной психологии, в качестве основных было
поставлено четыре вопроса:
Какими качествами обладает та природа, которая делает че-
Ловека способным к одной науке и неспособным к другой?
Какие виды дарования имеются в человеческом роде?
Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию
В частности?
По каким признакам можно узнать соответствующее даро-
Вание?
Анализ способностей сопоставлялся со смесью четырех элемен-
Тов в организме (темпераментом) и с различием в сферах деятель-
Ности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление
Государством и т.д.), требующих соответствующих дарований.
Основными способностями признавались воображение (фанта-
Зия), память и интеллект. Каждая из них объяснялась определен-
Ным темпераментом мозга, т. е. пропорцией, в которой смешаны в
Нем главные соки. Анализируя разнообразные науки и искусства,
X. Уарте оценивал их с точки зрения того, какую из трех способ-
Ностей они требуют. Это направило мысль Уарте на психологиче-
Ский анализ деятельности полководца, врача, юриста, теолога и
Т.д. Зависимость таланта от природы не означает, по его мнению,
Бесполезности воспитания и труда. Однако и здесь имеются боль-
Шие индивидуальные и возрастные различия. Существенную роль
В формировании способностей играют физиологические факторы,