Да об отделении души от разума. Он доказывал, что мышление -
это имманентное, главное свойство души, без него душа не сущест-
Вует, а потому невозможно говорить о смерти души и бессмертии
Разума. Таким образом, он отстаивал идею вечности души, а также
Невозможность объяснить все ее законы без опоры на теологию.
С точки зрения Ф. Аквинского, душа человека не просто разумна,
Но сознательна и этим отличается от бессознательной души живот-
Ных. Осознанность характерна не только для разума, но и для дру-
Гих проявлений человеческой души, т. е. это общее свойство души
Человека. Поэтому после томизма в психологии появилась новая
Характеристика духовной активности - сознательность, которая
Противопоставлялась бессознательным проявлениям душевной жиз-
Ни других живых существ и телесной организации.
Важным моментом был и сенсуализм, который Ф. Аквинский
Вслед за Аристотелем и в отличие от большинства психологов то-
Го времени рассматривал в качестве главного пути познания. Он
Писал, что для ощущения необходимо тело, органы восприятия.
Разум, хотя и не пользуется непосредственно органами чувств, не
Может нормально работать без их данных, без образов окружаю-
Щего. Поэтому телесное расстройство неизбежно ведет и к рас-
Стройству умственному. Ф. Аквинский подчеркивал, что образы
Не создаются самим индивидом вне зависимости от окружающего.
Они связаны с внешним миром, а осознаются, актуализируются в
Качестве собственных при помощи специальной операции созна-
ния, получившей название интенции - направленности сознания и
Воли на какой-либо предмет. В XIX в. понятие интенции, введен-
Ное томизмом, будет подхвачено феноменологией и станет осно-
Вополагающим в концепции Ф. Брентано.
Исходя из своего подхода к познанию, Ф. Аквинский примирял
И позиции номинализма и реализма, говоря о том, что универса-
Лии есть и в вещах (как проявление общего), и до них - в уме у Бо-
Га, и после них - в разуме человека.
Хотя концепция Ф.Аквинского и получила широкое распрост-
Ранение, однако к концу XIII в. недостатки схоластики стали на-
Столько очевидны, что все большее число ученых начали рассмат-
Ривать ее (и богословие в целом) как тормоз на пути дальнейшего
Развития науки.
Роджер Бэкон (1214-1292) схоластическим методам противопо-
Ставлял науки, которые приносят людям непосредственную поль-
Зу в отличие от бесплодных рассуждений. В своих трудах он под-
Черкивал, что наиболее опасны для человечества не ошибки, но
Невежество, погружающее мир во мрак, прогнать который может
Только знание. Он ратовал за развитие объективного знания, до-
Марципкоискяя У7
Казывал, что опыт, эксперимент и математика должны быть поло-
Жены в основу всех наук. Опираясь на взгляды Аристотеля, Р. Бэ-
Кон доказывал, что ощущения являются ведущим психическим
Процессом, материалом, из которого рождается знание, а потому
Чисто вербальные методы, схоластические рассуждения не отве-
Чают задаче развития интеллекта. Ему же принадлежит известный
тезис: ≪Знание - сила≫, доказывавшийся безграничность способ-
Ностей и возможностей человеческого ума.
Сходные мысли о необходимости преодолевать ложные поня-
Тия и учиться мыслить развивал и Дуне Скот (1270-1308). Он так-
Же писал о том, что материальная основа психики объединяет лю-
Дей в общую группу, так как материя и есть то общее, что сущест-
вует в вещах, в природе. Отличия же объектам придает форма;
Так, специфическая форма человеческого тела выделяет его из ок-
Ружающего мира.
Отсюда и познание должно быть направлено на познание ин-
Дивидуального, конкретного в каждой вещи. Такое знание осно-
Вывается на чувственном опыте, причем познавательный процесс,
Подчеркивал Д. Скот, это процесс активный. Душа, познавая, не
Только определяется предметом, но и определяет его собственной
Деятельностью. Разум, продолжая процесс постижения окружаю-
Щего, обобщает эти данные и связывает их в понятия. Считая, что
Бытие совпадает с сущностью, ученый доказывал, что все понятия
Душа черпает из своего активного взаимодействия с внешним ми-
Ром, так как, постигая бытие предметов, мы постигаем и их сущ-
Ность. В то же время из этого следовало и то, что все отличаю-
Щиеся друг от друга предметы отличаются и своей сущностью.
Таким образом, Д. Скот ввел в психологию важное положение об
Активном характере ощущений и их связи с деятельностью. Свя-