Жесткая иерархия, которая не давала людям возможности изме-
Нить свой социальный статус, получить свободу от ограничений,
Наложенных на них обществом, давала и некоторые психологиче-
Ские преимущества, повышая уверенность людей в себе и в правоте
Своей позиции, разделяемой группой.
Уверенность в незыблемости существующих правил повышал и
Тот факт, что люди не имели достаточных знаний о том, что нахо-
Дится за границами их географического мира. Поэтому представ-
Ления о нормах и правилах поведения, о ценностных ориентациях,
Существующих в определенной области, считались абсолютными
И обязательными для всех. Уверенность в универсальности и од-
Нотипности пути развития личности делала данные нормы чрез-
Вычайно жесткими. Это сужало вариативность поведения, фруст-
Рируя любые попытки преодолеть стереотипы, свойственные наи-
Более активным и творческим личностям. Жесткая фиксация един-
Ственного социально одобряемого типа развития существенно су-
Жала адаптационные возможности тех людей, которые вследствие
Индивидуальных особенностей (импульсивности, решительности,
Стремления к анализу, а не к принятию на веру информации) отли-
Чались от общепринятых, модельных типов личности.
В то же время отсутствие альтернативных способов социальной
Адаптации облегчало этот процесс для большинства людей. Облег-
Чало адаптацию и сознание безграничности жизни человека, так
Как уверенность в бессмертии души, возможности повторения,
Пусть и не полного, жизненного пути давала надежду на исправ-
Ление ошибок, освобождение от трудностей, бедности, болезней,
Выпавших в земной жизни на долю человека. Это помогало менее
Аффективно воспринимать трудности, опасности, смерти близких,
Повышало психологическую устойчивость многих людей.
Однако в трудные для человека моменты, во время социальных
Катаклизмов (войн, эпидемий и т.д.), случавшихся достаточно
Часто, особенно на протяжении VI-X вв., этих естественных регу-
Ляторов психологической стабильности оказывалось недостаточ-
Но. Поэтому было необходимо разработать способы эмоциональ-
Ной разрядки, очищения от страха и чувства вины. Такие способы
Были найдены в самой церковной культуре. Это были прежде все-
Го обряды исповеди и покаяния; они давали людям уверенность в
Возможности очищения, снятия вины за свои поступки, за нару-
Шения правил, неизбежные в реальной жизни, в возможности
Прощения и искупления тех ошибок, которые были ими сделаны.
Таким образом, недовольство собой не накапливалось, снималась
Напряженность от осознания своих грехов, что способствовало
Укорененности и с собой, и с другими, предотвращало снижение
Самооценки. Терапевтический эффект этих обрядов был тесно
Связан с глубокой верой, надеждой на загробное воздаяние, кото-
Рые служили в этом случае основой для катарсиса.
На вере основывались и способы лечения некоторых психосома-
тических заболеваний (например, истерии), которые использова-
Лись многими священнослужителями в средние века. Уверенность
Людей в том, что данный священник действительно может им по-
Мочь, приводила к тому, что наложение рук, прикосновение к оде-
Жде и т.п. становились мощным стрессовым фактором, излечивав-
Шим больного. Технология внушения, помогающая при подобных
Заболеваниях, впоследствии была использована и в психоанализе.
В этот период продолжалось и развитие ораторского искусст-
Ва, направленного на управление чувствами слушателей, заражение
Их определенным эмоциональным состоянием. Если в античности
Эти приемы основывались главным образом на речи, то в Средне-
Вековье использовались и невербальные средства (жесты, паузы,
Интонации и т.д.), что было серьезным приобретением психоло-
Гии того времени.
Необходимо упомянуть еще об одном способе управления по-
Ведением людей, снижения их эмоциональной напряженности - это
Проведение карнавалов, развитие элементов того, что М. Бахтин
назвал ≪карнавальной культурой≫. Эти праздники давали воз-
Можность выйти за пределы жестких норм, хоть на время изме-
Нить свой статус, забыть о жестких, регламентированных обязан-
Ностях и нормах поведения, открывали простор для катарсиче-
Ского очищения в карнавальной деятельности. Важно, что нару-
Шение запретов на карнавале происходило в роли, под маской,