Собой и не противоречат друг другу, как две параллельные прямые.

Эта теория была сформулирована в IX-X вв. арабским ученым

Ибн Синой и вскоре получила широкое распространение в Европе.

Несколько позже, в ХП-ХШ вв., в психологии возникло на-

правление, получившее название деизм, которое утверждало, что

Существуют две души - духовная (ее изучает богословие) и телес-

Ная, которую изучает психология. Таким образом, появился пред-

Мет для научного изучения.

Расширение прав науки привело к тому, что к XIII в. теория двух

Истин, несколько перефразированная в томизме - теории, разрабо-

Танной известным богословом Фомой Аквинским, - была призва-

На уже защитить веру от научных доказательств. Стараясь прими-

Рить науку и веру, Фома Аквинский писал о том, что они имеют,

Действительно, две разные истины, но в том случае, если истина

Науки противоречит истине веры, наука должна ей уступить.

Все большее влияние на психологию Средневековья начинали

Оказывать и работы Платона и Аристотеля, концепции которых

Постепенно приобретали все более ортодоксальный характер. Мно-

Гие крупные ученые того времени (Ибн Рушд, Ф. Аквинский) были

Последователями Аристотеля, доказывая, что именно их толкова-

Ние этой теории единственно верное.

Если в VI-VII вв. ученым еще ставили в вину ссылки на антич-

ных мыслителей (как, например, Боэцию), то к XIV-XVI вв., на-

Оборот, критика или непочтительный отзыв об этих теориях мог

Привести к крупному штрафу или отлучению от кафедры. Таким

штрафам, например, подвергался Д. Бруно, критиковавший неко-

Торые положения Аристотеля.

К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых

В средневековой науке, относится прежде всего изучение процесса

Мышления и его взаимосвязи с речью. Анализируя становление

Понятийного мышления, ученые ставили вопрос о происхождении

общих понятий (универсалий). Наряду с вопросом о взаимосвязи

Знания и веры он становится одним из центральных в период схо-

Ластики. При этом реалисты (Эриугена, Гильом, Ансельм Кентер-

Берийский) доказывали, что общие понятия реально существуют

Еще до вещей, в уме у Бога. Такой подход перекликался с позицией

Платона, утверждавшего, что общие понятия существуют в миро-

Вой душе, являясь образцом для реальных предметов. Номинали-

Сты (Росцелин, позднее Д. Скот, У. Оккам), напротив, считали, что

общие понятия не существуют в реальности, есть лишь ≪дуновение

голоса≫, т.е. слово, которым для удобства общения фиксируют

группу сходных предметов. Основатель концептуализма (направле-

ния, примыкавшего к номинализму) П.Абеляр доказывал, что об-

Щие понятия существуют и вне вещей, в уме человека, т. е. слово -

Это не только звук, но и значение, которое, оставаясь в названиях,

Передается людям. При этом он одним из первых (наряду с Эриу-

Геной) отстаивал верховенство разума над верой, говоря о том,

Что надо понимать, чтобы верить. Так к XI-XII вв. в науке начал

Возрождаться рационализм, который стал ведущим направлением

В психологии и философии Нового времени.

На изучение вопросов познания в поздней схоластике и в пе-

Риод Возрождения существенный отпечаток наложили работы не

Только античных ученых, но и арабских психологов, которые ста-

Ли проникать в Европу в ХИ-ХШ вв., получая все большее рас-

Пространение.

В то же время наряду с продолжением исследования традицион-

Ных для античной науки вопросов психология Средневековья зани-

Мается и новыми проблемами. Прежде всего к ним относится изу-

Чение взаимосвязи психических и соматических болезней, прово-

Дившееся известным арабским психологом и врачом Ибн Синой.

Эти работы заложили основы современной психофизиологии,

Впервые вскрыли природу стрессов и их влияние на состояние

Психики.

В церковной психологии также проводились важные исследо-

Вания, направленные на изучение способов манипуляции большой

Массой людей, приемов снижения психического напряжения. Для

Того чтобы лучше понять смысл этих исследований, необходимо

Попытаться осознать особенности сознания средневекового чело-

Века, которое существенно отличалось от современного.

Высокая степень укорененности в группе делала самосознание

Средневекового человека почти тождественным сознанию, т. е. каж-

Дый считал себя членом определенной социальной группы, имею-

Щим те же стереотипы, те же права и обязанности, что и другие.

Наши рекомендации