Т.е. в личине другого человека. Поэтому нарушение правил не

Вызывало тревоги и осознания своей греховности, оно приписы-

Валось другому лицу.

К XIV-XV вв. упрочилось положение светской, независимой

От богословия психологии, появлялось все больше ученых, обра-

Щавшихся к психологической проблематике - Р. Бэкон, X. Вивес,

Х.Уарте, У. Оккам. Однако в светской психологии на первый

план выходили не вопросы этики, волевого поведения и свободы

Личности (которые еще долгое время оставались проблемами бого-

Словия), а исследования познавательного развития, речи и способ-

Ностей. Так постепенно психология становилась наукой о сознании

И о тех процессах познания окружающего, которые являются пре-

имущественным содержанием сознания.

Развитие европейской психологии в IV-XI веках

Теория римского ученого Августина Аврелия (354-430), кото-

Рый вошел в историю науки под именем Августина Блаженного,

Ознаменовала переход от античной традиции к средневековому

Христианскому мировоззрению.

Считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что

Ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основопо-

ложником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (от лат.

Voluntas - воля). Индивидуальная воля, согласно Августину, зависит

От божественной и действует в двух направлениях: управляет движе-

Нием души и обращает ее к себе самой. Все изменения, происходя-

Щие с телом, становятся психическими благодаря волевой активно-

Сти субъекта. Так, из отпечатков, которые сохраняют органы чувств,

Воля создает воспоминание. Все знание заложено в душе, которая

Живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из

Души опять-таки благодаря направленности воли. Основанием ис-

Тинности этого знания служит внутренний опыт: душа поворачива-

Ется к себе, чтобы постичь с предельной достоверностью собствен-

Ную деятельность и ее незримые продукты. Значит, мера истины - в

Нашем самосознании. Как бы ни было сильно сомнение, не прихо-

Дится сомневаться в том, что мы живем, двигаемся, существуем, име-

Ем суждения, сомневаемся. Таким образом, даже сомневающийся об-

Ладает истиной, в которой он не сомневается, и для ее обретения нет

Необходимости выходить за пределы души. В некоторой степени эти

Рассуждения Августина спустя время продолжил Р.Декарт, утвер-

Ждавший, что сомнение есть доказательство нашего существования.

Идея о внутреннем опыте, отличном от внешнего, но обладаю-

Щем высшей истинностью, имела у Августина теологический

Смысл, поскольку предполагалось, что истинность даруется Богом.

Богом даруется и воля - источник активности человека. В споре с

Пелагием (ученым, современником Августина) он доказывал, что

человек самостоятельно, без помощи Бога не может прийти к

Нравственности, к высшему счастью и постижению Благодати.

Августин, как и Пелагий, отстаивал положение о свободе воли,

Даруемой человеку Богом. Для объяснения этого противоречия

Августин доказывал, что человек еще на заре своего существова-

Ния не смог распорядиться свободой, дарованной ему Богом. По-

Этому после Адама и Евы человек должен ограничивать собствен-

Ную свободу, направляя свою волевую активность на постижение

Веры. Под верой Августин понимал мысль, сопровождаемую со-

Гласием с ней. Но само это согласие осуществляется разумом. Та-

Ким образом, хотя веру Августин ставил выше разума, оценку ее

Содержания он все же оставлял за разумом. Но воля, как говори-

Лось выше, предшествует разуму, познанию, т. е. человек сначала

Решает что-либо узнать, а затем приступает к исследованию. При

этом главные ответы дает исследование себя, а не окружающего.

Вслед за Плотином Августин сосредоточился на вопросе о по-

Знаваемости субъектом собственных психических актов и состоя-

Ний, отличном от восприятия предметов посредством внешних

Органов чувств, остановив внимание на проблеме самосознания.

В то же время он ввел понятие о врожденной активности души как

Основе развития души. Именно активность, направляя и транс-

Формируя познание и поведение человека, является основой его

Воли. В дальнейшем эта идея Августина реализовалась в концеп-

Ции саморазвития психики, в которой утверждалось, что генезис

Психики не зависит от внешнего воздействия и направляется соб-

Ственной, врожденной активностью, устремленной на развитие.

Наши рекомендации