Работы которого огромное влияние оказало учение Платона.

Последующие три века (примерно до X в.) историки часто и

Справедливо называют годами мрака, подразумевая, что отсутствие

Стабильности, государственной власти, постоянные набеги, эпиде-

Мии делали жизнь людей, как королей и рыцарей, так и простых

Поселян и воинов, тяжелой, полной невзгод и опасностей. Факти-

Чески единственным очагом стабильности, культуры, надежды на

Лучшее будущее в то время была церковь, она же объединяла в

Единое целое разрозненные и враждующие между собой племена.

В этот период и зародилось противостояние церковной и светской

Власти, которое было характерно для Средневековья.

Монастыри становились оплотом науки, в них хранили книги

И обучали грамоте. Вообще единственными грамотными людьми,

Как правило, были монахи, а светские люди, феодалы, даже высшая

Знать, часто не умели писать и считать. В монастырях хранились

Не только церковные, но и светские книги, в том числе списки с

Книг античных психологов. Эти работы изучались и развивались

В трудах церковных ученых, обычно работавших при монастырях.

Важным было и то, что в это суровое время монастыри давали

Защиту, охраняли от голода и многих болезней, от военных грабе-

Жей. Несмотря на противодействие императоров, власть пап оста-

Валась достаточно крепкой, чтобы противодействовать любым по-

Пыткам пошатнуть авторитет церкви. Этому способствовало и то,

Что, несмотря на остатки языческих верований, большинство свет-

Ских властителей также были глубоко верующими людьми.

Такое положение просуществовало несколько веков, однако уже

К ХП-ХШ вв. оно начало изменяться. С укреплением государств,

Развитием городов и ремесел мрак начал рассеиваться, у людей

Появилась надежда на достойную жизнь в настоящем, а не только

Потустороннем мире. Однако для взаимоотношений науки и рели-

Гии этот поворот оказался не столь благоприятным, так как духо-

Венство перестало быть единственным оплотом культуры.

В это время стали появляться первые светские университеты,

Сначала в Болонье, а затем в Париже. Открывались и светские шко-

Лы, т. е. грамотными уже были не только монахи, но и аристокра-

Тия, купцы и ремесленники. Усиление городов с их самоуправле-

Нием, для которого необходимо высокое мастерство и выполне-

Ние цеховых правил, требовало и новой культуры, нового само-

Сознания человека. Появилась и сильная светская власть, которая

Подчинила себе церковную.

Именно в это время и зародилась схоластика, которая в этот

Момент была достаточно прогрессивным явлением, так как предпо-

Лагала не только пассивное усвоение старого, но и активное разъ-

Яснение и модификацию готового знания, развивала умение логи-

Чески мыслить, приводить систему доказательств и строить свою

Речь. Тот факт, что это знание уже готовое, т.е. схоластика связана

С использованием репродуктивного, а не творческого мышления,

Тогда мало настораживал, так как даже репродуктивное мышление

Направлено на получение и доказательство знания. Однако со вре-

Менем схоластика начала тормозить развитие новых знаний, приоб-

Рела догматический характер и превратилась в набор силлогизмов,

Которые не позволяли опровергнуть старые, неправильные или не-

Верные в новой ситуации положения. Точно так же и церковь,

Бывшая в VI-X вв. во многом хранительницей знаний, станови-

Лась тормозом на пути развития науки. В стремлении сохранить за

Собой приоритетные позиции церковь препятствовала развитию

Новых концепций, которые противоречили ее многочисленным

Догмам, причем со временем этих противоречий становилось все

Больше, а неприятие возрастало. Именно в позднем Средневековье

Приобретала все большее значение инквизиция, которая пыталась

Отстоять прежние позиции церкви во власти и науке.

После начального этапа развития психология начала стремиться

К тому, чтобы найти свое место в исследовании души, определить

Тот круг вопросов, который может быть ей отдан богословием.

Естественно, что это привело частично к пересмотру предмета пси-

Хологии - в содержании души была выделена особая категория,

Подлежащая научному исследованию. Необходимость выделиться

Из богословия привела к появлению теории двух истин, которая

Утверждала, что истина знания и истина веры не совпадают между

Наши рекомендации