Собой и не противоречат друг другу, как две параллельные прямые.
Эта теория была сформулирована в IX-X вв. арабским ученым
Ибн Синой и вскоре получила широкое распространение в Европе.
Несколько позже, в ХП-ХШ вв., в психологии возникло на-
правление, получившее название деизм, которое утверждало, что
Существуют две души - духовная (ее изучает богословие) и телес-
Ная, которую изучает психология. Таким образом, появился пред-
Мет для научного изучения.
Расширение прав науки привело к тому, что к XIII в. теория двух
Истин, несколько перефразированная в томизме - теории, разрабо-
Танной известным богословом Фомой Аквинским, - была призва-
На уже защитить веру от научных доказательств. Стараясь прими-
Рить науку и веру, Фома Аквинский писал о том, что они имеют,
Действительно, две разные истины, но в том случае, если истина
Науки противоречит истине веры, наука должна ей уступить.
Все большее влияние на психологию Средневековья начинали
Оказывать и работы Платона и Аристотеля, концепции которых
Постепенно приобретали все более ортодоксальный характер. Мно-
Гие крупные ученые того времени (Ибн Рушд, Ф. Аквинский) были
Последователями Аристотеля, доказывая, что именно их толкова-
Ние этой теории единственно верное.
Если в VI-VII вв. ученым еще ставили в вину ссылки на антич-
ных мыслителей (как, например, Боэцию), то к XIV-XVI вв., на-
Оборот, критика или непочтительный отзыв об этих теориях мог
Привести к крупному штрафу или отлучению от кафедры. Таким
штрафам, например, подвергался Д. Бруно, критиковавший неко-
Торые положения Аристотеля.
К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых
В средневековой науке, относится прежде всего изучение процесса
Мышления и его взаимосвязи с речью. Анализируя становление
Понятийного мышления, ученые ставили вопрос о происхождении
общих понятий (универсалий). Наряду с вопросом о взаимосвязи
Знания и веры он становится одним из центральных в период схо-
Ластики. При этом реалисты (Эриугена, Гильом, Ансельм Кентер-
Берийский) доказывали, что общие понятия реально существуют
Еще до вещей, в уме у Бога. Такой подход перекликался с позицией
Платона, утверждавшего, что общие понятия существуют в миро-
Вой душе, являясь образцом для реальных предметов. Номинали-
Сты (Росцелин, позднее Д. Скот, У. Оккам), напротив, считали, что
общие понятия не существуют в реальности, есть лишь ≪дуновение
голоса≫, т.е. слово, которым для удобства общения фиксируют
группу сходных предметов. Основатель концептуализма (направле-
ния, примыкавшего к номинализму) П.Абеляр доказывал, что об-
Щие понятия существуют и вне вещей, в уме человека, т. е. слово -
Это не только звук, но и значение, которое, оставаясь в названиях,
Передается людям. При этом он одним из первых (наряду с Эриу-
Геной) отстаивал верховенство разума над верой, говоря о том,
Что надо понимать, чтобы верить. Так к XI-XII вв. в науке начал
Возрождаться рационализм, который стал ведущим направлением
В психологии и философии Нового времени.
На изучение вопросов познания в поздней схоластике и в пе-
Риод Возрождения существенный отпечаток наложили работы не
Только античных ученых, но и арабских психологов, которые ста-
Ли проникать в Европу в ХИ-ХШ вв., получая все большее рас-
Пространение.
В то же время наряду с продолжением исследования традицион-
Ных для античной науки вопросов психология Средневековья зани-
Мается и новыми проблемами. Прежде всего к ним относится изу-
Чение взаимосвязи психических и соматических болезней, прово-
Дившееся известным арабским психологом и врачом Ибн Синой.
Эти работы заложили основы современной психофизиологии,
Впервые вскрыли природу стрессов и их влияние на состояние
Психики.
В церковной психологии также проводились важные исследо-
Вания, направленные на изучение способов манипуляции большой
Массой людей, приемов снижения психического напряжения. Для
Того чтобы лучше понять смысл этих исследований, необходимо
Попытаться осознать особенности сознания средневекового чело-
Века, которое существенно отличалось от современного.
Высокая степень укорененности в группе делала самосознание
Средневекового человека почти тождественным сознанию, т. е. каж-
Дый считал себя членом определенной социальной группы, имею-
Щим те же стереотипы, те же права и обязанности, что и другие.