Работы которого огромное влияние оказало учение Платона.
Последующие три века (примерно до X в.) историки часто и
Справедливо называют годами мрака, подразумевая, что отсутствие
Стабильности, государственной власти, постоянные набеги, эпиде-
Мии делали жизнь людей, как королей и рыцарей, так и простых
Поселян и воинов, тяжелой, полной невзгод и опасностей. Факти-
Чески единственным очагом стабильности, культуры, надежды на
Лучшее будущее в то время была церковь, она же объединяла в
Единое целое разрозненные и враждующие между собой племена.
В этот период и зародилось противостояние церковной и светской
Власти, которое было характерно для Средневековья.
Монастыри становились оплотом науки, в них хранили книги
И обучали грамоте. Вообще единственными грамотными людьми,
Как правило, были монахи, а светские люди, феодалы, даже высшая
Знать, часто не умели писать и считать. В монастырях хранились
Не только церковные, но и светские книги, в том числе списки с
Книг античных психологов. Эти работы изучались и развивались
В трудах церковных ученых, обычно работавших при монастырях.
Важным было и то, что в это суровое время монастыри давали
Защиту, охраняли от голода и многих болезней, от военных грабе-
Жей. Несмотря на противодействие императоров, власть пап оста-
Валась достаточно крепкой, чтобы противодействовать любым по-
Пыткам пошатнуть авторитет церкви. Этому способствовало и то,
Что, несмотря на остатки языческих верований, большинство свет-
Ских властителей также были глубоко верующими людьми.
Такое положение просуществовало несколько веков, однако уже
К ХП-ХШ вв. оно начало изменяться. С укреплением государств,
Развитием городов и ремесел мрак начал рассеиваться, у людей
Появилась надежда на достойную жизнь в настоящем, а не только
Потустороннем мире. Однако для взаимоотношений науки и рели-
Гии этот поворот оказался не столь благоприятным, так как духо-
Венство перестало быть единственным оплотом культуры.
В это время стали появляться первые светские университеты,
Сначала в Болонье, а затем в Париже. Открывались и светские шко-
Лы, т. е. грамотными уже были не только монахи, но и аристокра-
Тия, купцы и ремесленники. Усиление городов с их самоуправле-
Нием, для которого необходимо высокое мастерство и выполне-
Ние цеховых правил, требовало и новой культуры, нового само-
Сознания человека. Появилась и сильная светская власть, которая
Подчинила себе церковную.
Именно в это время и зародилась схоластика, которая в этот
Момент была достаточно прогрессивным явлением, так как предпо-
Лагала не только пассивное усвоение старого, но и активное разъ-
Яснение и модификацию готового знания, развивала умение логи-
Чески мыслить, приводить систему доказательств и строить свою
Речь. Тот факт, что это знание уже готовое, т.е. схоластика связана
С использованием репродуктивного, а не творческого мышления,
Тогда мало настораживал, так как даже репродуктивное мышление
Направлено на получение и доказательство знания. Однако со вре-
Менем схоластика начала тормозить развитие новых знаний, приоб-
Рела догматический характер и превратилась в набор силлогизмов,
Которые не позволяли опровергнуть старые, неправильные или не-
Верные в новой ситуации положения. Точно так же и церковь,
Бывшая в VI-X вв. во многом хранительницей знаний, станови-
Лась тормозом на пути развития науки. В стремлении сохранить за
Собой приоритетные позиции церковь препятствовала развитию
Новых концепций, которые противоречили ее многочисленным
Догмам, причем со временем этих противоречий становилось все
Больше, а неприятие возрастало. Именно в позднем Средневековье
Приобретала все большее значение инквизиция, которая пыталась
Отстоять прежние позиции церкви во власти и науке.
После начального этапа развития психология начала стремиться
К тому, чтобы найти свое место в исследовании души, определить
Тот круг вопросов, который может быть ей отдан богословием.
Естественно, что это привело частично к пересмотру предмета пси-
Хологии - в содержании души была выделена особая категория,
Подлежащая научному исследованию. Необходимость выделиться
Из богословия привела к появлению теории двух истин, которая
Утверждала, что истина знания и истина веры не совпадают между