Его развитие и методологические
ИСТОРИЯ
Психологии
Рекомендовано
Советом по психологии УМО
по классическому университетскому образованию
в качестве учебного пособия для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по направлению
и специальностям психологии
4-е издание, стереотипное
Москва
ACADEMA
УДК 15(075.8)
ББК88.1я73
М29
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО А. Г. Асмолов;
доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии
Московского государственного психолого-педагогического института Т. М. Марютина
Марцинковская Т.Д.
М29 История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве-
дений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр ≪Академия≫,
2004. - 544 с.
ISBN 5-7695-1994-0
В учебном пособии раскрываются общие закономерности и характеризуются этапы формирования предмета психологической науки, показаны динамика и логика развития психологических концепций, дана панорама различных взглядов на законы, управляющие поведением человека и процессом познания им внешнего мира, законы становления его личности. История психологической науки раскрывается в контексте общей истории культуры. Впервые предлагается обзор состояния отечественной психологии в конце XIX - начале XX в.
Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно всем читателям, интересующимся проблемами психологии и истории науки.
УДК 15(075.8)
ББК88.1я73
c Марцинковская Т.Д., 2001
ISBN 5-7695-1994-0c Издательский центр ≪Академия≫, 2001
Предисловие
История психологии - одна из немногих комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которые получены из других курсов - общей, возрастной, социальной психологии и т.д. С другой стороны, история психологии позволяет привести эти знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей
проблематики. В основу предлагаемого учебника положен курс лекций, читаемых автором на протяжении десятилетия в Московском педагогическом государственном университете и Московском государственном психолого-педагогическом институте.
Значение предлагаемого курса заключается в том, что содержание этого предмета по сути является основой культуры, необходимой для психологов в любой области их деятельности. Прочитав книгу, читатели по-новому осмыслят понятие ≪прогресс≫. Понимание прогресса в том смысле, что новое знание качественно лучше, чем старое, возможно в технике, но не в гуманитарной науке. Действительно, в настоящее время мы знаем намного больше о структуре атома, о нервной системе человека, но плоды духовной деятельности психологов и философов Древней Греции или Рима были не менее значительными или интересными, чем труды наших современников.
Как и история философии, история психологии учит не только фактам, но и мышлению, умению понять и адекватно оценить отдельные психологические явления и концепции. Анализ различных подходов к психике поможет выработать неидеализированный, недогматичный взгляд на разные теории, научит мыслить объективно и непредвзято, находить реальные достоинства и недостатки как абсолютизированных теорий, так и новых, модных в
настоящее время. Читатели узнают о сложном пути, пройденном психологией в поисках новых, все более полных и объективных знаний о психическом, о тех проблемах, которые были разрешены, и тех, которые еще требуют своего разрешения.
Некоторые вопросы получили в книге нетрадиционное толкование, в частности анализ развития психологии как самостоятельной научной дисциплины. Логика научного знания, анализ формирования новых методов и подходов к изучению психики доказывают, что появление экспериментальной психологии стало возможным только после того, как предмет и методологический
аппарат психологии были определены и отрефлексированы уче-
ными. Анализ, проведенный учеными, так же как и критика психо-
логии со стороны позитивизма, стимулировал ее ориентацию на
естественные науки, невозможные без эксперимента. Современное
понимание синтетического характера психологии, ее связи с гума-
нитарными и естественными науками, особое положение психоло-
гии в системе научного знания доказывают необходимость более
точной периодизации ее развития, учитывающей и становление ее
предмета, и формирование психологии как учебной дисциплины.
Новизна подхода к изложению материала отразилась и в том,
что история психологии включена в историю культуры. Некото-
рые разделы иллюстрируют связь психологических теорий с мен-
тальностью их авторов, с исторической и социальной ситуацией, в
которой жили и работали ученые, с их идеалами и ценностными
ориентациями. В книге впервые дан детальный обзор состояния
отечественной психологии XIX-XX вв. Такая целостная картина
помогает понять, каким образом одновременно появляются сход-
ные концепции, впоследствии связанные в единую теорию (напри-
мер, периферическую теорию эмоций Джеймса-Ланге). Стано-
вятся понятны и различия во взглядах немецких, английских, рос-
сийских психологов, вытекающие из особенностей национальной
культуры и ментальности ученых.
Понимание того факта, что психология не едина, что в ней нет
одного-единственного, правильного и окончательного решения
всех проблем, создаст у читателей установку на перенос получен-
ных знаний в собственную научную и практическую деятельность,
поможет более объективно разобраться в многообразии научных
школ и течений, которые существуют в современной психологи-
ческой науке.
Автор стремился создать у читателей представление о процессе
творчества, об открытиях и сомнениях ученых, доказать, что ис-
тория психологии - это не гербарий из засушенных и не имеющих
практической пользы понятий, но система живых знаний, в кото-
рой отражено биение мысли и сердец ученых. Эти знания помо-
гают тем, кто в наше время создает теории, разрабатывает методы
диагностики и терапии. Ведь выработать собственную позицию,
создать новое невозможно без психологической культуры, без зна-
ний, собранных нашими предшественниками, т. е. без того, что и
является содержанием курса истории психологии.
Моему учителю - Михаилу Григорьевичу
Ярошевскому посвящается
Глава 1
ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ,
Этапы развития психологии
В своем развитии психология прошла несколько этапов.
Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н. э.,
т. е. до начала объективных, научных исследований психики, ее
содержания и функций. В этот период представления о душе ос-
новывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и
первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с
определенными живыми существами (тотемами).
Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до
н. э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а
потому он получил условное название философского периода.
Также несколько условно устанавливается и его длительность - до
появления первой психологической школы (ассоцианизма) и оп-
ределения собственно психологической терминологии, отличаю-
щейся от принятой в философии или естествознании.
В связи с условностью периодизации развития психологии, есте-
ственной практически для любого исторического исследования,
возникают некоторые разночтения при установлении временных
границ отдельных этапов. Иногда появление самостоятельной пси-
хологической науки связывают со школой В.Вундта, т.е. с нача-
лом развития экспериментальной психологии. Однако психологи-
ческая наука определилась как самостоятельная значительно рань-
ше, с осознания независимости своего предмета, уникальности
своего положения в системе наук - как науки и гуманитарной и
естественной одновременно, изучающей и внутренние и внешние
(поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное поло-
жение психологии было зафиксировано и с появлением ее как пред-
мета изучения в университетах уже в конце XVIII - начале XIX в.
Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как
самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середи-
не XIX в. становление экспериментальной психологии.
Но в любом случае необходимо признать, что время существо-
вания психологии как самостоятельной науки значительно меньше,
чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот
период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психо-
логическая наука претерпела существенные изменения. Изменя-
лись и предмет психологии, и содержание психологических иссле-
дований, и взаимоотношение психологии с другими науками.
На протяжении длительного времени предметом психологии
была душа (см. табл. 1), однако в разное время в это понятие
вкладывалось разное содержание. В эпоху античности душа по-
нималась как первооснова тела, по аналогии с понятием ≪архе≫ -
первоосновой мира, основным кирпичиком, из которого состоит
все сущее. При этом главной функцией души считалось придание
телу активности, так как, по мнению первых ученых-психологов,
тело является инертной массой, которую приводит в движение
именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и
направляет ее, т. е. именно душа руководит поведением человека.
Постепенно к функциям души добавилось познание, и, таким об-
разом, к исследованию активности прибавилось изучение этапов
познания, которое в скором времени стало одной из важнейших
проблем психологической науки.
В эпоху Средневековья душа была предметом изучения прежде
всего для богословия (см. табл. 1), что существенно сужало возмож-
ности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет
психологической науки не изменился, фактически в область ис-
следования в то время входило изучение видов активности тела и
особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира.
Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление
считались прерогативой божественной воли, боговдохновленной,
а не материальной души. Недаром эти аспекты душевной жизни
не были частями предмета научного изучения в концепциях деизма
и томизма (Авиценны, Ф. Аквинского, Ф. Бэкона и других ученых).
Таблица 1
Этап и
Время
Донаучный,
до VIIVI
вв. до н.э.
Философ-
ский, VII—VI вв. до
н.э. - конец
XVIII-на-
чало XIX в.
Ассоциани-
стическая
психология,
конец
XVIII-на-
чало XIX в. -
середина
XIX в.
Предмет психоло-
гии, его содержание
Душа - без раскры-
тия ее конкретного
содержания и
функций
Антич-
ная
психо-
логия
Психо-
логия
Средне-
вековья
Психо-
логия
Возрож-
дения и
Нового
времени
Душа-
источник
активности
тела, обла-
дает функ-
циями по-
знания и
регуляции
поведения
Душа, ис-
следование
видов ак-
тивности
тела и осо-
бенностей
познания,
прежде все-
го чувствен-
ного позна-
ния мира
Сознание -
его содер-
жание и
пути его
формиро-
вания
Сознание, состоя-
щее из ощущений,
представлений и
чувств. Таким обра-
зом, предмет психо-
логии - прежде все-
го познавательные
процессы, а также
(в конце этого пе-
риода) поведение
Методы исследо-
Вания психики
Нет
Специальных ме-
тодов нет, исполь-
зуются методы
других наук - фи-
лософии, медици-
ны, математики -
при исследовании
содержания и
функций души
Появление собст-
венно психологи-
ческого метода -
интроспекции
Интроспекция и
частично логика -
методы индукции,
дедукции,анализа
и т. д.
Интроспекция,
логика, начало ис-
пользования мето-
дов естественных
наук, в частности
метода проб и
ошибок (при фор-
мировании пове-
дения)
Основные
Достижения
Общее представле-
ние об охранитель-
ной и активной роли
души
Определение основ-
ных проблем психо-
логии, связанных с
исследованием по-
знания, активности
тела, способов регу-
ляции поведения и
пределов свободы
человека
Развитие психофи-
зических исследова-
ний и первых работ
по психологии масс
Развитие рационали-
стического и сенсуа-
листического (эмпи-
рического) подхода
к психике, появление
первых теорий эмо-
ций и теории рефлек-
са, а также первой
попытки ввести в
предмет психологии
бессознательное
Появление первой
психологической шко-
лы, новых подходов к
предмету и методам
психологии, концеп-
ции об адаптацион-
ной функции психи-
ки, развитие теории
рефлекса, естественно-
научного подхода к
изучению психики,
дальнейшее развитие
концепций бессозна-
тельного
Продолжение таблицы
Этап и
Время
Эксперимен-
тальная
психология,
середина
XIX - нача-
ло XX в.
Методоло-
гический
кризис и
разделение
психологии
на отдель-
ные школы,
10-30-е го-
ды XX в.
Дальнейшее
развитие
психоло-
гических
школ, 40-
60-е годы
XX в.
Предмет психоло-
гии, его содержание
Элементы психики,
отождествляемой
главным образом с
сознанием, их связи
и законы
Появление несколь-
ких предметов пси-
хологии. Вначале -
элементы психики
(структурализм),
функции психики,
≪поток сознания≫
(функционализм).
Затем - глубинные
структуры психики
(глубинная психо-
логия), поведение
(бихевиоризм),
структуры психики
(гештальтпсихоло-
гия), высшие психи-
ческие функции и
деятельность (со-
ветская психология)
Появление новых
направлений, для
которых предмет
психологии связы-
вается с внутренней
сущностью лично-
сти (гуманистиче-
ская, экзистенци-
альная психология),
познавательными
процессами, разви-
тием интеллекта и
этапов переработки
информации (гене-
тическая и когни-
тивная психология)
Методы исследо-
Вания психики
Эксперименталь-
ный метод, а также
интроспекция и
анализ результатов
творческой дея-
тельности как че-
ловека, так и на-
рода в целом,по-
явление первых
тестов
Появление новых
методов, важней-
шие из которых -
психоанализ и
проективные мето-
ды (глубинная
психология), экспе-
риментальное изу-
чение процесса
научения, формиро-
вание связи между
стимулом и реак-
цией (бихевиоризм),
экспериментальное
исследование по-
знавательных про-
цессов и потреб-
ностей (гештальт-
психология), инст-
рументальный ме-
тод (советская пси-
хология)
Появление опрос-
ников, новых экс-
периментальных
методов изучения
интеллекта, в том
числе и искусст-
венного интеллекта
Основные
Достижения
Появление экспери-
ментальной психо-
логии, первых тео-
рий ≪психологии на-
родов≫, новых дан-
ных о психических
процессах (прежде
всего памяти). По-
явление новых под-
ходов к психологии,
первых симптомов
методологического
кризиса
Появление первых
концепций лично-
сти, теории созна-
ния, в том числе и
измененного созна-
ния, теорий науче-
ния и развивающего
обучения, творче-
ского мышления.
Появление первых
экспериментальных
исследований лич-
ности, введение в ее
исследование куль-
туры и социального
окружения как но-
вых парадигм. Раз-
витие отраслей пси-
хологии
Дальнейшее разви-
тие теоретических
концепций в русле
основных проблем
психологии,разви-
тие и совершенство-
вание психотерапев-
тических технологий
Окончание таблицы
Этап и
Время
Современная
психология,
60-е годы -
конец XX в.
Предмет психоло-
гии, его содержание
Развитие предмета
психологии в рам-
ках отдельных пси-
хологических школ
Методы исследо-
Вания психики
Совершенствование
методов экспери-
ментального иссле-
дования психики,
появление разно-
образных диагно-
стических методик
Основные
Достижения
Появление тенден-
ции к объединению,
синтезу наиболее
значительных до-
стижений отдельных
школ
В Новое время психология, как и другие науки, избавлялась от
диктата богословия. Наука стремилась снова, как и в период ан-
тичности, стать объективной, рациональной, а не сакральной, т. е.
основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Проблема
предмета психологии снова встала со всей актуальностью. В это
время еще было невозможно полностью отказаться от богословско-
го подхода к пониманию души. Поэтому психология меняет свой
предмет, становясь наукой о сознании, т.е. о содержании сознания и
путях его формирования. Это позволило отделить предмет психо-
логии от предмета богословия в исследованиях души и ее функций.
Однако этот переход привел к тому, что уже к XVIII в. факти-
ческим предметом психологии стали познавательные процессы, в
то время как поведение, а также эмоциональные процессы, лич-
ность и ее развитие не вошли в этот предмет. Такое ограничение
области исследования на первых порах имело и положительное
значение, так как давало психологии, как уже говорилось, возмож-
ность избавиться от сакральности, стать объективной, а позднее и
экспериментальной наукой. Это также позволяло ей выделиться в
самостоятельную науку, отделив свой предмет, свою область иссле-
дования от предмета философии. С другой стороны, такой подход
начинал препятствовать развитию психологии, поэтому уже к се-
редине XIX в. он был пересмотрен.
Благодаря развитию биологии, в том числе теории эволюции
Ч.Дарвина, работам Г.Спенсера и других исследователей, психо-
логия не только отошла от философии, идентифицировав себя с
естественными дисциплинами, но и расширила свой предмет, вы-
ведя его, как сказал И. М. Сеченов, ≪из поля сознания в поле пове-
дения≫. Таким образом, кроме познавательных процессов в пред-
мет психологии были включены поведение и эмоциональные про-
цессы. Важно, что стремление стать объективной наукой не при-
вело еще к появлению новых методов исследования психики, так
как до 80-х годов XIX в. ведущей остается интроспекция.
Важнейший этап в развитии психологии связан с появлением
экспериментальной лаборатории В.Вундта, сделавшего психоло-
гию не только самостоятельной, но и объективной, эксперимен-
тальной наукой. Однако ассоцианистический подход, на базе кото-
рого и выстраивал свою модель психологии В.Вундт, не мог уже
объяснить новые факты душевной жизни, не мог быть распростра-
нен на изучение структуры личности, эмоциональных переживаний,
творческой активности человека. Ограниченным было и приме-
нение тех экспериментов и тестов, которые существовали в психо-
логии в начале XX в.
Это заставило ученых искать новый предмет и новые методы
исследования психики. Первые школы, зародившиеся в то время
(структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа), просуще-
ствовали недолго. Однако они показали, что среди психологов не
существует уже единого мнения о том, что и как должна изучать
психология. Так начался период исканий психологии, адекватной
новой ситуации и требованиям времени, который получил назва-
ние периода методологического кризиса (см. табл. 1).
Невозможность прийти к единой точке зрения привела к тому,
что уже в 10-30-х годах XX в. психология разделилась на не-
сколько направлений, в каждом из которых был свой предмет и
свой метод исследования того, что понималось данным психоло-
гическим направлением под психикой. Так, в психологии появля-
ются: глубинная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология,
марксистская психология, а также такие школы, как французская
социологическая, или понимающая, психология (см. табл. 1).
Во второй половине XX в. возникают новые школы и направ-
ления - гуманистическая психология, генетическая (или эпистемо-
логическая) психология, а также когнитивная психология, которая
сформировалась уже в 60-е годы. Это последняя из появившихся в
XX в. психологическая школа (см. табл. 1). Таким образом, мож-
но сказать, что с середины XX в. психология вступила в совре-
менный нам этап своего развития, для которого характерно уже
не дробление на все новые школы, а тенденция к объединению.
Развитие психологии
Исследования многих ученых показали, что на развитие психо-
логии как науки оказывают влияние несколько факторов. Ведущий
из них - логика развития психологических знаний - связан с измене-
нием ее предмета, влиянием смежных с психологией наук, с разви-
тием принципов и категориального строя психологии. Уже из
этого краткого описания становится понятным, что этот фактор
достаточно объективен и поддается научному изучению. Два других
фактора более субъективны, их невозможно исследовать так же
строго и получить однозначные ответы. Это - социальная ситуа-
ция развития науки и особенности личности конкретного ученого.
Влияние социальной ситуации заключается в том, что общест-
венные, исторические условия, культурное и политическое окруже-
ние воздействуют как на содержание научных концепций, так и на
их распространение, помогают развитию научных школ и направ-
лений или затрудняют его. Естественно, что это влияние осущест-
вляется опосредованно, через социальную перцепцию, т.е. через
особенности восприятия и понимания этих социокультурных усло-
вий учеными, научным сообществом в целом.
Социальная ситуация может повлиять на развитие науки не-
сколькими путями. Во-первых, она создает условия для возникно-
вения той или иной концепции. Например, проведение реформ в
60-х годах XIX в. в России, подъем национального самосознания
способствовали появлению первых психологических концепций
ментальности, или, как их тогда называли, концепций ≪психологии
национального характера≫. Тот факт, что эти концепции возникли
не только в России, но и в Германии (теории Лацаруса, Штейнта-
ля, Вундта), также является доказательством влияния социальной
ситуации, ибо это был период роста национального самосознания
не только в России, но и в Германии, заканчивавшей свое объеди-
нение.
С социальной ситуацией во многом связано и появление в XVIII в.
первой развернутой теории способностей, анализирующей роль
биологических и социальных факторов в их происхождении и
развитии. Концепция способностей, сформулированная Гельвеци-
ем, своим появлением обязана доминирующим идеям Просвеще-
ния: все люди рождаются равными, а разница в их социальном
положении и реальных достижениях в жизни связана с разным
обучением, разным уровнем просвещения. Неудивительно, что на
этом фоне появляется психологическая теория, которая, практиче-
ски отождествляя способности с уровнем выполнения конкретной
деятельности, доказывает, что врожденных способностей нет, а их
формирование происходит в процессе обучения.
Как было сказано выше, социальная ситуация влияет и на при-
нятие (либо отторжение) той или иной теории. Созвучность науч-
ных концепций ожиданиям общества способствует не только их
распространению, но и привлечению наиболее способных, целе-
устремленных молодых исследователей к работе над этими теория-
ми. Таким образом, именно в русле определенного подхода и про-
исходят наиболее ценные открытия, находки, которые придают
ему еще большее значение. Так, в середине XIX в. в России ожи-
дания скорейших изменений в идеалах и системе ценностей как
общества в целом, так и конкретного человека привели к тому, что
из двух подходов к построению психологии был выбран предло-
женный И.М.Сеченовым, а не К.Д.Кавелиным. Это произошло
потому, что именно теория Сеченова, впервые описанная им в
работе ≪Рефлексы головного мозга≫, связывала психологию с по-
пулярной в то время и многообещающей физиологией, тогда как
Кавелин основывал ее на философии, не имевшей объективных ме-
тодов исследования. Не менее важным было и убеждение Сечено-
ва в том, что формирование личности происходит при жизни че-
ловека, что его идеалы, стремления, ценности закладываются в
процессе воспитания, а следовательно, при правильном воспита-
нии новое поколение станет совершенно другим, лучшим. Каве-
лин, напротив, связывая нравственность и идеалы человека с ук-
ладом, культурой, языком того общества, в котором он живет, не
предсказывал быстрых изменений. Именно поэтому его позиция
не получила одобрения и была забыта. Но те же взгляды, осно-
ванные на том, что в первую очередь надо рассмотреть не поведе-
ние, но духовные свойства, стремления и нравственные ценности
человека, высказанные почти через 20 лет В. С. Соловьевым уже в
другой социальной ситуации, нашли и понимание и поддержку
общества.
Точно так же после Первой мировой войны, показавшей, ка-
ким антирациональным и жестоким может быть человек, получи-
ли более широкое распространение взгляды З.Фрейда, которые
до этого времени рассматривались главным образом в русле кли-
нической психологии.
Не меньшее значение имеет и другой фактор - личность ученого,
творца той или иной психологической теории, его ценностные ори-
ентации, когнитивный стиль, волевые качества, особенности обще-
ния с коллегами, принадлежность к определенной научной школе
и т.д. Принадлежность к научной школе может помочь ученому,
особенно в начале его творческого пути, так как предоставляет и
необходимую информацию, и простор для дискуссий, оппониро-
вания, и некоторую защиту от критики. Однако мнение коллег,
выработанный общими усилиями подход к решению проблем мо-
гут стать и тормозом на пути научного прогресса, сковывая твор-
ческую активность либо из боязни вступить в противоречие с
коллегами, либо из-за догматического пристрастия к высказан-
ному единожды мнению.
Таким же препятствием на пути создания новой теории может
стать и недостаток упорства или уверенности в себе, особенно в
том случае, если новая концепция встречает противодействие или
непонимание. Так, авторитарность и даже некоторая нетерпи-
мость 3. Фрейда явились причиной его конфликта с последовате-
лями, отхода от него и его теории даже близких учеников. Но в то
же время именно эти качества во многом позволили ему создать
эту теорию и продолжать ее разработку в ситуации острой крити-
ки и неприятия со стороны многих психологов.
Анализ личности ученого, его биографии дает возможность по-
нять, каким образом происходит выбор научных задач, как он
ведет борьбу за свои убеждения с невежественностью или отчуж-
дением окружающих, сможет ли противостоять общественному
мнению и просто бытовым неурядицам. Таким образом, этот
фактор раскрывает внутренние перипетии творческой деятельно-
сти, а иногда и душевной драмы ученого. В этом плане интерес-
ным может быть и анализ жизни, ≪богатой яркими фактами ак-
тивной научной борьбы, как, например, жизнь Дж. Бруно, и жизнь
в борьбе, не принимающей форм выраженной активности, но тем
более напряженной мысли, как жизнь Р.Декарта или О.Конта,
или даже жизнь размеренная, даже бедная по выражению актив-
ности, но интересная по преднамеренности, законченности ее
плана и напряжении в его выполнении, как жизнь Г. Спенсера≫
(Г. Г. Шпет).
Однако несмотря на важность социальной ситуации и лично-
сти ученого, ведущим фактором все же является логика развития
психологической науки. Этот фактор тесно связан с развитием
принципов психологии, изменением ее предмета и методов иссле-
дования психики.
Кроме изменения предмета, о чем говорилось выше, изменя-
лись и основные принципы психологии и ее связи с другими нау-
ками. Начиная с VII-VI вв. до н.э. она была ориентирована пре-
жде всего на философию, и уровень развития философских знаний
главным образом влиял на психологию и проблемы, которые пе-
ред ней стояли. Так, в III в. до н.э. произошло изменение фило-
софских интересов, связанное с тем, что в центре познания оказа-
лись не общие законы природы или общества, а человек, хотя и
рассматривавшийся в общей картине мира, но принципиально от-
личающийся от других живых существ. Это привело к появлению
новых проблем и в психологии, возникновению вопросов о при-
роде особенности психики человека, содержании его души - к тому,
что на долгое время главным вопросом стал вопрос не столько о
психике вообще, сколько о психике человека.
Многое связывало в то время психологию также с математи-
кой, биологией, медициной и педагогикой. Уже Пифагор показал
значение математики для психологии. Платон доказывал, что без
математики, прежде всего геометрии, невозможно заниматься ни
философией, ни психологией. В дальнейшем влияние математики
на психологию несколько ослабело, однако в Новое время прак-
тически все ученые снова подчеркивали ее значение, а Лейбниц
даже стремился раскрыть первоэлементы психики, ≪монады≫, на
которые раскладывается, а потом соединяется в целое мировая
душа, по аналогии с изобретенным им дифференциальным и ин-
тегральным исчислением.
С этого времени математика играла неизменно большую роль
в психологии, становясь одним из важнейших факторов ее пре-
вращения в объективную науку (возможность математической об-
работки полученного материала), а иногда и значимым парамет-
ром психического развития как такового (например, развития ло-
гического мышления).
Гиппократ, известный греческий врач, и Аристотель, который
был по образования биолог и врач, одними из первых связали пси-
хологию с естествознанием. Эта связь упрочилась в период элли-
низма в работах Галена, а в средневековый период в исследовани-
ях многих арабских мыслителей, которые являлись не только фи-
лософами и психологами, но и врачами, - Ибн Сины, Ибн аль-
Хайсама и др.
В XIX в., после открытий Ч.Дарвина, развития его эволюцион-
ной теории, оказавшей огромное влияние на психологию, связь
этих двух наук еще более окрепла. Работы Г.Фехнера, Г. Гельм-
гольца, Ф. Дондерса и других ученых не только дали важнейший
материал для психологических исследований, но и послужили осно-
вой для становления многих областей психологии - психометрии,
дифференциальной психологии, психофизиологии, клинической
психологии. Таким образом, с середины прошлого века психология
в течение более ста лет в первую очередь была ориентирована
именно на биологические, естественные науки, а не на философию.
Точно так же связь с педагогикой, возникшая еще в антично-
сти, оставалась достаточно слабой до периода Просвещения. На-
чиная с этого времени проблемы педагогики, требования педаго-
гической практики стали одним из ведущих факторов, влияющих
на психологическую проблематику.
Изменение предмета психологии и ее связей с другими науками
привело к бесплодным по существу вопросам о том, естественная
она наука или гуманитарная и что должно являться ее методоло-
гией - биология или философия. Анализ развития психологии по-
казывает, что уникальность и ценность ее как науки заключаются
именно в межпредметном характере, в том, что она строится и как
естественная наука (объективная и экспериментальная), и как гу-
манитарная, так как в ее проблематику входят вопросы нравст-
венного развития, становления мировоззрения, ценностных ориен-
тации человека. Можно сказать, что экспериментальную основу,
подход к материалу и его обработке психология заимствует у есте-
ствознания, в то время как подход к интерпретации полученного
материала, методологические принципы - у философии.
Выделяют три важнейших методологических принципа психо-
логии: детерминизма, системности и развития.
Принцип детерминизма подразумевает, что все психические яв-
ления связаны причинно-следственными отношениями, т.е. все,
что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая
может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему воз-
никло именно то, а не иное следствие. Эти связи могут объяснять-
ся разными основаниями, и в истории психологии существует не-
сколько подходов к их объяснению.
В античности уже существовало понимание того, что все про-
цессы в психике взаимосвязаны. Анаксагор и Гераклит впервые
заговорили о детерминизме, о том, что существует всеобщий за-
кон, Логос, который определяет, что должно произойти с челове-
ком, с природой в целом. Гераклит писал: ≪Даже солнце не может
нарушить Логос...≫ Таким образом, все происходящее в природе
и в душе человека обусловлено определенной причиной, хотя мы
не всегда можем найти эту причину. Демокрит, который разрабо-
тал развернутую концепцию детерминизма, писал, что ≪люди вы-
думали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела и неумение
управлять≫.
Платон и Аристотель изменили первоначальную концепцию
детерминизма, отрицая его всеобщий характер, в частности его
влияние на разумную часть души, на процесс нравственного разви-
тия человека. При этом они ввели понятие целевого детерминизма,
считая, что душа стремится к определенной цели, которую Платон
соединял с идей или общим понятием, отражающим суть вещи.
Аристотель, соглашаясь, что причиной всего происходящего в пси-
хике является цель, к которой стремится душа, отрицал, что эта
цель дается извне. Он считал, что цель имманентно присуща вещи
и связана с ее формой, которая и отражает ее предназначение.
Позднее, в XVII в., Декарт ввел понятие механистического де-
терминизма, доказывая, что все процессы в психике можно объяс-
нить исходя из законов механики. Так появилась идея и о механи-
ческом объяснении поведения человека, которо