Развитие процесса обучения. Движущие силы. (Методологические основы процесса обучения)

Процесс обучения в самых существенных чертах можно рассматривать как аналог (нечто сходное, подобное) общественно-историческому познанию.

Сходство Различие
1. Это всегда открытие нового как для всего человечества, так и для участников педагогического процесса 1. В обучении открывается не объективно новое, неизвестное, а новое только для ученика (субъективно новое)
2. Это сложный диалектический противоречивый процесс. Сущность диалектики познания раскрывается в его внутренних противоречиях 2. В обучении возникающие противоречия становятся движущей силой лишь при определённых условиях.
3. И в том, и в другом процессе есть этапы, определённая структура. Общественно-историческое познание идёт от «живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике». В обучении «живое созерцание» – это восприятие учебного материала из различных источников 3. Процесс обучения «обрастает» специфическими этапами (звеньями). Например, этапом стимулирования учения, создания положительной мотивации, установки на усвоение, этапом закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков  
4. И там, и там важна практика. Истина всегда проверяется практикой, жизнью     4. Роль практики в обучении не столь велика. Ученик изучает уже устоявшиеся истины, поэтому они не нуждаются в перепроверке. Да и человеческой жизни не хватит, если всё перепроверять. Обучение идёт экономичнее, под руководством учителей, преподавателей, изучаемый материал дидактически обработан в зависимости от возраста

Суть познания – в противоречиях, через разрешение которых и идёт движение к истине. Основным движущим противоречием обучения является противоречие между постоянно усложняющимися требованиями к обучаемым и их возможностями (наличным уровнем знаний, уровнем их умственного развития, мотивами, способами деятельности и пр.). Приведение знаний, умений, мотивов, способов деятельности в соответствие с новыми требованиями снимают противоречие лишь в данный момент, а затем появляются следующие требования, которые опять вступают в противоречие наличным, достигнутым уже уровнем.

Поэтому основное противоречие является неисчерпаемым на всём протяжении процесса обучения.

Но противоречие становится движущей силой обучения лишь при определённых условиях. Иначе как понять то, что противоречия существуют объективно, а ученик не хочет учиться? М. А. Данилов выделил следующие условия:

1. Противоречие становится движущей силой обучения, если оно является содержательным, т. е. имеющим смысл в глазах учащихся, а разрешение противоречия – явно осознаваемой ими необходимостью.

2. Соразмерность противоречия с познавательным потенциалом учащихся (быть не слишком сложным или слишком легким).

3. Обусловленность и подготовленность противоречия всем ходом учебного процесса, его логикой.

Задачи и функции обучения

Выделяют три главные функции обучения: образовательную (научающую), развивающую, воспитывающую.

Образовательная функция. Перед обучающими прежде всего стоят задачи:

1.Вооружить учащихся системой научных знаний.

2.Научить их самостоятельно добывать знания и применять на практике, т. е. сформировать необходимые умения и навыки.

Таким образом, знания, умения и навыки – это результат образовательной (научающей) функции процесса обучения.

Знания– это обобщённый опыт человечества, выраженный в виде фактов, правил, выводов, закономерностей, идей, теорий.

Знания – очень подвижный компонент образования. Идёт процесс постоянного увеличения объёма знаний. Часть информации устаревает, требуется постоянное обновление содержания образования. Поэтому важнейшей проблемой современной отечественной и мировой дидактики является проблема отбора содержания образования как для средней общеобразовательной, так и для профессиональной школы.

Чтобы решать задачи обучения, недостаточно только «передать» знания ученикам, необходимо, чтобы эти знания стали для них «своими». В психологии обучения есть специальный термин – «присвоение» знаний. Добиться этого нелегко. В практике обучения мы нередко встречаемся с формализмом знаний, оторванностью их от жизни. (Ученица грамотно пишет диктанты и сочинения, а в письме к подруге делает ошибки; или знает правило, но не умеет его применять; заученность наизусть без понимания…).

Вот почему необходимо руководить процессом усвоения знаний, чтобы знания были:

1) полными, не выпадали существенные звенья из системы знаний;

2) систематичными, упорядоченными, стройными, системными;

3) осознанными, для чего необходима самостоятельная критическая мысль ученика;

4) действенными, т. е. чтобы обучающиеся умели оперировать ими.

Поэтому необходима связь знаний с умениями и навыками.

К сожалению, используемые в нашем образовании (дошкольном, школьном, вузовском) технологии в целом ближе к знаниясуммирующим, чем к интеллектразвивающим. И перенос центра тяжести с первых технологий на вторые – насущная задача образования на всех уровнях.

Философ Э. В. Ильенков писал: «Зубрёжка, подкрепляемая бесконечным повторением… калечит интеллект тем вернее, как это ни парадоксально, чем «умнее» усваиваемые истины». Знания становятся догмой, не пригодной для практического использования. Такие знания «в лучшем случае не задерживаются в голове человека, в худшем – засоряют мозг и уродуют интеллект». При этом деградирует, надо полагать, не только ученик, но и учитель. По данным американских психологов, умение питаться результатами чужой интеллектуальной деятельности – «стандартными таблетками школьных знаний» – без ущерба для собственного интеллектуального пищеварения даётся далеко не каждому, а только двум процентам из нас. Остальные же 98% теряют творческие потенции в ходе жёсткой сортировки детских идей на «правильные» и «неправильные»».

Умение– это знание в действии. Мы часто говорим: «Знает и умеет применять знания на практике». Умение – это осознанная, преднамеренная интеллектуальная деятельность, которая в учебном процессе нужна при решении сложных и новых задач, при выработке новых и сложных способов деятельности.

Таким образом, 1) умение – это целая система умственных и практических действий; 2) умение характеризуется большой обобщённостью, широтой переноса (сформировавшись в одних условиях, на одном материале, на одном учебном предмете, оно может быть перенесено, в отличие от навыка, на другие ситуации); 3) умения всегда связаны с творчеством (умение писать сочинения, решать нестандартные задачи; такие умения никогда не станут навыком!); 4) для образования умений необходимо варьировать упражнения, изменять условия, усложнять деятельность; 5) умения всегда связаны с осознанной целью.

Навык – тоже важнейший компонент обучения. Но в отличие от умения, он не обладает такой широтой переноса. Навык – это деятельность, которая в силу многократного повторения становится автоматизированной и выполняется безошибочно.

Навыки высвобождают сознательную деятельность от регулирования элементарных актов для решения более сложных задач. Например, навыки чтения, письма, выполнения медицинских процедур на муляжах и пр. При обучении надо обеспечивать взаимодействие навыков со знаниями и умениями. Иначе стереотипность навыка, стремление действовать по шаблону, трафарету, боязнь оторваться от привычного способа действий ограничивают инициативу и самостоятельность обучаемых.

Наши рекомендации