Как развить «чувство времени»
Чтобы учитель свободно ориентировался во времени на уроке, надо научиться учитывать следующие моменты деятельности:
а) темп собственной речи;
б) объем материала, который можно изучить в точно фиксируемые промежутки времени;
в) особенности применяемых методов и приемов, их связь со временем действия;
г) темп речи и действий учащихся, в котором отражаются индивидуальные и возрастные особенности деятельности;
д) качество знаний, уровни умений, сформированность учебных навыков учащихся.
Запомните:
а) в интересной деятельности время «бежит» быстрее, в однообразной и скучной – замедленно;
б) время переживаемого удовольствия, радости, как правило, недооценивается; время неприятностей, скуки чаще всего переоценивается. Это характерно, например, для переживаний учеников на уроке;
в) наиболее коротким кажется интервал времени, в который надо успеть многое сделать: подготовиться к занятиям, выполнить общественное поручение, помочь товарищам и т.д.;
г) промежутки времени, насыщенные в прошлом интересными и разнообразными событиями, оцениваются обычно как более длинные, чем периоды, о которых нечего вспомнить.
КАК БЫТЬ УСПЕШНЫМ И АВТОРИТЕТНЫМ
1. Всегда говорите детям правду, даже когда это вам невыгодно.
2. Не добивайтесь успеха силой.
3. Будьте доброжелательны. Поздоровайтесь первыми с учеником, если с вами не поздоровались.
4. Будьте великодушны – умейте прощать.
5. Не забывайте похвалить.
6. Замечайте и отмечайте малейшие успехи ученика.
7. Оценивайте только поступки ребенка, а не его самого.
8. Когда говорите с учеником, всегда смотрите ему в глаза.
9. Изъясняйтесь с учеником как можно яснее и четче.
10. Лучшее воспитание – приглашение ученика к размышлению.
11. Только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира.
12. Дети не должны уходить от вас побежденными.
13. Признавайте право ученика на ошибку.
14. До тех пор, пока у детей есть вера в добро, в человека, в идеал, есть и воспитание.
15. Ребенок относится к себе так, как к нему относятся взрослые.
16. Не говорите «малоспособен», а «способности не раскрыты».
17. Никогда не наказывайте провинившегося сразу. Необдуманное наказание сильно вредит.
18. Бестактность, несправедливость учителя – криминогенны.
19. Завышенные требования к ученику – одна из причин конфликта.
20. Не ворчите по поводу и без повода.
21. Не пытайтесь одним махом перевоспитать ученика, ибо каждый имеет право отстаивать свою самобытность.
22. Никаких нотаций.
23. Не говорите детям только про их недостатки.
24. Не используйте отметки как средство наказания.
25. Ученик, убежденный в невозможности что-то изменить, отказывается от поиска.
26. От постоянных неудач дети озлобляются.
27. «Трудные дети – это те, которых предали дети и учителя» (А. Макаренко).
28. Будьте постоянно вежливыми, ибо только в этом случае мы вправе ожидать вежливости от детей.
29. Помните: «Я отвечаю за Вас, я помогаю Вам, я надеюсь на Вас, я уверена в Вас, но я готова остановить ваши неверные действия – это моя обязанность».
О ДИСЦИПЛИНЕ НА УРОКЕ
Нередко наибольшую трудность для многих начинающих педагогов представляет дисциплина на уроке. Всем, кто впервые входит в класс, известна истина: "В шуме начал урок, в шуме и закончишь". Как соединить деятельность учителя по формированию у учащихся знаний, умений и навыков с формированием у них полноценного отношения к учению и доброго отношения к одноклассникам? В этом случае целесообразны аргументированные педагогические требования, предъявляемые школьникам. Предлагаем некоторые аргументы:
· Для требования "не опаздывать": чтобы не нарушать сосредоточенный ритм работы в классе и не мешать ребятам усваивать учебный материал.
· Для требования "оформлять работу аккуратно и красиво": плохо оформленная работа есть проявление неуважения к самому себе и своему труду; неряшливо оформленная работа, которую ты даешь другому человеку, выражает неуважение к нему.
· Для требования "внимательно слушать отвечающего": тишина и внимание слушателей помогают ему четче, яснее выражать свои мысли, а значит, и получить более высокую оценку; слушая другого, мы много приобретаем, развиваем мышление.
· Для требования "не подглядывать во время опроса в учебники": не лишайте память возможности поупражняться, берегите ее.
· Для требования "желание отвечать на вопросы учителя, а также "хочу дополнить", "не понял" можно выработать систему жестов: поднятая рука, поднятый вверх палец и другие.
Однако главным в достижении дисциплины является атмосфера комфорта, спокойствия и доверия на уроке, когда орудием педагога становятся не диктат взрослого, не принуждение, а мотивация высокого порядка - увлечение совместном трудом.