Восприятие времени и чувство времени в освоении деятельности

Как мы уже отметили, в процессе онтогенеза личности формируются качественные новообразования как отдельных свойств индивида, так и функциональных систем, благодаря которым реализуются отдельные виды деятельности и поведения. Процесс этот характеризуется стадиальностью, неравномерностью и гетерохронностью развития отдельных качеств и свойств, а также межиндивидуальной неравномерностью и гетерохронностью.

Важная особенность субъективного отражения времени — его чрезвычайно широкая межиндивидуальная вариабельность. При среднем значении экспоненты функции оценки (или отмеривания) величины равной 0,8-1,1 мин в индивидуальных показателях могут варьировать в пределах 0,3-2,2 мин. Такой разброс в одинаковых условиях эксперимента можно объяснить только индивидуально-личностными особенностями психики, в первую очередь устойчивыми психологическими и психофизиологическими характеристиками.

Различные индивидуальные особенности влияют на субъективное восприятие времени. В экспериментах испытуемые с подвижной нервной системой ускоряют, а с инертной — замедляют воспроизведение реакций по сравнению с заданным ритмом. Ускорение субъективного времени по отношению к объективному связано с преобладанием возбуждения (и тогда испытуемые удлиняют восприятие временного интервала), а его относительное замедление — с преобладанием торможения (наоборот, укорачивают). По данным Д. Г. Элькина, в депрессивном состоянии испытуемые переоценивают временные интервалы.

Таким образом, особенности нервной системы — лишь генетическая основа для проявления психологических особенностей личности, они обусловливают неравномерность развития отдельных свойств, таких как временные восприятия. Вместе с тем развитие личности происходит во времени, зависит от времени и им опосредовано, детерминировано.

Психика как специфически детерминированная система.В русле идей отечественного психолога С. Л. Рубинштейна исследуется при-

рода личностной и психической организации времени на основе представлений о личности как динамической, развивающейся и изменяющейся системе и ее жизненном пути как совершенно специфическом процессе. Жизненный путь рассматривается как особый, развернутый во времени процесс, в котором сталкиваются основные детерминанты, выражающие способность личности к изменению и развитию, а также активности. Иначе говоря, речь идет о реальной способности к построению жизненных или временных перспектив, организации времени жизни, его потенцированию, ускорению, расширению и ценностному событийному наполнению.

Такой подход позволяет представить личность как субъекта, своеобразным образом интегрирующего свой временной тип в социальный и кулыуральный временной континуум, организующего время своей жизни и деятельности. Деятельность человека приобретает свою траекторию, амплитуду и временную архитектонику, отвечающую объективной темпоральной организации человека и его субъективным целям, имеющим свои временные параметры.

Таким образом, в структуре психической деятельности сопрягаются объективные скорости, темпы, временные требования (сроки, моменты) и собственные (органические, психические, двигательные и т.д.) скорости и ритмы. Личность как субъект деятельности регулирует время ее осуществления, согласуя ее с временем своих психических процессов, состояний, своей темпераментальной природы, возраста, личностных целей и программ.

Сущностную характеристику процессов развития составляет время, развивать можно все, но для этого нужно время (В. Д. Шадриков).

Поэтому столь важен учет фактора времени как в процессе воспитательных воздействий, так и в ситуации развития профессионально важных качеств личности, общения. Подход с позиции развивающего обучения к профессиональному становлению личности основан именно на знании временных особенностей процессов развития, их неравномерности. Освоение различных видов профессиональной деятельности, как и любой процесс, представленный в пространстве и времени, характеризуется инерционностью и латентным периодом. Важно, чтобы обучающее воздействие, приводящее к развитию конкретных умений и качеств личности, было достаточно длительным, чтобы проявился эффект освоения новых действий.

Существуют сензитивные периоды, когда развитие идет неравномерно, более быстрыми темпами по сравнению с предшествующими периодами. За пределами этих периодов эффект развития зачастую снижается, равно как и психофизический потенциал развития сенсорно-перцеп-




тивной и двигательной сферы, а значит, умений, участвующих в реализации и освоении профессиональной деятельности. Следовательно, для формирования психологической системы деятельности необходимо развитие профессионально важных качеств, обеспечивающих освоение деятельности.

Значительную роль в освоении профессиональной деятельности играет взаимосвязь обучения и развития. Обучению принадлежит определяющая роль в развитии, оно ведет за собой развитие, обучение должно быть развивающим. Данное положение связано с проблемой детерминации развития психики, с соотношением внешних и внутренних факторов развития. Среди внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, ведущая роль отводится профессиональным способностям. Однако их развитие, функционирование и реализация в психологической системе деятельности носят динамический характер.

Формирование психических функций, свойств личности в процессе жизнедеятельности, социализации, а также в ходе освоения профессиональной деятельности неравномерно и гетерохронно. Гетерохронно развитие и общих, и специальных способностей.

На первой стадии профессионализации ведущими по уровню развития становятся кратковременная образная память, память на движения, долговременная вербальная память и невербальный интеллект. Наименее развиты относительно других сенсомоторная координация, техническое мышление, координация движений обеих рук и пространственное представление. На второй стадии профессионализации все системы развиваются относительно равномерно. На третьей стадии ведущими становятся координация движений обеих рук, техническое мышление, пространственное представление и сенсомоторная координация, т.е. качества, которые в начале профессионализации имели самый низкий уровень.

Следовательно, то или иное соотношение общих и более специальных звеньев структуры профессионально важных качеств личности складывается прежде всего в зависимости от содержания конкретной деятельности. И, по-видимому, чем «техничнее» деятельность, чем большую роль в ее реализации играют специальные способности, тем больше будут сдвинуты временные границы проявления фазы специализации в сторону младших возрастных периодов зрелости.

Как уже отмечалось, приступая к освоению деятельности, субъект обладает определенными психическими свойствами, некоторые из них профессионально важны. Они характеризуются определенным уровнем развития функциональных и операционных механизмов. Но эти меха-

г

яцзмы не приспособлены к конкретной деятельности, причем главным образом это относится к операционным механизмам. В процессе формирования профессиональной деятельности происходит перенастройка операционных механизмов психических свойств в соответствии с требованиями деятельности. Назовем этот процесс перестройкой операционных механизмов в оперативные. Развитие оперативных механизмов — один из важных моментов формирования профессиональных навыков.

Во многих видах профессиональной деятельности обучение целесообразно начинать с развития чувства времени, так как в структуре профессионально важных качеств личности это качество зачастую выступает как базовое для решения задач прогнозирования, планирования и структурирования деятельности наряду с оперативным мышлением.

Задача в том, как это чувство времени развивать, как его упражнять? На временные восприятия в условиях реальной профессиональной деятельности влияют внешние воздействия, неблагоприятные факторы, помехи, изменяя их точность, а следовательно, и действий человека.

Например, чтобы успеть в срок, субъект должен переживать скорости процессов, точно воспринимать и отражать временные пределы собственных действий. В ходе формирования двигательных навыков кинестетический анализатор позволяет различать время движения с точностью до 0,04 с, играя основную роль в анализе времени трудового движения. В кинестетическом ощущении выделен ряд компонентов: пространственные (отражение амплитуды, формы, направления движения) и временные (отражение длительности, последовательности и одновременности движений). В процессе овладения графическими навыками совершенствуется кинестетический анализ не только пространственных, но и временных компонентов движения.

При изучении процесса освоения деятельности слесаря-сборщика было выявлено:

♦ освоение отдельных действий носит неравномерный характер;

♦ освоение отдельных действий в общей структуре деятельности носит гетерохронный характер. В то время как по одной операции наблюдался прогресс, в другой операции возможен застой или даже увеличение времени выполнения;

♦ отмечены различия в величине исходного уровня и интенсивности роста показателей освоения различных действий у одного и того же лица;

♦ наблюдаются расхождения в величине исходного уровня и темпах роста показателей освоения по одним и тем же действиям у различных лиц. По одним действиям прогресс наблюдается сразу, по другим — происходит с начальной задержкой.

Аналогичная картина наблюдается и при объединении отдельных действий в группы с преобладанием сенсорных компонентов деятельности или выделении моторных компонентов в промежуточную группу.

Таким образом, на первый план выдвигается проблема гетерохрон-ности формирования отдельных действий в общей структуре деятельности.

Основная мысль, которую неоднократно подчеркивал П. К. Анохин, рассматривая проблему гетерохронности в закладке и темпах развития различных структурных образований организма, заключается в том, что «гетерохрония представляет собой специальную закономерность, состоящую в неравномерном развертывании наследственной информации. Благодаря этой наследственно закрепленной особенности созревания обеспечивается основное требование выживания новорожденного — гармоничное соотношение структуры и функции данного новорожденного организма с внезапно возникающим воздействием на него экологических факторов» (1978).

Процесс формирования профессиональной деятельности не регулируется генетическим кодом. «Закладка» отдельных компонентов деятельности и темпы их формирования определяются программой обучения. Но, чтобы такая программа была действенной, она сама должна строиться на закономерностях системогенеза профессиональной деятельности, быть развернутой во времени. Поэтому необходим учет гетерохронности освоения отдельных действий в целостной структуре деятельности.

Изучение процесса освоения деятельности по производительности и качеству показало, что и здесь проявляется гетерохрония. Совершенствование по этим параметрам редко идет параллельно. Обычно вначале достигается определенный уровень исполнения по одному показателю (производительности), а затем «подтягивается» другой, который был обозначен как качество освоения деятельности. В зависимости от сложности деятельности, личностных факторов и условий обучения совершенствование по одному из параметров деятельности (производительности или качеству) может сопровождаться закреплением другого показателя на достигнутом (промежуточном) уровне, его регрессом или незначительным улучшением.

В ходе освоения деятельности у человека складывается определенный тип установки, направленный на показатели производительности или качества. Субъективная значимость этих показателей на различных этапах обучения меняется. При достижении определенного уровня производительности ученик обращает внимание на качество. В целом тип установки и ее смена определяются взаимодействием трех основных

факторов: значимостью каждого показателя, скоростью роста показателей по каждому из рассматриваемых параметров и степенью их взаимовлияния.

Значимость уровня достижений по каждому параметру зависит, с одной стороны, от специфики деятельности, системы нормирования и оплаты труда, уровня требований к качеству, с другой — личностных факторов—уровня притязаний, способностей, положения в группе и т.д. Эта значимость тесно переплетается на этапе обучения с показателями скорости совершенствования в профессиональной деятельности. Но и этот показатель выступает не в абсолютном виде, а опосредуется степенью взаимовлияния производительности и качества друг на друга. В разных видах деятельности и на различных этапах ее освоения характер этого влияния меняется. Ученик обращает внимание не на абсолютные величины того или иного показателя, а на тот параметр, обучение которому оказывает меньшее тормозящее влияние на совершенствование другого параметра.

Таким образом, гетерохронность проявляется и в освоении деятельности в двухфакторном пространстве «производительность-качество». Она определяется объективными характеристиками деятельности и личностными качествами субъекта деятельности.

Динамическая организация действий и операций, выполняемых человеком в процессе достижения трудовой цели, раскрывается в временном анализе деятельности. В процессе оперативно-временного анализа выясняются последовательность выполнения операций, их совмещение или частичное перекрытие во времени, длительность, интервалы между операциями и прочие режимно-динамические факторы.

Если требуется планировать исполнение отдельных действий во времени, используется метод графического многопланового описания с помощью условных обозначений сразу по нескольким временным векторам. На одном векторе изображаются все операции, следующие друг за другом и выполняемые на одном участке рабочей зоны. Совокупность векторов позволяет одновременно отобразить пространственные и временные требования к структуре деятельности.

В отдельных видах деятельности целесообразно выделить основные и вспомогательные действия (операции). Анализ деятельности с предметной стороны в этом случае целесообразно заканчивать сетевым (повременным исходя из последовательности и скорости выполнения каждой операции) графиком профессиональной деятельности.

В процессе освоения профессиональной деятельности не меньшее значение, чем производительность, качество и скорость приобретаемых навыков, имеет срок, определенный временной предел для освоения де-

ятельности в определенном объеме профессиональной квалификации. Например, для молодого специалиста еще недавно срок освоения профессиональной деятельности был три года, в современных производственных объединениях это так называемый испытательный срок два-три месяца.

Таким образом, временные рамки освоения профессии значительно сузились, а это означает, что время и профессиональная деятельность человека теснейшим образом взаимосвязаны.

Деятельность человека всегда осуществляется в настоящем времени, поскольку она носит экзистенциальный онтологический характер: движения, действия, психические процессы, их регулирующие, имеют модальность настоящего, «здесь и теперь» осуществляющегося. Однако настоящее время должно быть определенным образом организовано, чтобы соблюдать сроки выполнения работы: устанавливать нужную последовательность выполнения операций во времени, улавливать необходимый темп деятельности, согласовывать субъективные и объективные скорости в пространственно-временном континууме деятельности.

Следовательно, профессиональная деятельность занимает значительное время и место в жизненном цикле человека, а период профессионального становления в целом социально нормирован. Он имеет определенные временные рамки и возрастные ограничения, но скорость вхождения в профессию, достижение пика карьеры, профессионального мастерства зависят от самого субъекта деятельности, а также могут определяться различными объективными обстоятельствами, нарушающими последовательность и порядок освоения деятельности, внося некоторую гетерохронность в этот процесс.

Иначе говоря, чтобы успеть к сроку, человек должен особым образом построить свою деятельность — ускорить, реорганизовать или замедлить. Таким образом, пространство деятельности определенным образом организуется во времени субъектом и размещается во времени и пространстве жизни. Прослеживая события, оценивая скорости своих действий и их соответствие назначенному сроку, необходимо обладать определенным чувством времени, уметь адекватно воспринимать временные параметры собственной деятельности.

Однако на адекватности восприятия времени могут сказываться объективные обстоятельства деятельности: различные помехи, как внутренние (эмоции и переживания, стрессы и депрессивные состояния), так и внешние (акустические, визуальные, связанные с сенсорной деприва-цией). Все это усложняет освоение профессиональной деятельности, в основе которого, несомненно, ориентация человека во времени. Эти влияния можно преодолеть, только особым образом научаясь согласовы-

вать объективные и субъективные скорости в пространстве деятельности, осваивая различные способы регуляции и организации времени.

Рассмотрим следующий пример. В экспериментальном исследовании изучались особенности кинестетического восприятия длительности движений в условиях акустических помех и пути устранения их отрицательного влияния. Моделировался процесс освоения профессиональных действий оператора или диспетчера, для которых чувство времени определяет эффективность и безопасность деятельности.

Экспериментальная установка имитировала действия опрератора по дифференциации временных пределов длительности технологических циклов сложных производственных процессов, которая регулировалась в широких временных пределах (от 0,8 до 4,5 с), а величина оставалась постоянной (от 0 до 90° по дуге).

В действиях оператора такого производства важно освоить тонкие способности оценивать и воспроизводить длительность отдельных действий, фрагментов принятия срочных и точных решений (например, время окончания плавки металла, включения тормозных устройств и т.д.), прогнозируя последствия этих действий.

Эксперимент проходил в условиях внешних акустических помех, аналогичных действующим на обычном производстве. Точность восприятия временной длительности регистрировалась по показаниям электронного секундомера. Всего в опытах участвовали 144 испытуемых (126 мужчин, 18 женщин) в возрасте 18-37 лет: рабочие, служащие, учащиеся ПТУ и 45 учащихся школ (младшего, среднего и старшего школьного возраста). Большинство испытуемых неадекватно воспринимали длительность собственных движений, средняя величина ошибки составляла 19-22% (0,42 с). Исследовались небольшие промежутки времени (от 0,8 до 4,5 с), обычные в условиях производственного процесса. Полученные результаты подтверждают данные Д. Г. Элькина и П. Фресса о переоценке кратковременных и недооценке движений более длительных, о необходимости развивать чувство времени в процессе профессионального обучения.

Величина средней ошибки в оценке временной длительности движений у взрослых испытуемых приближалась к показателям учащихся среднего школьного возраста в оценке длительных интервалов (4-6 с) и значительно отставала в оценке микроинтервалов временной длительности (1-2 с).

Восприятие длительности движений у младших школьников незначительно отличается от показателей старшеклассников в оценке длительных интервалов (от 4 с) и существенно отстает в оценке микроинтервалов.

Таким образом, развитие перцептивных процессов, связанных с отражением времени, носит неравномерный характер, что отрицательно влияет на адекватность временных восприятий, а следовательно, и на освоение временных параметров профессиональной деятельности в различных возрастных группах.

Профессиональная деятельность предполагает наличие определенных двигательных навыков, обладающих скоростными характеристиками и хорошо скоординированных во времени. Временные оценки деятельности, точная ориентация во времени — профессионально важные качества летчиков, штурманов, навигаторов и операторов. Каждое сложное средство управления скоростными механизмами требует от оператора точного выполнения в строгой временной последовательности действий по запуску, изменению режима, контроля, остановки или переключения приборов. Для каждого профессионального действия характерна особая система кинестетических движений, зачастую выполняемых в сложных условиях, в условиях акустических помех.

Экспериментально смоделировав подобную ситуацию, мы поставили задачу исследовать возможные пути и методы развития чувства времени, временных восприятий в условиях помех в разновозрастных группах испытуемых.

Фундаментальные исследования П. К. Анохина позволили определить теоретическое обоснование наших экспериментов. Задача управления движениями решается с помощью внесения поправок по ходу выполнения действия, путем сенсорной коррекции, обратной афферен-тации. Доказано позитивное влияние обратной связи на процессы перцепции. Однако наша задача состояла в том, чтобы экспериментальным путем определить возможность еще до начала профессионального обучения путем специальных тренинговых упражнений развивать чувство времени, умение оценивать, предвидеть длительность отдельных действий, движений, тем более что, по условиям нашего опыта, эти действия, движения предполагалось формировать в условиях постоянно действующих акустических помех.

В нашем исследовании испытуемые получили возможность одновременно непосредственно от движений собственной руки воспринимать длительность двигательного акта на кинематометре. Эта методика формирования предваряющего образа действия позволяла многократно предъявлять движения заданной длительности и одновременно воспроизводить их с максимальной точностью. Опыты ставились до тех пор, пока самостоятельно 2-3 раза подряд не воспроизводилась заданная длительность движения с наименьшей ошибкой (показания электронного секундомера, вмонтированного в кинематометр).

Всего было проведено три серии опытов:

1) в условиях помех;

2) многократное повторение движений;

3) специальная тренировка в условиях предваряющего образа действия.

Намеченный нами способ тренинга, развития чувства времени и точности восприятия длительности собственных движений оказался весьма продуктивен. Так, средняя величина ошибок до тренировки составляла 40%, после обычной тренировки — 28, после тренировки в условиях предваряющего образа — 10,4%. Коэффициент достоверности t = 4,1, р ‹ 0,001. У абсолютного большинства испытуемых разных возрастных групп после тренировки в условиях опережающего отражения средняя величина ошибки не превышала 8-10%.

Сравнение результатов формирования адекватных временных восприятий путем многократных повторений и специальной тренировки в условиях опережающего отражения показало значительное уменьшение тренировочных опытов в третьей серии, быстроту и высокую точность формирования двигательных навыков у взрослых испытуемых.

Двигательные навыки у взрослых и детей развиты неравномерно. В зависимости от возраста испытуемых может наблюдаться гетерохрон-ность в освоении длительности движений: легче и быстрее эти процессы происходят у подростков и младших школьников.

Таким образом, наиболее эффективный способ развития временных восприятий длительности собственных действий как профессионально важных качеств — специальные упражнения, тренинг отдельных действий в порядке опережающего отражения.

Эти условия формирования предваряющего образа действия создают благоприятные предпосылки освоения профессиональной деятельности.

Вместе с тем отмеченная в опытах неравномерность развития перцептивных действий, различия в динамике построения движений у взрослых и учащихся, обусловленные свойствами нервной системы, ее возрастными характеристиками, несомненно, должны найти отражение в индивидуально-своеобразных особенностях скоростной структуры трудовых движений. «Подвижные» быстрее набирают некоторую скорость, но резкое начальное ускорение сравнительно быстро и прекращается. «Инертные», наоборот, ускоряют движения более медленно, но зато в течение длительного времени, вследствие чего достигают значительной скорости.

Таким образом, нейродинамические свойства, разновременность, гетерохронность и неравномерность формирования и функционирова-

ния различных подструктур психической организации человека проявляются на всех уровнях освоения деятельности. Но они претерпевают определенные изменения в процессе адаптации субъекта к условиям деятельности, причем характер адаптационных изменений, их временные пределы также связаны с личностными (субъективными) характеристиками, и прежде всего с развитием субъективного чувства времени, адекватными временными восприятиями.

Наши рекомендации