Iii. работа с органами школьного соуправления

Задача

Оптимизация работы органов школьного соуправления (в контексте психологических задач возрастного и индивидуального развития учащихся).

Виды деятельности

1. Участие в проектировании и анализе деятельности органов соуправления и их конкретных мероприятий.
2. Участие в проведении различных мероприятий, связанных с деятельностью органов соуправления.
Участие в работе «конфликтной комиссии» (или другого органа, занимающегося разбором и решением внутришкольных конфликтов).

Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности Вид деятельности психолога Основные следствия проведения данных мероприятий
Управленческие ситуации Участие в проектировании и анализе деятельности органов соуправления и их конкретных мероприятий Внесение в план работы психолога вопросов, касающихся взаимодействия с органами соуправления школой Предоставление аналитического отчета, справки, рекомендаций по развитию того или иного органа соуправления
План работы Проблемная ситуация, требующая участия в ее разрешении специалиста-психолога Запрос проектировщиков или участников мероприятия Участие в проведении различных мероприятий, связанных с деятельностью органов соуправления Проведение анализа и подготовка психологических рекомендаций по совершенствованию работы

IV. РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Задачи

1. Повышение уровня психологической компетентности родителей.
2. Оптимизация детско-родительских отношений.
3. Включение родителей учащихся в образовательные проекты и программы, в частности — в мониторинги эффективности.

Виды деятельности

1. Психологическое просвещение и информирование родителей.
2. Консультирование по вопросам, связанным с психологическими аспектами реализующихся в школе образовательных программ.

Ситуации, «запускающие» данный вид деятельности Вид деятельности психолога Основные следствия проведения данных мероприятий
Плановые тематические выступления на внутриклассных или общешкольных родительских собраниях Информирование об итогах проведенных мониторингов Разовый запрос классного руководителя, администрации или самих родителей. Психологическое просвещение и информирование родителей Консультирование по вопросам, связанным с психологическими аспектами реализующихся в школе образовательных программ Индивидуальные консультации родителей Подготовка просветительских материалов и рекомендаций

Необходимая управленческая поддержка
деятельности психолога в рамках данной модели

1. Предоставление психологу с функциями методиста статуса и полномочий завуча.
2. Включение психолога-методиста в систему управленческих шагов по сопровождению молодого специалиста.
3. Предоставление психологу фиксированного времени для проведения диагностических мероприятий (скринингов, мониторингов, диагностики по запросу).
4. Включение психолога в аттестационную комиссию школы.
5. Организационная поддержка просветительской и обучающей работы психолога с родителями и педагогическим коллективом: родительских собраний и семинаров, мастер-классов для педагогов и т.д.
6. Создание управленческих условий для «вхождения» родителей в образовательную среду школы.
7. Формирование административного и педагогического заказа к психологу на проектировочную и аналитическую деятельность.
8. Создание условий для повышения квалификации психолога, прежде всего — в сфере педагогической психологии.

Требования к методическому обеспечению
деятельности психолога в рамках данной модели

1. Обеспечение методической библиотеки по вопросам дидактики, новых педагогических технологий, психологии управления и организационного консультирования, проектирования и анализа педагогической деятельности.
2. Обеспечение всеми необходимыми нормативными документами.
3. Пакет диагностических методик для проведения работы со школьниками и родителями в рамках скринингов и мониторингов.
4. Материально-техническое обеспечение, кабинет.
5. Предоставление методического дня для проведения аналитической и методической работы.

Требования к уровню квалификации психолога
в рамках данной модели

1. Наличие квалификационной категории не ниже 2-й.
2. Опыт работы в образовании не менее трех лет.
3. Навыки управленческой деятельности.
4. Навыки организационного консультирования, проектировочной и аналитической деятельности.
5. Навыки работы с аудиторией.
6. Навыки научно-методической и исследовательской работы.

СХЕМА 1

Участие (при необходимости — инициирование) в различных формах работы,
ориентированных на решение образовательных проблем учащихся
(методические объединения, мини-педсоветы, консилиумы)

Iii. работа с органами школьного соуправления - student2.ru

СХЕМА 2

Работа с молодыми специалистами: помощь в психологической адаптации
к новой профессиональной ситуации и новому коллективу

Iii. работа с органами школьного соуправления - student2.ru

СХЕМА 3

Индивидуальная психолого-методическая работа с педагогами, испытывающими
трудности в построении педагогической работы с конкретными учащимися и ученическими коллективами

Iii. работа с органами школьного соуправления - student2.ru

МОДЕЛЬ «КУРАТОР»

Общее описание модели

Основной принцип организации работы — осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождения определенной группы учащихся (не более пяти-шести классов). Соответственно, в школе либо существует служба психологов-кураторов, либо курируются определенные классы (КРО, профильные, гимназические, экспериментальные, др.).
При данном варианте организации психологической работы в школе психолог имеет возможность осуществлять сопровождение конкретного ребенка и классного коллектива в полном смысле этого слова: отслеживать процесс развития, заниматься глубокой и всесторонней как профилактической, так и развивающей работой в зоне ближайшего развития детей определенного возраста, осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается.
Психолог становится полноправным участником образовательного процесса. У него появляется возможность тесно сотрудничать с педагогами в решении проблем и задач развития конкретных детей и ученических коллективов, прежде всего — с классными руководителями.
В силу того что образуется служба психологов-кураторов, появляется возможность осуществлять серьезную методическую работу, психологические проекты, оказывающие влияние на образовательную среду школы в целом.
Вместе с тем появление в школе службы психологов-кураторов существенно влияет на управленческую ситуацию и расширяет функциональные обязанности многих специалистов: завучей, классных руководителей, педагогов-предметников. Без соответствующих управленческих шагов и нововведений деятельность психологов-кураторов будет сильно затруднена.

Цели деятельности психолога

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся и ученических коллективов в образовательном процессе.

Наши рекомендации