Межличностные отношения в преступной группе

В социально-психологическом плане конфликтная ситуация в преступной группе представляет собой возникающее в сфере общения резкое несоответствие мотивов и установок членов группы, ожиданий в удовлетворении своих корыстных личных интересов и потребностей, которые нарушают нормальное взаимодействие, существующее на почве общности преступных целей, организованности и сплоченности действий всей преступной группы. Конфликтные ситуации включают и этическое содержание. Довольно часто между членами происходят конфликты, затрагивающие нравственные и моральные ценности той или иной личности.

Конфликты можно разделить:

Внутриличностные, возникающие, когда в процессе участия в преступной организации у человека формируются определенные номы и ценности, в том числе принятые традиции, законы и нормы преступной группы, личные корыстные мотивы, а с другой стороны - усиливается страх быть убитым, страх разоблачения, угрызения совести (т.е. наличие равных по силе, но противоположных мотивов, интересов, потребностей).

Межличностные, к которым приводит в основном разделение функций и установленный порядок распределения прибыли.

Межгрупповые, происходящие из-за раздела территории, сферы влияния.

Для улаживания конфликта привлекаются «третейские суды», в качестве судьи выступает «вор в законе».

Виды межличностных конфликтов:

Конфликты между организатором и членами преступной группы могут возникать по причинам:

· недостатки в организации преступной деятельности, ее эффективность;

· стремление организаторов к присвоению значительной доли преступного дохода;

· отсутствие надлежащей дисциплины у членов группы;

· благоприятные криминогенные условия в регионе деятельности преступной группы.

Чем выше лидер в организации, чем выше иерархическая лестница, тем меньше у него страха, чем ниже - тем больше.

2. Конфликты между организатором и оппозиционером, т.е. лицом из числа приближенных к лидеру, возникает из-за того, что оппозиционер тайно имеет намерение захватить власть. Как правило, такой конфликт протекает скрытно и часто приводит к физическому уничтожению одного из них или расколу группы.

3. Конфликты между старыми и новыми членами выражаются в том, что группа ожидает от новичка активных действий, полного подчинения установленным ранее нормам поведения. Ведется жесткий контроль за его поведением, его доля в распределении полученного дохода существенно ниже, чем у старых членов, что вызывает недовольство новичка.

4. Конфликты, возникающие между членами группы, решившими прекратить преступную деятельность, и всей группой, приводят, как правило, к физическому уничтожению лица, изъявившего желание «выйти из игры»

5. Конфликты между членами группы, выполняющими разные функциональные роли при совершении преступлений, возникают из-за подозрительности друг к другу и неверие в честное распределение доходов. Каждый член группы считает, что выполняемая им роль наиболее важна для группы, а значит, он заслуживает привилегий и более высокого статуса.

6. Конфликты между членами группы, стремящимися занять более высокое иерархическое положение в ее структуре, возникает из-за стремления рядовых членов (или более способных) занять более высокое положение, приблизиться к элите. Это дает право на участие в обсуждении наиболее важных вопросов, возможность повысить свой статус, получать больший доход.

Анализ конфликтных ситуаций в преступных группах позволяет выявить их «слабые места», что является одним из наиболее важных условий борьбы с организованной преступностью.

5. Психология совершения преступления в составе преступной группы

Совместные преступные действия нескольких лиц имеет ряд юридических градаций:

Простое соучастие - соисполнительство при отсутствии распределения ролей в спонтанно возникшей группе. Взаимосвязь обусловлена частичным совпадением индивидуальных целей.

Сложное соучастие - выполнение определенной роли во временно функционирующей преступной группе, действия членов объединены мотивационной и общей целью.

Соучастие в стабильной преступной группе отличается общностью преступных интересов и умыслов, устойчивыми внутригрупповыми связями и ролевой дифференциацией.

Как показывают исследования, групповые преступления составляют примерно 1/5 часть всех преступлений.

Наиболее устойчивые группировки возникают с целью совершения разбойных нападений, грабежей, хулиганских действий.

Общественная опасность группового преступления более высока по сравнению с индивидуальным преступлением, т.к. в условиях группы психически облегчается совершение преступления, усиливается решимость колеблющихся лиц под влиянием других членов группы, повышается возможность вовлечения в преступную деятельность новых лиц.

Немаловажное значение имеет и психическое антисоциальное заражение, преступный ажиотаж. Единство антиобщественной ориентации приводит в ряде случаев к спонтанному возникновению преступной группы в криминогенной ситуации без предварительного сговора. В этих случаях существенное значение имеет выявление лица, приступившего к преступному действию и тем самым оказавшего определенное психическое воздействие на других соучастников.

В групповых преступлениях с предварительным сговором существенное значение имеет ситуация сговора, ситуация, предшествующая преступлению. Особенности поведения отдельных соучастников в этих ситуациях могут содействовать определению степени их ответственности.

Заключение

Резюмируя сказанное, остановимся на наиболее существенных выводах.

1. В обществе нет каких-то особых механизмов, которые с неизбежностью формировали бы преступное, а в более широком смысле социально отклоняющееся поведение индивида. Любые социальные отклонения, если они только не связаны с психическим заболеванием, любое противоправное поведение (в том числе, групповое) являются результатом недостатков и дефектов в социализации индивида, неблагоприятных факторов в его биографии, негативного влияния непосредственного социального окружения.

2. Организованную преступность с точки зрения психолого-криминологических знаний характеризуют следующие черты:

- аппарат принуждения и возможность применения насилия;

- умышленный характер деяния;

- стремление к внешней легализации своей деятельности;

- групповой и умышленный характер деятельности;

- цель извлечения преступных доходов;

- установление для достижения целей деятельности и обеспечения безопасности функционирования преступного объединения контактов с работниками органов власти и управления;

- стремление максимальным образом внешне легализовать противоправную деятельность.

Исходя из основных признаков, характеризующих эту форму преступности, в общем приближении под организованной преступностьюследует понимать деятельность устойчивых преступных сообществ, организаций и организованных преступных групп, отличающихся иерархическим организованным построением, созданных в целях совершения тяжких и особо тяжких преступлений, извлечения доходов из нелегального бизнеса, противоправного проникновения и внедрения в законный бизнес, «отмывания» денег через законные экономические структуры, использующих для обеспечения своей преступной деятельности коррумпирование должностных лиц, проникновение в правоохранительные органы и органы государственной власти.

Факторами, способствующими формированию преступных групп, являются невозможность совершить преступление без объединения, общность преступных интересов, личные симпатии, общие нормы поведения, общие убеждения, аналогичные дефекты правосознания.

3. Организованное преступное поведение несовершеннолетних предполагает:

- перспективу включения подростковой группы в преступную группу более высокого порядка (взрослых преступников), связанную с органами власти, с ее коррумпированными элементами;

- подчинение криминальной подростковой группы и ее деятельности «общему командованию», т.е. авторитетным сверстникам или лицам чуть взрослее, их стратегическим замыслам;

- связь с функциональным разделением преступной деятельности подростковых групп (с четким разделением территорий и зон преступного влияния: транспортировка и распространение наркотиков, оружия, рэкет);

- профессионализацию в тех или иных видах преступной деятельности подростковых групп, а также профессионализацию внутри групп;

- общие для всех преступных групп, входящих в данную преступную организацию, правила поведения, «понятия», «нормы», ценности, получившие наименование «криминальная субкультура»;

- специальный подбор «кадров» в преступные группы из числа несовершеннолетних и молодежи и их подготовку на специальных полигонах (обучение стрельбе, приемам единоборств, способам преступной деятельности) и тотальный контроль за поведением каждого члена организации;

- наличие определенных «внесудебных» инстанций, наделенных правами проводить «разборки», наказывать виновные группы или отдельных участников.

4. На определенном этапе развития преступной группы в ее внутренней структуре появляется фигура лидера, обычно выступающего в роли организатора и руководителя. С появлением лидера группа становится организованной и сплоченной, ее деятельность активизируется, получает целенаправленный характер и приобретает все более общественно опасный характер.

Лидер в группе – это ее член, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуацией, чтобы обеспечить организацию коллективной деятельности для достижения общей цели.

Лидерские способности и умение управлять окружающими обеспечиваются эмоциональной холодностью, блокирующей или существенно ограничивающей субъективные возможности сопереживания. В тоже время эта черта позволяет сохранить необходимую социально-психологическую дистанцию с окружающими, трезво анализировать складывающиеся ситуации с учетом всех наиболее важных моментов и на основе этого принимать рациональные решения. Лидер преступной группы чаще не судим, образован, обладает организаторскими способностями и психологической властью над подчиненными, а в качестве консультантов имеет опытных профессиональных преступников из числа «авторитетов», которые являются приближенными людьми и советниками в части организации преступной деятельности.

5. Криминализация молодежных группировок происходит в силу объективных причин, связанных с особенностями психического развития молодежи. Связь между этими группировками и прочей организованной преступностью действительно устанавливается, однако инициатива в этом всегда обоюдная. Тем более что контакты устанавливаются обычно только тогда, когда конкретная группировка уже основательно приняла антисоциальную направленность в своей деятельности. Поэтому и деформация общечеловеческих моральных ценностей происходит, конечно, не без влияния иной организованной преступности, но вместе с тем нельзя и преуменьшать роль в этом внутренних процессов, протекающих в группировках. На значение этих внутренних процессов в формировании криминального морального сознания указывает и то, что деформированные моральные ценности являются социальным фактором, влияющим на сплоченность группировки. Причем этот фактор может действовать в отдельных случаях без другого – материального, корыстного интереса. Именно этим объясняются отдельные преступные деяния, кажущиеся на первый взгляд безмотивными.

Таким образом, рассмотрение вопросов групповой преступности с позиций социологии, социальной психологии и криминологии дает возможность не только глубже проникнуть в сущность этой формы совершения преступления, выявить различные стороны ее проявления, но и наметить ряд взаимосвязанных, последовательно и поэтапно осуществляемых мер, которые можно было бы использовать для ее эффективного предупреждения и искоренения.

Наши рекомендации