Микротехника «Строительство внешности»
Впечатление о выступающем на 55% формируется внешностью: это прическа, одежда, макияж, жесты, мимика. Вы еще не начали говорить, а люди о вас думают. Вспомним старую поговорку «Встречают по одежке», значит, костюм или платье должны работать на вас, стимулировать положительную реакцию аудитории.
И здесь есть ряд общепринятых правил:
1) Безукоризненная опрятность. Это свидетельствует об уважении к мероприятию и его участникам, в то время как небрежность, неряшливость демонстрируют пренебрежение к окружающим и могут вызвать неприятные чувства.
2) Одежда обязана быть удобной. Донателла Версаче, итальянский дизайнер и модельер, так объясняет требование комфорта: «Если вы выбрали наряд, в котором чувствуете себя хорошо, именно это люди заметят». Немаловажно, что в удобной одежде вы можете забыть о ней, целиком и полностью сосредоточиться на выступлении.
3) На деловом мероприятии следует в одежде отдать предпочтение сдержанности, тогда коллеги смогут видеть именно вас, а не то, что на вас. «Сдержанная одежда» - лучший способ выразить свою индивидуальность.
Кроме того, существует визуальный язык одежды, который воздействует на подсознание слушателей. Для официальной обстановки рекомендуется остановить свой выбор на одежде классического стиля: строгий, практичный, рациональный, соответствующий фигуре. Людям, одетым в классическом стиле, аудитория невольно приписывает такие качества, как открытость, выдержанность, благородство, работоспособность, острота ума.
Классика – стиль политиков, руководителей и … педагогов. У женщин классической считается одежда по фигуре: подчеркивающая пропорции, но не обтягивающая: костюм с юбкой из одного и того же материала, брючный костюм простого кроя, блузки и рубашки без большого количества декора. Хотите сделать ваши слова весомее, подчеркнуть авторитет, профессионализм, информированность – выбирайте одежду, силуэт которой приближается к вытянутому прямоугольнику. Если вы предпочитаете юбки, то наилучшим образом подойдет юбка-карандаш, брюки – только базовых расцветок: черные, серые, коричневые, темно-синие.
Немаловажную роль играет и цвет.
СЛАЙД 17
ЧЕРНЫЙ воспринимается как цвет независимых, упрямых и разочарованных.
СЕРЫЙ и БЕЖЕВЫЙ – прекрасный фон. Он символизирует спокойствие, успех и авторитет. Однако велика вероятность того, что в сером вас не заметят среди более ярких конкурентов.
КОРИЧНЕВЫЙ свидетельствует о спокойствии, добросовестности, уступчивости и зависимости. Человек в коричневом хладнокровен и не хватает звезд. Это цвет, в котором можно спрятаться.
СИНИЙ цвет – для честных, прямых, невозмутимых, предпочитающих порядок и стабильность.
СЛАЙД 18
КРАСНЫЙ позиционирует деятельность, общительность, уверенность в себе. Отвергают красный люди уставшие.
РОЗОВЫЙ – женственность, мягкость, ранимость, мудрость.
В ОРАНЖЕВОМ окружающие считывают оптимизм, общительность, открытость, благополучие, реже – легкомыслие.
ФИОЛЕТОВЫЙ рассказывает о человеке с богатым и необычным внутренним миром, противоречивом, экстравагантном. Увы, стоит увлечься этим цветом, и слушатели припишут вам эгоистичность.
ЖЕЛТЫЙ отличает энергичных, деятельных, активных. Будьте готовы, что в желтом вы привлечете внимание раньше других и сохраните его дольше. Отвергают желтый разочаровавшиеся в жизни люди.
ГОЛУБОЙ намекает на загадочность.
ЗЕЛЕНЫЙ – цвет движения, перемен. Его выбирают требовательные, настойчивые, самостоятельные люди.
БЕЛЫЙ характеризует особу с тонким умом, справедливую, сдержанную, уверенную в себе.
Помните: всегда проще донести свои мысли, если слушатели воспринимают вас позитивно.
СЛАЙД 19
Безусловно, важны прическа, макияж, маникюр и аксессуары.
ПРИЧЕСКА.
Во время публичных выступлений распущенные волосы, локоны недопустимы: вас оценят как любительницу легкого флирта. Не стремитесь к дешевым эффектам? Тогда волосы лучше уложить.
Интересно, что длинное каре отличает дам с мягким характером. Эта стрижка – баланс между женственностью и карьерой.
Короткое каре подчеркивает деловитость, хороший вкус, элегантность. Обладательницы коротких волос – уравновешенны, интеллигентны, проницательны, обладают волей.
Женщины консервативны, ухаживающие за своей внешностью, отдают предпочтениевзбитым волосам.
МАКИЯЖ.
В официальном дневном макияже косметика используется весьма умеренно. Избегайте ярко-голубых, зеленых, бирюзовых теней. Окружающие должны видеть вас, а не яркий грим. Если люди обращают внимание на ваш макияж, значит, он избыточен.
МАНИКЮР.
Достойно смотрятся ногти средней длины при использовании лаков натуральных цветов. И хотя форма ногтей не столь существенна, психологи отметили определенные закономерности.
Трапециевидную форму предпочитают женщины, уверенные в своих силах, впечатлительные, подвижные, энергичные. Часто, с избыточным самомнением. Они эмоциональны, на возражения реагируют бурно, замыкаются.
Ногти прямоугольной формы – у прекрасных исполнительниц, энергичных, оптимистичных.
Квадратная форма характерна для уравновешенных, спокойных, несколько насмешливых дам. Женщины с округлой формой ногтей – мечтательницы, сентиментальные и ранимые.
АКСЕССУАРЫ. Не рекомендуется надевать много блестящих ювелирных украшений, так как они будут отвлекать слушателей. Отсутствие часов на руке – сигнал к тому, что вы не умеете ценить время.
Итак, Одежда – один из сильнейших инструментов влияния на аудиторию. Джоан Уоллес, имиджмейкер, утверждает: «Человек может заставить свою одежду говорить то, что он хочет сказать». Именно поэтому во время подготовки к выступлению следует тщательно продумать свой внешний вид.
«Слушатели сначала оценивают самого оратора, а потом уже его идеи…»
СЛАЙД 19
Микротехника «Язык тела»
Ваш образ формирует не только одежда, но и поза, мимика, жесты.
Язык тела – проявление зачастую неосознаваемых реакций. Он легко преодолевает барьер недоверия присутствующих, оказывает сильное воздействие на людей. Поэтому, выступая, вы можете использовать данный вариант коммуникации в своих целях.
УЛЫБКА.
Это половина обаяния. Нас оценивают по выражению лица. Когда губы оратора готовы сложиться в улыбку, аудитория тут же зачисляет его в число симпатичных людей. Независимо от того, насколько серьезна тема, вам не помешает изредка улыбаться.
Кроме того, улыбка нужна нам самим. Доказано, что мимические мышцы тесно связаны со многими структурами мозга. Улыбаясь, пусть и через силу, мы включаем механизм, который способен обеспечить естественную улыбку.
ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТАКТ.
Если человек пытается скрыть информацию или лжет, он смотрит на собеседника менее одной трети всего разговора. Глаза - зеркало души. Постарайтесь, чтобы ваш взгляд как можно чаще встречался со взглядами присутствующих.
Важно: не смотрите слишком пристально на отдельные лица. Это может вызвать неприятные чувства. Чтобы добиться расположения аудитории и поддержать её внимание, достаточно скользящего взгляда.
ЖЕСТЫ и ПОЗЫ.
У всех людей есть права, мы будем отстаивать их простым способом — вести себя в ситуации так, как ведут себя уверенные люди. Начнем с жестов, мимики, позы.
СЛАЙД 21
Найдите уверенного в себе человека.
Типичный для неуверенного человека жест — переплетенные пальцы рук, при этом большие пальцы нервно двигаются или пощипывают ладони. Другой жест — когда грызут или сосут конец авторучки... трогание спинки кресла перед тем, как в него сесть... Еще один жест — пощипывание ладони. Многие жесты пальцев отражают неуверенность, внутренний конфликт или опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто замещает палец ручкой и карандашом и грызет их». У неуверенного в себе человека есть стремление во время разговора загородить лицо — он прикрывает рот, почесывает нос, лицо или голову. Уверенному такие жесты несвойственны.
Выступая, не занимайте оборонительную позицию, сжав руки за спиной. Еще хуже выглядят такие закрытые позы, как скрещивание рук на груди, попытка обнять себя. Они свидетельствуют о вашей беззащитности, озабоченности тем, что вы говорите. Окружающим не понравится, если вы будете потирать руки, теребить волосы, край одежды, шмыгать носом: за всем этим стоит чувство неудобства, потерянный контроль и нервозность.
СЛАЙД 22
В качестве признаков уверенности указывают на гордую, прямую позу, широко развернутые плечи. Интересно такое наблюдение: у человека, который твердо уверен в ом, что говорит, пальцы соединены в «купол», причем руки могут быть на разной высоте: чем выше положение человека, тем выше он держит этот купол.
Чтобы представить свой предмет и себя в самом выгодном свете, тело должно быть открытым. Полностью распрямитесь. Желательно, чтобы выражение вашего лица оставалось ясным, а голова была поднята.
Поза и мимика победителя в ее описании таковы: «Плечи развернуты, ноги слегка расставлены, голова откинута» брови приподняты, губы тронуты улыбкой».
Конечно, это лишь некоторые, наиболее яркие внешние признаки уверенности и неуверенности. В реальной жизни их гораздо больше, они более разнообразны. Понаблюдайте за поведением уверенных и неуверенных в себе людей и соберите для себя как можно больший репертуар форм того и другого поведения. В дальнейшем вы будете «разыгрывать» этот репертуар.
СЛАЙД 23
Упражнение «Объявление»
Каждому предлагается составить объявление о своих услугах (репетиторство, гувернерство, обучение грамоте, вязанию крючком…), которое бы отражало профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист. Затем объявления зачитываются перед группой. Группа может задавать любые вопросы по содержанию объявления, дабы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться услугами данного специалиста.
СЛАЙД 24