Схема анализа психологического консультирования №2
1. Исходные данные о клиенте | |
2. Место и время проведения консультации | |
3. Виды и формы (индивидуальная или групповая консультация, первичная или повторная) | |
4. Локус жалобы клиента: 4.1. субъектный (на кого жалуется): ¾ на ребенка (его поведение, развитие, здоровье и т.п.); ¾ на семейную ситуацию в целом (в семье «все плохо», «все не так»); ¾ на супруга (его поведение, его особенности) и супружеские отношения (нет взаимопонимания, любви» и т.д.) ¾ на самого себя (свой характер, способности, особенности и т.д.) ¾ на третьих лиц, в том числе проживающих в семье или вне семьи 4.2. объектный (на что жалуется): ¾ на нарушение психосоматического здоровья или поведения (энурез, страхи, навязчивости); ¾ на ролевое поведение (несоответствие полу, возрасту, статусу) мужа, жены, детей, тещи, свекрови и т.п.; ¾ на поведение с точки зрения соответствия психическим нормам (например, нормам умственного развития ребенка); ¾ на индивидуальные психические особенности (сверхактивность, медлительность, безволие и т.п. ребенка, отсутствие эмоциональности, решительности супруга); ¾ на психологическую ситуацию (потеря контакта, близости, понимания); ¾ на объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой, временем, разлука и т.д.) | |
6 Самодиагноз (собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в семейной жизни, основанное на его представлениях о самом себе, о семье и человеческих взаимоотношениях) | |
6. Формулирование клиентом проблемы (указание на то, что он хотел бы, но на данный момент времени не может изменить) | |
7. Запрос (конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации) | |
8. Гипотеза консультанта о содержании проблемы клиента и психологическая задача взаимодействия | |
9. Исследование и идентификация цели консультирования | |
10. Навыки, применяемые консультантом для достижения цели | |
11. Итог консультации, сформулированный клиентом и результат, сформулированный консультантом | |
12. Рефлексия профессионального опыта консультанта |
Замечания ____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка ______________________________________________________________
Руководители практики от университета _______________________
(подпись)
______________________________
(подпись)
Задание 5. Приобрести опыт просветительской деятельности с участниками образовательного процесса. Разработать, провести и проанализировать практическое занятие на психологическую тему с использованием активных методов обучения. Оформить краткий конспект с анализом проведенного мероприятия.
Разработка, проведение и самоанализ
Практического занятия по психологии
Информация к сведению
Занятие – это видимая часть работы преподавателя. Ей предшествует серьезная подготовительная деятельность, связанная с конструированием, организацией занятия, психологическим настроем на работу с учащимися. Для студента-практиканта подготовка к проведению занятия занимает большое количество времени и требует особой ответственности и основательности.
При подготовке и проведении занятий по психологии следует помнить основные общедидактические принципы: научность, системность, доступность, последовательность, наглядность, связь с теорией и практикой, сознательность и активность, учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Начать подготовку к проведению занятий необходимо с тематического планирования, одновременно с согласованием с руководителем формы организации обучения (лекции, семинара, практического занятия), формы организации учебной деятельности учащихся (фронтальной, групповой, индивидуальной). Выбор метода обучения (объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового, исследовательского, проблемного изложения) – еще один важный вопрос, требующий решения в ходе к подготовки к занятию.
В зависимости от цели занятия, его задач, формы и методов обучения, формы организации учебной деятельности учащихся на занятии по-разному будет строиться процесс взаимодействия практиканта с учащимися. Разной будет и структура занятия. Несмотря на различия организационных форм обучения для любой из них характерна следующая общая структура занятия:
1) организационно-вводная часть (начало занятия, настрой на учебную работу, мотивация учащихся, а также сообщение темы, цели, задач, плана изучения, литературы);
2) основная часть (определяется организационной формой, задачами, используемыми методами, может включать проверку подготовленности к занятию, объяснение и закрепление нового материала, самостоятельную работу учащихся, контроль усвоения знаний и т.п.)
3) заключительную часть (формулирование выводов, подведение итогов занятия, сообщение домашнего задания и его комментарии).
Далее следует постепенное «наполнение» общей структуры занятия конкретным содержанием: разрабатывается план, а затем план-конспект занятия. План изложения материала составляется произвольно: в виде тезисов, подробных текстов объяснения материала и т.п. в нем предусматривается содержание деятельности преподавателя и учащихся, прописывается учебный материал, который будет излагаться практикантом. Важно предусмотреть серию проблемных вопросов для учащихся на разных этапах занятия, варианты ответов на них, обобщения ответов студентов и школьников, которые может сделать практикант. Кроме того, прописываются все задания, упражнения, которые будут даны учащимся и правильные варианты их выполнения. Включение в содержание занятия психологического практикума с элементами экспериментирования, психодиагностики делает занятия по психологии привлекательными для учащихся.
В плане-конспекте занятия полезно также выделить то содержание учебного материала, которое будет продиктовано учащимся под запись. Учащиеся обязательно должны записать тему занятия, его план, основные понятия и их определения. Следует также продумать оформление доски, подготовить наглядные пособия (схемы, графики, рисунки по мере необходимости).
Задача преподавателя при проведении практического занятия состоит в том, чтобы сделать их убедительными и точными. Для этого следует учесть ряд рекомендаций:
- проводить занятие, строго придерживаясь плана;
- свободно владеть материалом;
- избегать нудного тона, заунывности, равнодушия, безотрывного чтения подготовленного конспекта;
- в каждом вопросе выделять (в том числе и интонационно) главное (для запоминания) и второстепенное (для иллюстрации), интересное и неинтересное (изложить его увлекательно), трудное и простое (изложить его значимо);
- термины и основные понятия четко проговаривать и расшифровывать, записывать на доске, давать точные формулировки под запись;
- чувствовать и понимать реакцию аудитории;
- использовать обратную реакцию;
Применять наглядные средства обучения.
Как же указывалось выше, важным средством освоения педагогического опыта является анализ уроков опытных преподавателей, а также других студентов-практикантов. Но огромное значение имеет также и самоанализ проведенных занятий по психологии на практике, предполагающий рефлексию различных сторон своей профессиональной деятельности. В соответствии с этим, в данный раздел программы педагогической практики специалиста-психолога включены задания, направленные не только на разработку, проведение, но и на самоанализ двух семинарских занятий и двух лекций.
Программа выполнения задания
1.Продумать цель занятия с участниками образовательного процесса в соответствии с их запросом, уяснить значение выбранной темы, составить план, провести отбор материала, распределить материал по вопросам и подвопросам, выделить этапы занятия.
2. Подготовить краткий конспект практического занятия, опираясь на схему методического сценария учебного семинарского занятия по В.Я. Ляудис (Приложение 1).
3 Провести одно психологическое занятие.
4.Проанализировать проведенное занятие по схеме рефлексивного анализа практического занятия №1.