Схема анализа психологического консультирования №2

1. Исходные данные о клиенте      
2. Место и время проведения консультации      
3. Виды и формы (индивидуальная или групповая консультация, первичная или повторная)  
4. Локус жалобы клиента: 4.1. субъектный (на кого жалуется): ¾ на ребенка (его поведение, развитие, здоровье и т.п.); ¾ на семейную ситуацию в целом (в семье «все плохо», «все не так»); ¾ на супруга (его поведение, его особенности) и супружеские отношения (нет взаимопонимания, любви» и т.д.) ¾ на самого себя (свой характер, способности, особенности и т.д.) ¾ на третьих лиц, в том числе проживающих в семье или вне семьи 4.2. объектный (на что жалуется): ¾ на нарушение психосоматического здоровья или поведения (энурез, страхи, навязчивости); ¾ на ролевое поведение (несоответствие полу, возрасту, статусу) мужа, жены, детей, тещи, свекрови и т.п.; ¾ на поведение с точки зрения соответствия психическим нормам (например, нормам умственного развития ребенка); ¾ на индивидуальные психические особенности (сверхактивность, медлительность, безволие и т.п. ребенка, отсутствие эмоциональности, решительности супруга); ¾ на психологическую ситуацию (потеря контакта, близости, понимания); ¾ на объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой, временем, разлука и т.д.)  
6 Самодиагноз (собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в семейной жизни, основанное на его представлениях о самом себе, о семье и человеческих взаимоотношениях)      
6. Формулирование клиентом проблемы (указание на то, что он хотел бы, но на данный момент времени не может изменить)      
7. Запрос (конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации)      
8. Гипотеза консультанта о содержании проблемы клиента и психологическая задача взаимодействия    
9. Исследование и идентификация цели консультирования      
10. Навыки, применяемые консультантом для достижения цели    
11. Итог консультации, сформулированный клиентом и результат, сформулированный консультантом    
12. Рефлексия профессионального опыта консультанта      

Замечания ____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка ______________________________________________________________

Руководители практики от университета _______________________

(подпись)

______________________________

(подпись)

Задание 5. Приобрести опыт просветительской деятельности с участниками образовательного процесса. Разработать, провести и проанализировать практическое занятие на психологическую тему с использованием активных методов обучения. Оформить краткий конспект с анализом проведенного мероприятия.

Разработка, проведение и самоанализ

Практического занятия по психологии

Информация к сведению

Занятие – это видимая часть работы преподавателя. Ей предшествует серьезная подготовительная деятельность, связанная с конструированием, организацией занятия, психологическим настроем на работу с учащимися. Для студента-практиканта подготовка к проведению занятия занимает большое количество времени и требует особой ответственности и основательности.

При подготовке и проведении занятий по психологии следует помнить основные общедидактические принципы: научность, системность, доступность, последовательность, наглядность, связь с теорией и практикой, сознательность и активность, учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Начать подготовку к проведению занятий необходимо с тематического планирования, одновременно с согласованием с руководителем формы организации обучения (лекции, семинара, практического занятия), формы организации учебной деятельности учащихся (фронтальной, групповой, индивидуальной). Выбор метода обучения (объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового, исследовательского, проблемного изложения) – еще один важный вопрос, требующий решения в ходе к подготовки к занятию.

В зависимости от цели занятия, его задач, формы и методов обучения, формы организации учебной деятельности учащихся на занятии по-разному будет строиться процесс взаимодействия практиканта с учащимися. Разной будет и структура занятия. Несмотря на различия организационных форм обучения для любой из них характерна следующая общая структура занятия:

1) организационно-вводная часть (начало занятия, настрой на учебную работу, мотивация учащихся, а также сообщение темы, цели, задач, плана изучения, литературы);

2) основная часть (определяется организационной формой, задачами, используемыми методами, может включать проверку подготовленности к занятию, объяснение и закрепление нового материала, самостоятельную работу учащихся, контроль усвоения знаний и т.п.)

3) заключительную часть (формулирование выводов, подведение итогов занятия, сообщение домашнего задания и его комментарии).

Далее следует постепенное «наполнение» общей структуры занятия конкретным содержанием: разрабатывается план, а затем план-конспект занятия. План изложения материала составляется произвольно: в виде тезисов, подробных текстов объяснения материала и т.п. в нем предусматривается содержание деятельности преподавателя и учащихся, прописывается учебный материал, который будет излагаться практикантом. Важно предусмотреть серию проблемных вопросов для учащихся на разных этапах занятия, варианты ответов на них, обобщения ответов студентов и школьников, которые может сделать практикант. Кроме того, прописываются все задания, упражнения, которые будут даны учащимся и правильные варианты их выполнения. Включение в содержание занятия психологического практикума с элементами экспериментирования, психодиагностики делает занятия по психологии привлекательными для учащихся.

В плане-конспекте занятия полезно также выделить то содержание учебного материала, которое будет продиктовано учащимся под запись. Учащиеся обязательно должны записать тему занятия, его план, основные понятия и их определения. Следует также продумать оформление доски, подготовить наглядные пособия (схемы, графики, рисунки по мере необходимости).

Задача преподавателя при проведении практического занятия состоит в том, чтобы сделать их убедительными и точными. Для этого следует учесть ряд рекомендаций:

- проводить занятие, строго придерживаясь плана;

- свободно владеть материалом;

- избегать нудного тона, заунывности, равнодушия, безотрывного чтения подготовленного конспекта;

- в каждом вопросе выделять (в том числе и интонационно) главное (для запоминания) и второстепенное (для иллюстрации), интересное и неинтересное (изложить его увлекательно), трудное и простое (изложить его значимо);

- термины и основные понятия четко проговаривать и расшифровывать, записывать на доске, давать точные формулировки под запись;

- чувствовать и понимать реакцию аудитории;

- использовать обратную реакцию;

Применять наглядные средства обучения.

Как же указывалось выше, важным средством освоения педагогического опыта является анализ уроков опытных преподавателей, а также других студентов-практикантов. Но огромное значение имеет также и самоанализ проведенных занятий по психологии на практике, предполагающий рефлексию различных сторон своей профессиональной деятельности. В соответствии с этим, в данный раздел программы педагогической практики специалиста-психолога включены задания, направленные не только на разработку, проведение, но и на самоанализ двух семинарских занятий и двух лекций.

Программа выполнения задания

1.Продумать цель занятия с участниками образовательного процесса в соответствии с их запросом, уяснить значение выбранной темы, составить план, провести отбор материала, распределить материал по вопросам и подвопросам, выделить этапы занятия.

2. Подготовить краткий конспект практического занятия, опираясь на схему методического сценария учебного семинарского занятия по В.Я. Ляудис (Приложение 1).

3 Провести одно психологическое занятие.

4.Проанализировать проведенное занятие по схеме рефлексивного анализа практического занятия №1.

Наши рекомендации