Тема 1.7 Слушание в педагогическом общении

282. Cложный процесс восприятия осмысления, понимания, структурирования и запоминания поступающей информации, в котором участвует вся личность индивида – это:

o перцепция

o слушание

o коммуникация

283. Безоценочная обратная связь, цель которой оказать собеседнику поддержку, дать понять, что проблема, которая его беспокоит, воспринимается как важная и слушателем – это:

o эмпатическое слушание

o нерефлексивное слушание

o перцептивная связь

284. Вид слушания, который предполагает минимальное вмешательство в речь говорящего при максимальной сосредоточенности на ней – это:

o нерефлексивное слушание

o эмпатическое

o рефлексивное

285. Слушание, при котором происходит рефлексия, т.е. осознание и анализ своих собственных чувств, причин поступков – это:

o активное (рефлексивное)

o эмпатическое

o нерефлексивное

286. Самопознание субъектом внутренних психических актов и состояний; процесс размышления человека о происходящем в его собственном сознании – это:

o самоанализ

o самовосприятие

o рефлексия

287. Сообщение своего мнения, свой точки зрения, позиции, своего отношения к тому, о чем идет речь – это:

o оценочная обратная связь

o безоценочная обратная связь

o рефлексия

288. Функцию поддержки позиции партнера и сложившихся отношений выполняет:

o безоценочная обратная связь

o позитивная обратная связь

o негативная обратная связь

289. Корректирующую функцию, направленную на устранение нежелательных акций поведения и на изменение позиций, точек зрения, взглядов и отношений людей выполняет:

o негативная обратная связь

o позитивная обратная связь

o рефлексия

290. Передача говорящему его же сообщения, но словами слушающего – это:

o резюмирование

o выяснение

o перефразирование

291. Подытоживание основных идей и чувств говорящего, выделение главной мысли, воспроизведение слов партнера в сокращенном виде – это:

o перефразирование

o резюмирование

o выяснение

292. Безоценочная техника, в которой слушатель просит об уточнении, дополнении информации, руководствуясь деловыми интересами или целью «разговорить человека», демонстрируя готовность и желание выслушать его – это:

o выяснение

o развитие идеи

o резюмирование

293. Техника слушания, которая дает слушающему возможность уточнить смысл сказанного, быстро продвинуться вперед в беседе, получить информацию без прямых вопросов, вывести из сообщения логическое следствие, выдвинуть предположение о причинах услышанного – это:

o выяснение

o развитие идеи (расспрашивание)

o перефразирование

294. Определите технику слушания, которая реализуется с помощью фраз: «Как я вас понял...», «По вашему мнению...», «Другими словами, вы считаете...», «Если я вас правильно понял, то...»:

o перефразирование

o резюмирование

o развитие идеи

295. Определите технику слушания, которая реализуется с помощью фраз: «Вашими основными возражениями, как я понял, являются...», «Если теперь подытожить сказанное вами, то...», «Таким образом»:

o развитие идеи

o резюмирование

o перефразирование

296. Определите технику слушания, в которой используются проясняющие и ключевые вопросы:

o выяснение

o развитие идеи

o перефразирование

297. Техника, в которой основное внимание уделяется не содержанию сообщения, а чувствам собеседника, которая используется в случае неконгруэнтности говорящего – это:

o отражение чувств

o перцептивный сдвиг

o эмпатия

298. Определите по описанию тип слушателя (А. Ю. Любимов): хороший рассказчики; если не видит – то и как бы не слышит; если ему надо что-то объяснить, то следует одновременно со словом использовать графики, таблицы, рисунки, фотографии:

o «визуал»

o «кинестетик»

o «аудиал»

299. Определите по описанию тип слушателя (А. Ю. Любимов): человек действия; главный инструмент восприятия – тело, способ познания – движение или действие; для него внешний вид не играет значения, главное – удобство:

o «аудиал»

o «кинестетик»

o «дигитал»

300. Определите по описанию тип слушателя (А. Ю. Любимов): любят говорить, живет в диалоге, для него важно звучание голоса, для него не существует риторических вопросов, он честно рассказывают о своей жизни:

o «аудиал»

o «кинестетик»

o «дигитал»

301. Определите по описанию тип слушателя (А. Ю. Любимов): ориентирован на смысл, содержание, функциональность речи; способен сочинять документы, в которых каждое слово на своем месте, принимать решения без лишних эмоций, обсуждать проблемы с опорой на прагматичный подход;

o «кинестетик»

o «аудиал»

o «дигитал»

302. Определите суть уровней слушания (М. Беркли-Ален):

1 уровень «слушание с временным отключением»
2 уровень слушание-сопереживание
3 уровень «мы слышим слова, но на самом деле не слушаем»

303. Установите характеристики уровней слушания (М. Беркли Аллен):

«слушание-сопереживание» слушатель воздерживается от суждений по поводу говорящего; осуществляет вербальное и невербальное подтверждение того, что он действительно слушает; больше внимания уделяет чувствам и мыслям собеседника, чем своим
«мы слышим слова, но на самом деле не слушаем» слушатель как бы слушает и не слышит, отдавая себе некоторый отчет в происходящем, в основном он сосредоточен на себе, более заинтересован в процессе говорения, чем слушания
«слушание с временным отключением» слушатель остается как бы на поверхности общения, не понимая всей глубины сказанного; не предпринимает попыток понять намерения говорящего, больше сосредоточиваясь на содержании, чем на чувствах

304. При демонстрации своего сопереживания чувствам собеседника лучше использовать фразы:

o «Мне кажется, что вы испытываете...»

o «Вероятно, вас это очень расстроило...»

o «Я знаю, что вы чувствуете»

o «Конечно, вы расстроились, когда…»

305. Для вербализации чувств более уважительными являются формулировки:

o «Вызывает дискомфорт у меня»

o «Меня беспокоит»

o «Я злюсь»

o «Вы не понимаете»

306. Техника перефразирования позволяет:

o дать собеседнику представление о том, как вы его поняли

o уточнить смысл сказанного

o показать, что услышана вся информация целиком, а не только ее часть

o натолкнуть собеседника на обсуждение того, что кажется вам наиболее важным

o помочь собеседнику услышать его высказывание со стороны, возможно, заметить в нем ошибки, более четко осознать и сформулировать свои мысли

o выкроить время на обдумывание ответа (обратной связи)

307. Техника резюмирования помогает:

o выяснить обстоятельства дела

o получить недостающую информацию

o завершить обсуждение, которое затянулось, идет по кругу или оказалось в тупике

o не тратить время на поверхностные, не относящиеся к делу разговоры

o действенным и необидным способом закончить разговор со слишком словоохотливым собеседником

308. Правила эффективной обратной связи таковы:

o осуществляется по принципу «здесь и сейчас»

o осуществляется по конкретному вопросу

o осуществляется при наличии потребность в ней у коммуниканта

o осуществляется с расширением границ обсуждаемого содержания

o осуществляется при наличии потребность в ней у коммуникатора

309. Установите вид представленных вопросов:

проясняющие вопросы О ком вы говорите?», «Что вы имеете в виду?», «Когда это случилось?», «Где это произошло?», «Как это произошло?»
«ключевые вопросы «Не повторите ли еще раз?», «Что вы имеете в виду?», «Не объясните ли вы это?», «Насколько трудно это было сделать?»

310. Выделите умения работы с информацией, которые проявляет слушатель при реализации разных целей слушания:

«понять содержание» распознавание ошибок в аргументах и утверждениях отправителя информации, различение фактов и оценочных суждений
«лучше запомнить информацию» поиск ключевых слов и фраз, в обобщенном виде формулирующих основные проблемы обсуждаемого вопроса
«анализ и оценка содержания» использование различных мнемических техник

311. Определите характеристики типов слушателей (С. Дерябо, В. Ясвин):

«оценщик» рассудительный слушатель, для которого важнее не «что» сказано, а «почему», который за этим поиском теряет смысл сказанного, для него характерна интерпретация, анализ; он склонен давать самые разные пояснения; с ним очень трудно говорить: постоянно ощущаешь себя как под рентгеном
«сердобольный пристрастный, анализирующий слушатель, который склонен перебивать собеседника фразами, которые вызывают у говорящего ощущение допроса, сбивают его смысли
«толкователь» категоричный слушатель, который постоянно судит про себя о том, что мы сказали, в зависимости от своих личных пристрастий; для него важнее не то, что говорят другие, а что он сам думает по этому поводу
«диагност» сочувствующий собеседник, который всегда готов высказать свое сострадание говорящему, быстро с ним согласиться; его больше интересуют эмоции собеседника или его собственные

312. Определите по представленным фразам тип слушателей:

«оценщик» «То, что вы говорили в начале хорошо, правильно, а то, что в конце – просто глупость»
«толкователь» «Вы сделали это, чтобы я почувствовал себя виноватым», «Теперь мне понятно, почему вы мне это сказали»
«сердобольный» «Мы гордимся вами!», «Я считаю, что вы, безусловно, правы!», «Господи, я вас понимаю, как вам сейчас трудно!», «Ничего-ничего, все делают ошибки!», «Успокойтесь, не обращайте на это внимание!»
«диагност» «Когда именно?», «Приведите конкретный пример!», «Чем вы можете это доказать?», «Кто вас надоумил?», «Что вы сделаете в следующий раз?»

313. Определите характеристики видов слушания:

активное(рефлексивное) слушание свободный поток собственных ассоциаций под воздействием того, что уловило собственное внимание
активное(рефлексивное) слушание побудить собеседника к разговору, и убедиться в точности своего восприятия информации
пассивное слушание терпеливое ожидание того, чтобы собеседник заговорил
пассивное слушание удержать излишне многословного собеседника в рамках темы; вернуть его к обсуждаемой проблеме

314. Установите содержание сигналов нерефлексивного слушания:

Реплики отражение реальных переживаний мыслей и чувств, которые испытываются в данный момент оппонентом
буферные фразы «Да-да», «Понимаю вас», «Это точно подмечено», «Да, продолжайте, пожалуйста»
Уточнения «Поясните, пожалуйста», «Не трудно ли будет повторить?», «Не могли бы вы привести пример?»
«зеркальное отражение чувств собеседника» «Вас что-нибудь беспокоит?», «Вы, наверное, хотите поделиться своими новостями?»
активная поза выразительная мимика, жестикуляцией, ясное лицо

315. Расположите уровни слушания по степени включенности слушателя в достижение цели (от низкой к высокой)

Слушать, чтобы запомнить содержание

Слушать, чтобы понять содержание

Слушать, чтобы проанализировать и оценить услышанное

Слушать, чтобы помочь другим

316. Шаги, которые определяют осознанность понимания таковы:

Выражение благорасположенности.

Подведение итогов услышанного.

Окончательно убедитесь в услышанном.

Возврат к сказанному.

Прояснение смысла.

Наши рекомендации