Тема 1.7 Слушание в педагогическом общении
282. Cложный процесс восприятия осмысления, понимания, структурирования и запоминания поступающей информации, в котором участвует вся личность индивида – это:
o перцепция
o слушание
o коммуникация
283. Безоценочная обратная связь, цель которой оказать собеседнику поддержку, дать понять, что проблема, которая его беспокоит, воспринимается как важная и слушателем – это:
o эмпатическое слушание
o нерефлексивное слушание
o перцептивная связь
284. Вид слушания, который предполагает минимальное вмешательство в речь говорящего при максимальной сосредоточенности на ней – это:
o нерефлексивное слушание
o эмпатическое
o рефлексивное
285. Слушание, при котором происходит рефлексия, т.е. осознание и анализ своих собственных чувств, причин поступков – это:
o активное (рефлексивное)
o эмпатическое
o нерефлексивное
286. Самопознание субъектом внутренних психических актов и состояний; процесс размышления человека о происходящем в его собственном сознании – это:
o самоанализ
o самовосприятие
o рефлексия
287. Сообщение своего мнения, свой точки зрения, позиции, своего отношения к тому, о чем идет речь – это:
o оценочная обратная связь
o безоценочная обратная связь
o рефлексия
288. Функцию поддержки позиции партнера и сложившихся отношений выполняет:
o безоценочная обратная связь
o позитивная обратная связь
o негативная обратная связь
289. Корректирующую функцию, направленную на устранение нежелательных акций поведения и на изменение позиций, точек зрения, взглядов и отношений людей выполняет:
o негативная обратная связь
o позитивная обратная связь
o рефлексия
290. Передача говорящему его же сообщения, но словами слушающего – это:
o резюмирование
o выяснение
o перефразирование
291. Подытоживание основных идей и чувств говорящего, выделение главной мысли, воспроизведение слов партнера в сокращенном виде – это:
o перефразирование
o резюмирование
o выяснение
292. Безоценочная техника, в которой слушатель просит об уточнении, дополнении информации, руководствуясь деловыми интересами или целью «разговорить человека», демонстрируя готовность и желание выслушать его – это:
o выяснение
o развитие идеи
o резюмирование
293. Техника слушания, которая дает слушающему возможность уточнить смысл сказанного, быстро продвинуться вперед в беседе, получить информацию без прямых вопросов, вывести из сообщения логическое следствие, выдвинуть предположение о причинах услышанного – это:
o выяснение
o развитие идеи (расспрашивание)
o перефразирование
294. Определите технику слушания, которая реализуется с помощью фраз: «Как я вас понял...», «По вашему мнению...», «Другими словами, вы считаете...», «Если я вас правильно понял, то...»:
o перефразирование
o резюмирование
o развитие идеи
295. Определите технику слушания, которая реализуется с помощью фраз: «Вашими основными возражениями, как я понял, являются...», «Если теперь подытожить сказанное вами, то...», «Таким образом»:
o развитие идеи
o резюмирование
o перефразирование
296. Определите технику слушания, в которой используются проясняющие и ключевые вопросы:
o выяснение
o развитие идеи
o перефразирование
297. Техника, в которой основное внимание уделяется не содержанию сообщения, а чувствам собеседника, которая используется в случае неконгруэнтности говорящего – это:
o отражение чувств
o перцептивный сдвиг
o эмпатия
298. Определите по описанию тип слушателя (А. Ю. Любимов): хороший рассказчики; если не видит – то и как бы не слышит; если ему надо что-то объяснить, то следует одновременно со словом использовать графики, таблицы, рисунки, фотографии:
o «визуал»
o «кинестетик»
o «аудиал»
299. Определите по описанию тип слушателя (А. Ю. Любимов): человек действия; главный инструмент восприятия – тело, способ познания – движение или действие; для него внешний вид не играет значения, главное – удобство:
o «аудиал»
o «кинестетик»
o «дигитал»
300. Определите по описанию тип слушателя (А. Ю. Любимов): любят говорить, живет в диалоге, для него важно звучание голоса, для него не существует риторических вопросов, он честно рассказывают о своей жизни:
o «аудиал»
o «кинестетик»
o «дигитал»
301. Определите по описанию тип слушателя (А. Ю. Любимов): ориентирован на смысл, содержание, функциональность речи; способен сочинять документы, в которых каждое слово на своем месте, принимать решения без лишних эмоций, обсуждать проблемы с опорой на прагматичный подход;
o «кинестетик»
o «аудиал»
o «дигитал»
302. Определите суть уровней слушания (М. Беркли-Ален):
1 уровень | «слушание с временным отключением» |
2 уровень | слушание-сопереживание |
3 уровень | «мы слышим слова, но на самом деле не слушаем» |
303. Установите характеристики уровней слушания (М. Беркли Аллен):
«слушание-сопереживание» | слушатель воздерживается от суждений по поводу говорящего; осуществляет вербальное и невербальное подтверждение того, что он действительно слушает; больше внимания уделяет чувствам и мыслям собеседника, чем своим |
«мы слышим слова, но на самом деле не слушаем» | слушатель как бы слушает и не слышит, отдавая себе некоторый отчет в происходящем, в основном он сосредоточен на себе, более заинтересован в процессе говорения, чем слушания |
«слушание с временным отключением» | слушатель остается как бы на поверхности общения, не понимая всей глубины сказанного; не предпринимает попыток понять намерения говорящего, больше сосредоточиваясь на содержании, чем на чувствах |
304. При демонстрации своего сопереживания чувствам собеседника лучше использовать фразы:
o «Мне кажется, что вы испытываете...»
o «Вероятно, вас это очень расстроило...»
o «Я знаю, что вы чувствуете»
o «Конечно, вы расстроились, когда…»
305. Для вербализации чувств более уважительными являются формулировки:
o «Вызывает дискомфорт у меня»
o «Меня беспокоит»
o «Я злюсь»
o «Вы не понимаете»
306. Техника перефразирования позволяет:
o дать собеседнику представление о том, как вы его поняли
o уточнить смысл сказанного
o показать, что услышана вся информация целиком, а не только ее часть
o натолкнуть собеседника на обсуждение того, что кажется вам наиболее важным
o помочь собеседнику услышать его высказывание со стороны, возможно, заметить в нем ошибки, более четко осознать и сформулировать свои мысли
o выкроить время на обдумывание ответа (обратной связи)
307. Техника резюмирования помогает:
o выяснить обстоятельства дела
o получить недостающую информацию
o завершить обсуждение, которое затянулось, идет по кругу или оказалось в тупике
o не тратить время на поверхностные, не относящиеся к делу разговоры
o действенным и необидным способом закончить разговор со слишком словоохотливым собеседником
308. Правила эффективной обратной связи таковы:
o осуществляется по принципу «здесь и сейчас»
o осуществляется по конкретному вопросу
o осуществляется при наличии потребность в ней у коммуниканта
o осуществляется с расширением границ обсуждаемого содержания
o осуществляется при наличии потребность в ней у коммуникатора
309. Установите вид представленных вопросов:
проясняющие вопросы | О ком вы говорите?», «Что вы имеете в виду?», «Когда это случилось?», «Где это произошло?», «Как это произошло?» |
«ключевые вопросы | «Не повторите ли еще раз?», «Что вы имеете в виду?», «Не объясните ли вы это?», «Насколько трудно это было сделать?» |
310. Выделите умения работы с информацией, которые проявляет слушатель при реализации разных целей слушания:
«понять содержание» | распознавание ошибок в аргументах и утверждениях отправителя информации, различение фактов и оценочных суждений |
«лучше запомнить информацию» | поиск ключевых слов и фраз, в обобщенном виде формулирующих основные проблемы обсуждаемого вопроса |
«анализ и оценка содержания» | использование различных мнемических техник |
311. Определите характеристики типов слушателей (С. Дерябо, В. Ясвин):
«оценщик» | рассудительный слушатель, для которого важнее не «что» сказано, а «почему», который за этим поиском теряет смысл сказанного, для него характерна интерпретация, анализ; он склонен давать самые разные пояснения; с ним очень трудно говорить: постоянно ощущаешь себя как под рентгеном |
«сердобольный | пристрастный, анализирующий слушатель, который склонен перебивать собеседника фразами, которые вызывают у говорящего ощущение допроса, сбивают его смысли |
«толкователь» | категоричный слушатель, который постоянно судит про себя о том, что мы сказали, в зависимости от своих личных пристрастий; для него важнее не то, что говорят другие, а что он сам думает по этому поводу |
«диагност» | сочувствующий собеседник, который всегда готов высказать свое сострадание говорящему, быстро с ним согласиться; его больше интересуют эмоции собеседника или его собственные |
312. Определите по представленным фразам тип слушателей:
«оценщик» | «То, что вы говорили в начале хорошо, правильно, а то, что в конце – просто глупость» |
«толкователь» | «Вы сделали это, чтобы я почувствовал себя виноватым», «Теперь мне понятно, почему вы мне это сказали» |
«сердобольный» | «Мы гордимся вами!», «Я считаю, что вы, безусловно, правы!», «Господи, я вас понимаю, как вам сейчас трудно!», «Ничего-ничего, все делают ошибки!», «Успокойтесь, не обращайте на это внимание!» |
«диагност» | «Когда именно?», «Приведите конкретный пример!», «Чем вы можете это доказать?», «Кто вас надоумил?», «Что вы сделаете в следующий раз?» |
313. Определите характеристики видов слушания:
активное(рефлексивное) слушание | свободный поток собственных ассоциаций под воздействием того, что уловило собственное внимание |
активное(рефлексивное) слушание | побудить собеседника к разговору, и убедиться в точности своего восприятия информации |
пассивное слушание | терпеливое ожидание того, чтобы собеседник заговорил |
пассивное слушание | удержать излишне многословного собеседника в рамках темы; вернуть его к обсуждаемой проблеме |
314. Установите содержание сигналов нерефлексивного слушания:
Реплики | отражение реальных переживаний мыслей и чувств, которые испытываются в данный момент оппонентом |
буферные фразы | «Да-да», «Понимаю вас», «Это точно подмечено», «Да, продолжайте, пожалуйста» |
Уточнения | «Поясните, пожалуйста», «Не трудно ли будет повторить?», «Не могли бы вы привести пример?» |
«зеркальное отражение чувств собеседника» | «Вас что-нибудь беспокоит?», «Вы, наверное, хотите поделиться своими новостями?» |
активная поза | выразительная мимика, жестикуляцией, ясное лицо |
315. Расположите уровни слушания по степени включенности слушателя в достижение цели (от низкой к высокой)
Слушать, чтобы запомнить содержание
Слушать, чтобы понять содержание
Слушать, чтобы проанализировать и оценить услышанное
Слушать, чтобы помочь другим
316. Шаги, которые определяют осознанность понимания таковы:
Выражение благорасположенности.
Подведение итогов услышанного.
Окончательно убедитесь в услышанном.
Возврат к сказанному.
Прояснение смысла.