Тема 1.6 Технология разрешения педагогических конфликтов

225. Cтолкновение противоположно направленных целей, интересов, взглядов субъектов взаимодействия – это:

o конфликт

o конфликтная ситуация

o противоборство

226. Сочетание обстоятельств, при которых создаются условия для обнаружения существенных различий во взглядах, интересах, намерениях субъектов, имеющих для них личностный смысл – это:

o инцидент

o конфликтная ситуация

o конфликт

227. Внешнее выражение недовольства, претензий, желание изменить сложившееся положение вещей в свою пользу – это:

o инцидент

o конфликтная ситуация

o конфликт

228. Способ осуществления интересов, образ действий по достижению намеченной цели и вместе с тем способ общения в конфликте – это:

¤ стиль поведения в конфликте

o конфликтное поведение

o метод разрешения конфликта

229. Определите по описанию стиль поведения в конфликте: проявляет отсутствие желания приложить усилия как для осуществления собственных интересов, так и интересов оппонента; проявление стремления выйти из конфликтного поля, уйти от конфликта

o компромисс

o приспособление

o уклонение

230. Проявляет расположенность к урегулированию разногласия на основе взаимных уступок, к достижению частичного удовлетворения своих интересов – это стиль поведения в конфликте:

o приспособление

o компромисс

o уклонение

231. Проявляет склонность смягчить, сгладить конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях посредством уступчивости, доверия, готовности к примирению – это стиль поведения в конфликте:

o приспособление

o компромисс

o сотрудничество

232. Проявляет стремление добиваться осуществления собственных интересов без учета интересов других сторон (и даже в ущерб им) – это стиль поведения в конфликте:

o уклонение

o сотрудничество

o конфронтация

233. Проявляет стремление к максимальной реализации участниками конфликта собственных интересов, предполагает совместный поиск такого решения, который отвечает устремлениям всех конфликтующих сторон – это стиль поведения в конфликте:

¤ сотрудничество

o компромисс

o приспособление

234. Выберите эффективный стиль поведения в предложенной ситуации конфликта: столкновение матери с дочерью по значимому вопросу, но при этом мать сознательно избегает любых осложнений во взаимоотношениях:

o уклонение

o сотрудничество

o компромисс

235. Выберите эффективный стиль поведения в предложенной ситуации конфликта: производственный спор с коллегой по вопросу, в ходе которого выясняется, что нужно время для более обстоятельного анализа сложившейся ситуации, продумать аргументы, заручиться поддержкой сторонников:

o компромисс

o уклонение

o сотрудничество

236. Выберите эффективный стиль поведения в предложенной ситуации конфликта: руководитель в конфликте с подчиненным, выяснил, что для тот может выполнить распоряжение, но ни за что на согласится с предложенными сроками:

o конфронтация

o приспособление

o компромисс

237. Выберите эффективный стиль поведения в предложенной ситуации конфликта: при распределении мероприятий Дня открытых дверей для родителей ваш коллега сразу не согласились с вами, но вы поняли, что он готов активно обсудить спорные вопросы, с тем чтобы в конечном счете прийти к взаимовыгодному решению:

o сотрудничество

o компромисс

o конфронтация

238. Выберите эффективный стиль поведения в предложенной ситуации конфликта: в процессе ссоры, вы испытываете искреннее желание оказать поддержку оппоненту, и при этом хотите почувствовать удовлетворение от проявления своей добросердечности:

o компромисс

o приспособление

o сотрудничество

239. Выберите эффективный стиль поведения в предложенной ситуации конфликта: на производственном совещании происходит спор с коллегами, накал страстей очень велик, а проблема для вас не очень значима, при этом вы хотите избежать конфронтационных действий:

o приспособление

o компромисс

o сотрудничество

240. Выберите эффективный стиль поведения в предложенной ситуации конфликта: вы как классный руководитель в споре с детьми о способе празднования Нового года с детьми уверены, что предлагаемый ими вариант совершенно неприемлем, дети вас не слушают, а ваш вариант наилучший в данной ситуации:

o сотрудничество

o конфронтация

o приспособление

241. Определите по описанию стратегию поведения в конфликте: доминируют установки на то, что противоборствующие стороны выступают как противники, основное стремление которых направлено на обязательный выигрыш, победу для получения одностороннего преимущества:

o стратегия выиграть/проиграть

o стратегия выиграть/выиграть

o стратегия ухода

242. Определите по описанию стратегию поведения в конфликте: участники конфликта выступают в роли равноправных партнеров, проявляющих терпимость к качествам другого, действия направлены на сбалансированность интересов, присутствует установка на изменение ситуации, а не партнера, принимается и понимается значимость другого

o стратегия выиграть/проиграть

o стратегия выиграть/выиграть

o стратегия уступок

243. Определите вид конфликта по характеристике (Н.Ф. Вишнякова): проблемная ситуация, провоцирующая конфликт, возникает из-за явных нарушений цикла деятельности в организации, а внутренние причины связаны с отсутствием сотрудничества, авторитарным управлением, конкурентной борьбой

o производственно-деловой

o межгрупповой

o межличностный

244. Определите вид конфликта по характеристике (Н.Ф. Вишнякова): конфликтная ситуация появляется как следствие несовместимости целей, ценностей и норм, которые люди пытаются реализовать во взаимоотношениях, а внутренней причиной являются внутриличностные противоречия, несовместимость характеров, столкновение интересов

o межгрупповой

o межличностный

o производственно-деловой

245. Определите виды конфликта по характеристике (Н.Ф. Вишнякова): возникает на основе противоречий разных социальных групп, которые преследуют несовместимые цели и своими действиями препятствуют друг другу

o межгрупповой

o производственно-деловой

o межличностный

246. Определите вид конфликта по характеристике: проявляется при столкновении противоположных мотивов, потребностей, интересов у конкретного человека; в его основе лежит негативное психическое состояние личности, возникающее из-за собственных страхов, чувств, недостаточного общественного признания, завышенной самооценки

o межличностный конфликт

o внутриличностный конфликт

o производственно-деловой

247. Действия личности, произведенные в целях защиты от посягательств на ее достоинство – это:

o этическая защита

o психологическая защита

o социальная защита

248. Стиль поведения в конфликте определяют:

o внешние обстоятельства конфликта

o мера осуществления собственных интересов (личных или групповых) и степень активности или пассивности в их отстаивании

o стремление удовлетворить интересы других сторон, участвующих в конфликте, а также то, какие действия приоритетны – индивидуальные или совместные

o социальные отношения

249. Уклонение при разрешении конфликта выбирают в следующих случаях:

o обнаруживается возможность достичь собственные цели иным, неконфликтным путем

o проблема имеет жизненно важное значение для участника конфликта, считающего, что он обладает достаточной силой для ее быстрого решения в свою пользу

o участник конфликта чувствует свою неправоту или имеет оппонентом человека, обладающего более высоким рангом, напористой волевой энергией

250. Приспособление при разрешении конфликта выбирают в следующих случаях:

o оппоненты демонстрируют сговорчивость и намеренно уступают друг другу в чем-то, считаются с тем, что, мало теряя, приобретают больше

o конфликтующие стороны имеют примерно равный ранг в своем положении и готовы активно обсуждать способ решения проблемы

o участник конфликта не считает проблему достаточно существенной для себя и потому проявляет готовность принять во внимание интересы другой стороны

251. Конфронтацию при разрешении конфликта выбирают в следующих случаях:

o конфликтующая сторона занимает весьма выгодную для себя, беспроигрышную позицию и располагает возможностями достижения собственной цели

o участник конфликта в данный момент лишен другого выбора и практически не рискует что-либо потерять, действуя решительно в защиту своих интересов

o оппоненты, оценив сложившуюся ситуацию, готовы корректировать свои цели с учетом изменений, происшедших в процессе конфликта

252. Сотрудничество при разрешении конфликта выбирают в следующих случаях:

o проблема, вызвавшая разногласия, представляется важной для конфликтующих сторон, каждая из которых не намерена уклоняться от ее совместного решения

o каждая сторона желает добровольно обсудить спорные вопросы, и прийти к полному согласию относительно взаимовыгодного решения значимой для всех проблемы

o проблема, вызвавшая столкновение, не представляется субъекту конфликта существенной, предмет конфликта не заслуживает траты времени и сил

253. Компромисс при разрешении конфликта выбирают в следующих случаях:

o равные по рангу противники, имея взаимоисключающие интересы, сознают необходимость довольствоваться временным, но подходящим вариантом разрешения противоречий

o субъекты конфликта заинтересованы в решении проблемы, хорошо осведомлены о причинах и развитии конфликта, чтобы судить о реально складывающихся обстоятельствах, всех «за» и «против» собственных интересов

o субъект конфликта уверен, что его вариант решения проблемы наилучший в данной ситуации, и имея более высокий ранг, настаивает на принятии этого решения

254. Признаками конфликта являются:

o участник конфликта не считает проблему достаточно существенной для себя и потому проявляет готовность принять во внимание интересы другой стороны

o наличие личностного смысла в противоречии

o конфликтная ситуация

o инцидент

o противостояние

o ссора

255. К функциям этической защиты относятся:

o корректировка недостойного поведения воспитанника

o сохранение достоинства педагога

o обучающее воздействие на ребенка

o ограждение сознания от негативных, травмирующих переживаний

o поддержка воспитанника, сохранение его достоинства

256. «Разумные рассуждения», противопоставляемые «губительному мышлению» в конфликте (А.Эллис) таковы:

o все люди свободны;

o все люди отвечают за свою жизнь;

o все люди автономны

o все люди несут ответственность друг за друга

o все люди зависят друг от друга

257. К методам этической защиты относятся:

o блокировка

o игнорирование

o проявление доброжелательности

o оправдание поведения

o вопрос на воспроизведение

258. Виды конфликтов (Н. Ф. Вишнякова) таковы:

o производственно-деловой

o межличностный т

o межгрупповой

o внутриличностный

o деструктивный

o казуальный

259. В конфликтологии выделяются пять стилей поведения в конфликте:

o конфронтация

o сотрудничество

o компромисс

o противостояние

o взаимопомощь

o уклонение

o приспособление

260. Установите характеристики уровней анализа конфликтов:

психологический уровень анализ рассогласований в сфере межличностных отношений; в конфликте участвуют конкретные люди, находящиеся на момент конфликта в различных ролях, обликах
социологический уровень анализ групповых противоречий; групповой, классовый, общественный конфликта

261. Установите характеристики компонентов конфликтной ситуации:

участники конфликта конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся конфликтующие стороны
предмет конфликта отдельные лица или группы людей, непосредственно вовлеченные в конфликт
объект конфликта объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, которая подлежит решению и поэтому становится причиной расхождения во взглядах и оценках оппонентов

262. Определите характеристики позиций участников конфликта:

Противник человек, имеющий отличную от противоборствующей стороны точку зрения и способный при определенных обстоятельствах найти оптимальное решение
Оппонент человек, постоянно придерживающийся в конфликте противоположной точки зрения по сравнению с другой стороной и никогда не идущий на компромисс
конфликтная личность человек, который нередко вовлекает других людей в конфликт, но при этом сама в нем не участвует

263. Установите характеристики моделей конфликта:

«деловой спор» широкий сектор противоречий, отсутствие уверенности в достижении соглашения, объем общения ограничен, взаимодействие происходит на уровне предписанных правил
«формализация отношений» неопределенность зоны противоречий с субъективной тенденцией к расширению, стороны не желают искать согласия, восприятие противника неприязненное
«психологический антагонизм» небольшой объем противоречий стороны убеждают друг друга, сттремясь к соглашению на основе конструктивного подхода

264. Установите характеристики видов конфликта в классификации В.И. Курбатова:

Открытый проявляется в виде прямого противоборства, явно выраженной борьбы, а средствами его реализации служат и слова, и действия
целевой конфликт развивается как противодействие субъектов, направленное на победу в достижении цели, за пределами которой находятся интерес, конъюнктура
статусный конфликт перманентная борьба за приоритет, постоянное «перетягивание каната»

265. Установите характеристики видов конфликта в классификации В.И. Курбатова:

мотивационный конфликт заключается в мучительном выборе между двумя вариантами, каждый из которых нежелателен и вызывает внутреннее сопротивление
конфликт выбора наименьшего зла невозможности реализовать одну потребность без ущерба для другой; образуется из-за того, что разные человеческие потребности предполагают различные, и даже противоположные действия
конфликт потребностей возникает из-за рассогласований в сфере потребностей человека, в основе конфликта – стремление принадлежать к определенному референтному кругу, чувство престижа или собственного достоинства

266. Установите характеристики видов конфликта в классификации В.И. Курбатова:

конфликт потребностей и социальной нормы возникает на основе противоречий между сильной потребностью и запретительным императивом, который может быть внутренним и внешним
конфликт выбора человек, вступая в конфликтную ситуацию, не имеет возможности выбрать приоритетную цель, путь или средство разрешения противоречий
коммуникативный конфликт следствие барьеров общения, когда допущенные ошибки не исправляются, а просчеты возводятся в принцип

267. Определите специфику используемых терминов:

снятие конфликта всякое окончание, прекращение конфликта
завершение конфликта это изменение обстоятельств на этапе конфликтных ситуаций, когда противоречие обнажилось, но столкновения интересов субъектов еще не произошло
разрешение конфликта завершение по доброй воле самих оппонентов, достижение ими совместно найденного решения по разделившей их проблеме
урегулирование конфликта приведение конфликтного взаимодействия в русло примирения путем переговоров, участия посредников или арбитражного вмешательства

268. Установите характеристики ошибок восприятия конфликтной ситуации:

«иллюзия собственного благородства» вынуждает человека акцентировать внимание на мельчайших подробностях поведения, реплик оппонента, в то время как на собственное поведение внимание не обращается
«двойная этика» приукрашивая собственное поведение, оценивает его как разумное, правильное, уважительное, а соперника оценивает как невежду и хама
«поиск соринки в глазу другого» заставляет человека считать, что он является жертвой злобного противника, а сам ведет себя образцово
«все ясно» заставляет человека упрощать ситуацию

269. Последовательность стадий при целостном рассмотрении конфликта такова:

собственно конфликт

предконфликтная стадия

разрешение конфликта

постконфликтная стадия

270. Последовательность стадий как формы проявления конфликта (В.П. Питюков) такова:

разногласие

недовольство

противостояние

противодействие

противоборство

разрыв отношений или принуждение

271. Установите фразы, характерные для типов шаблонов (паттернов) губительного мышления (А.Эллис):

обвинение людей или себя «Он должен быть добрее...»; «Я обязан был это предотвратить…»
завышение требований «Все из-за нее…»; «Это я во всем виноват…»
нагнетание страха «А вдруг...», «Это невыносимо, что…»
обесценивание важности происходящего «Ну, и что? Меня это не касается»; «Каму какое дело…»

272. Установите характеристик способов этической защиты (Н. Е. Щуркова):

«вопрос на воспроизведение» означает разрыв отношений, когда ответственность за результат полностью ложится на оппонента
«сохранение достоинств партнера» реализуется с помощью вопросов-разъяснений; обидчику надо искать ответ на поставленный вопрос, и он уже не может вновь вести общение на уровне унижения достоинств человека
«оставить наедине с собой» состоит в том, чтобы приостановить начавшееся общение наивным непониманием, к кому же относится высказанное оскорбление
«вопрос об адресате» осуществляется за счет подстановки благородного мотива, или за счет оправдания партнера

273. Установите по представленным фразам реализуемый способ этической защиты (Н. Е. Щуркова):

вопрос на воспроизведение «Вы это мне?» (в сочетании с мимикой недоумения)
вопрос об адресате «Я не привык к такому …», «Мне всегда неудобно, когда …»
окультуренное воспроизведение «Простите, я не понял», «Как вы сказали?»
ссылка на личностные особенности «Если я вас правильно понял...» (дополняется предложением действия в другой вербальной этической форме)

274. Установите содержание каждой стадии в динамике конфликта (Е.Е. Вендров):

стадия разрешения конфликта резко проявляются желаемые эффекты от конфликта резко проявляются притязания, претензии, ожидания
стадия собственно конфликта причина конфликта только появляется, существенную роль играют сигналы конфликта (дискомфорт, напряжение и др.)
стадия высокой степени эмоциональной напряженности (инцидента)- происходит реализация стратегий решения конфликта
стадия возникновения конфликтной ситуации проявляется как состояние усиления беспокойства, давления, чреватое опасностью возникновения ссоры
стадия послеконфликтного периода в зависимости от степени эмоциональной и интеллектуальной подготовленности оппонентов реализуется совокупность действий деструктивного или конструктивного поведения
стадия усиления конфликтной напряженности устанавливается взаимодействие сторон в зависимости от того, насколько они хотят сохранить отношения и способны контролировать свои эмоциональные проявления

275. Определите содержание каждой стадии конфликта как формы его проявления (В.П. Питюков):

стадия разногласий проявляется несогласованность мнений
противостояние участники конфликта прекращают свою активность способом, отражающим степень равенства их сил
противодействие участники конфликта проявляют отрицательные эмоции к позиции, поведению друг друга
стадия недовольства участники конфликта совершают действия, создающие помеху действиям друг друга
противоборство участники конфликта демонстрируют непоколебимость своих позиций
разрыв отношений или принуждение участники конфликта осуществляют активную борьбу друг с другом, отстаивая свои интересы

276. Выберите характеристики психологических типов участников конфликта (Г. Диксон):

«борцы» считают, что правы во всем, испытывают неконтролируемую потребность в этом, придерживаются только своей позиции
«максималисты» идут на компромиссы, чтобы снизить напряжение, пытаются создать видимость согласия, даже если проблема решена неправильно
«миротворцы» избегают конфронтации, имеют свою внутреннюю позицию, но не выражают ее, не занимают никакой позиции, уладить конфликт окончательно с ними практически невозможно
«нейтралы» любят противоборство (ради победы или самого процесса), свою позицию отстаивают громогласно, используют тактику напора
«реалисты» рассматривают неудачу как новую возможность жить полной жизнью, ищут шанс уладить дело

277. Установите характеристики способов этической защиты (Н.Е. Щуркова):

«окультуренное воспроизведение» концентрация внимания на деталях, с помощью которых произошло удовлетворение созданной ситуацией
«ссылка на личностные особенности» демонстрация оппоненту другой формы общения, демонстрирующей соблюдение этических норм
«проявление доброжелательности» демонстрация видимого смирения («царский» подарок) с грубостью партнера, который не может вести себя иначе
«великодушное прощение» возвышение партнера, предоставление ему этического пьедестала, с которого очень не хочется падать
«сопоставление достоинств партнера с его поведением» декларация принципиальных личностных качеств, не позволяющих человеку вести общение на предлагаемом уровне

278. Установите по представленным фразам реализуемый способ этической защиты (Н. Е. Щуркова):

проявление доброжелательности «Если вам так хочется …», «Пусть будет так», «Если вы только так умеете делать, то пусть»
сопоставление достоинств партнера с его поведением «Как хорошо, что вы мне напомнили …», «Если бы не вы, то я совсем забыл бы …»
великодушное прощение «Вы, наверное, хотели...», «Всякий бы на вашем месте...», «Я, наверное, ...»
оставить наедине с собой Вы такой, а...» (вторая часть фразы намеренно не имеет завершения)
«сохранение достоинств партнера «Вы не понимаете, что сделали», «Жаль, что вы не осознаете, что произошло»

279. Определите вопросы, отражающие специфику каждого шага «метода разумного предпочтения»:

идентификация проведения-мишени Какой разумный способ рассуждений я могу предпочесть нагнетанию страхов, обвинениям, недооценке происходящего?
идентификация шаблонов разрушительных рассуждений и иррациональных убеждений Какие рассуждения предшествуют моим разрушающим переживаниям: Какие убеждения о себе, о других участниках конфликта, о самом конфликте вызывают эти рассуждения?
Опровержение Что я делаю, и какие разрушающие переживания испытываю и эффективно ли я себя веду?
перцептивный сдвиг Что вы начинаете при этом чувствовать?
обоснованная, аутентичная реакция и эффективное поведение Как можно оспорить мои губительные мысли?

280. Последовательность этапов урегулирования конфликтов такова:

Психологическая подготовка к урегулированию конфликта.

Поиски возможных вариантов решения конфликта.

Поиски возможных вариантов решения конфликта.

Определение истинной проблемы, вызвавшей конфликт.

Процесс урегулирования конфликта.

Разработка и выбор вариантов решения конфликта.

Завершение процесса урегулирования конфликта.

281. Последовательность шагов при реализации «метода разумного предпочтения» (в конфликте) такова:

Идентификация шаблонов разрушительных рассуждений и иррациональных убеждений.

Идентификация проведения-мишени.

Перцептивный сдвиг (замена губительных рассуждений разумными, иррациональных убеждений рациональными).

Опровержение.

Обоснованная, аутентичная реакция и эффективное поведение.

Наши рекомендации