Тема 1.6 Технология разрешения педагогических конфликтов
225. Cтолкновение противоположно направленных целей, интересов, взглядов субъектов взаимодействия – это:
o конфликт
o конфликтная ситуация
o противоборство
226. Сочетание обстоятельств, при которых создаются условия для обнаружения существенных различий во взглядах, интересах, намерениях субъектов, имеющих для них личностный смысл – это:
o инцидент
o конфликтная ситуация
o конфликт
227. Внешнее выражение недовольства, претензий, желание изменить сложившееся положение вещей в свою пользу – это:
o инцидент
o конфликтная ситуация
o конфликт
228. Способ осуществления интересов, образ действий по достижению намеченной цели и вместе с тем способ общения в конфликте – это:
¤ стиль поведения в конфликте
o конфликтное поведение
o метод разрешения конфликта
229. Определите по описанию стиль поведения в конфликте: проявляет отсутствие желания приложить усилия как для осуществления собственных интересов, так и интересов оппонента; проявление стремления выйти из конфликтного поля, уйти от конфликта
o компромисс
o приспособление
o уклонение
230. Проявляет расположенность к урегулированию разногласия на основе взаимных уступок, к достижению частичного удовлетворения своих интересов – это стиль поведения в конфликте:
o приспособление
o компромисс
o уклонение
231. Проявляет склонность смягчить, сгладить конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях посредством уступчивости, доверия, готовности к примирению – это стиль поведения в конфликте:
o приспособление
o компромисс
o сотрудничество
232. Проявляет стремление добиваться осуществления собственных интересов без учета интересов других сторон (и даже в ущерб им) – это стиль поведения в конфликте:
o уклонение
o сотрудничество
o конфронтация
233. Проявляет стремление к максимальной реализации участниками конфликта собственных интересов, предполагает совместный поиск такого решения, который отвечает устремлениям всех конфликтующих сторон – это стиль поведения в конфликте:
¤ сотрудничество
o компромисс
o приспособление
234. Выберите эффективный стиль поведения в предложенной ситуации конфликта: столкновение матери с дочерью по значимому вопросу, но при этом мать сознательно избегает любых осложнений во взаимоотношениях:
o уклонение
o сотрудничество
o компромисс
235. Выберите эффективный стиль поведения в предложенной ситуации конфликта: производственный спор с коллегой по вопросу, в ходе которого выясняется, что нужно время для более обстоятельного анализа сложившейся ситуации, продумать аргументы, заручиться поддержкой сторонников:
o компромисс
o уклонение
o сотрудничество
236. Выберите эффективный стиль поведения в предложенной ситуации конфликта: руководитель в конфликте с подчиненным, выяснил, что для тот может выполнить распоряжение, но ни за что на согласится с предложенными сроками:
o конфронтация
o приспособление
o компромисс
237. Выберите эффективный стиль поведения в предложенной ситуации конфликта: при распределении мероприятий Дня открытых дверей для родителей ваш коллега сразу не согласились с вами, но вы поняли, что он готов активно обсудить спорные вопросы, с тем чтобы в конечном счете прийти к взаимовыгодному решению:
o сотрудничество
o компромисс
o конфронтация
238. Выберите эффективный стиль поведения в предложенной ситуации конфликта: в процессе ссоры, вы испытываете искреннее желание оказать поддержку оппоненту, и при этом хотите почувствовать удовлетворение от проявления своей добросердечности:
o компромисс
o приспособление
o сотрудничество
239. Выберите эффективный стиль поведения в предложенной ситуации конфликта: на производственном совещании происходит спор с коллегами, накал страстей очень велик, а проблема для вас не очень значима, при этом вы хотите избежать конфронтационных действий:
o приспособление
o компромисс
o сотрудничество
240. Выберите эффективный стиль поведения в предложенной ситуации конфликта: вы как классный руководитель в споре с детьми о способе празднования Нового года с детьми уверены, что предлагаемый ими вариант совершенно неприемлем, дети вас не слушают, а ваш вариант наилучший в данной ситуации:
o сотрудничество
o конфронтация
o приспособление
241. Определите по описанию стратегию поведения в конфликте: доминируют установки на то, что противоборствующие стороны выступают как противники, основное стремление которых направлено на обязательный выигрыш, победу для получения одностороннего преимущества:
o стратегия выиграть/проиграть
o стратегия выиграть/выиграть
o стратегия ухода
242. Определите по описанию стратегию поведения в конфликте: участники конфликта выступают в роли равноправных партнеров, проявляющих терпимость к качествам другого, действия направлены на сбалансированность интересов, присутствует установка на изменение ситуации, а не партнера, принимается и понимается значимость другого
o стратегия выиграть/проиграть
o стратегия выиграть/выиграть
o стратегия уступок
243. Определите вид конфликта по характеристике (Н.Ф. Вишнякова): проблемная ситуация, провоцирующая конфликт, возникает из-за явных нарушений цикла деятельности в организации, а внутренние причины связаны с отсутствием сотрудничества, авторитарным управлением, конкурентной борьбой
o производственно-деловой
o межгрупповой
o межличностный
244. Определите вид конфликта по характеристике (Н.Ф. Вишнякова): конфликтная ситуация появляется как следствие несовместимости целей, ценностей и норм, которые люди пытаются реализовать во взаимоотношениях, а внутренней причиной являются внутриличностные противоречия, несовместимость характеров, столкновение интересов
o межгрупповой
o межличностный
o производственно-деловой
245. Определите виды конфликта по характеристике (Н.Ф. Вишнякова): возникает на основе противоречий разных социальных групп, которые преследуют несовместимые цели и своими действиями препятствуют друг другу
o межгрупповой
o производственно-деловой
o межличностный
246. Определите вид конфликта по характеристике: проявляется при столкновении противоположных мотивов, потребностей, интересов у конкретного человека; в его основе лежит негативное психическое состояние личности, возникающее из-за собственных страхов, чувств, недостаточного общественного признания, завышенной самооценки
o межличностный конфликт
o внутриличностный конфликт
o производственно-деловой
247. Действия личности, произведенные в целях защиты от посягательств на ее достоинство – это:
o этическая защита
o психологическая защита
o социальная защита
248. Стиль поведения в конфликте определяют:
o внешние обстоятельства конфликта
o мера осуществления собственных интересов (личных или групповых) и степень активности или пассивности в их отстаивании
o стремление удовлетворить интересы других сторон, участвующих в конфликте, а также то, какие действия приоритетны – индивидуальные или совместные
o социальные отношения
249. Уклонение при разрешении конфликта выбирают в следующих случаях:
o обнаруживается возможность достичь собственные цели иным, неконфликтным путем
o проблема имеет жизненно важное значение для участника конфликта, считающего, что он обладает достаточной силой для ее быстрого решения в свою пользу
o участник конфликта чувствует свою неправоту или имеет оппонентом человека, обладающего более высоким рангом, напористой волевой энергией
250. Приспособление при разрешении конфликта выбирают в следующих случаях:
o оппоненты демонстрируют сговорчивость и намеренно уступают друг другу в чем-то, считаются с тем, что, мало теряя, приобретают больше
o конфликтующие стороны имеют примерно равный ранг в своем положении и готовы активно обсуждать способ решения проблемы
o участник конфликта не считает проблему достаточно существенной для себя и потому проявляет готовность принять во внимание интересы другой стороны
251. Конфронтацию при разрешении конфликта выбирают в следующих случаях:
o конфликтующая сторона занимает весьма выгодную для себя, беспроигрышную позицию и располагает возможностями достижения собственной цели
o участник конфликта в данный момент лишен другого выбора и практически не рискует что-либо потерять, действуя решительно в защиту своих интересов
o оппоненты, оценив сложившуюся ситуацию, готовы корректировать свои цели с учетом изменений, происшедших в процессе конфликта
252. Сотрудничество при разрешении конфликта выбирают в следующих случаях:
o проблема, вызвавшая разногласия, представляется важной для конфликтующих сторон, каждая из которых не намерена уклоняться от ее совместного решения
o каждая сторона желает добровольно обсудить спорные вопросы, и прийти к полному согласию относительно взаимовыгодного решения значимой для всех проблемы
o проблема, вызвавшая столкновение, не представляется субъекту конфликта существенной, предмет конфликта не заслуживает траты времени и сил
253. Компромисс при разрешении конфликта выбирают в следующих случаях:
o равные по рангу противники, имея взаимоисключающие интересы, сознают необходимость довольствоваться временным, но подходящим вариантом разрешения противоречий
o субъекты конфликта заинтересованы в решении проблемы, хорошо осведомлены о причинах и развитии конфликта, чтобы судить о реально складывающихся обстоятельствах, всех «за» и «против» собственных интересов
o субъект конфликта уверен, что его вариант решения проблемы наилучший в данной ситуации, и имея более высокий ранг, настаивает на принятии этого решения
254. Признаками конфликта являются:
o участник конфликта не считает проблему достаточно существенной для себя и потому проявляет готовность принять во внимание интересы другой стороны
o наличие личностного смысла в противоречии
o конфликтная ситуация
o инцидент
o противостояние
o ссора
255. К функциям этической защиты относятся:
o корректировка недостойного поведения воспитанника
o сохранение достоинства педагога
o обучающее воздействие на ребенка
o ограждение сознания от негативных, травмирующих переживаний
o поддержка воспитанника, сохранение его достоинства
256. «Разумные рассуждения», противопоставляемые «губительному мышлению» в конфликте (А.Эллис) таковы:
o все люди свободны;
o все люди отвечают за свою жизнь;
o все люди автономны
o все люди несут ответственность друг за друга
o все люди зависят друг от друга
257. К методам этической защиты относятся:
o блокировка
o игнорирование
o проявление доброжелательности
o оправдание поведения
o вопрос на воспроизведение
258. Виды конфликтов (Н. Ф. Вишнякова) таковы:
o производственно-деловой
o межличностный т
o межгрупповой
o внутриличностный
o деструктивный
o казуальный
259. В конфликтологии выделяются пять стилей поведения в конфликте:
o конфронтация
o сотрудничество
o компромисс
o противостояние
o взаимопомощь
o уклонение
o приспособление
260. Установите характеристики уровней анализа конфликтов:
психологический уровень | анализ рассогласований в сфере межличностных отношений; в конфликте участвуют конкретные люди, находящиеся на момент конфликта в различных ролях, обликах |
социологический уровень | анализ групповых противоречий; групповой, классовый, общественный конфликта |
261. Установите характеристики компонентов конфликтной ситуации:
участники конфликта | конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся конфликтующие стороны |
предмет конфликта | отдельные лица или группы людей, непосредственно вовлеченные в конфликт |
объект конфликта | объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, которая подлежит решению и поэтому становится причиной расхождения во взглядах и оценках оппонентов |
262. Определите характеристики позиций участников конфликта:
Противник | человек, имеющий отличную от противоборствующей стороны точку зрения и способный при определенных обстоятельствах найти оптимальное решение |
Оппонент | человек, постоянно придерживающийся в конфликте противоположной точки зрения по сравнению с другой стороной и никогда не идущий на компромисс |
конфликтная личность | человек, который нередко вовлекает других людей в конфликт, но при этом сама в нем не участвует |
263. Установите характеристики моделей конфликта:
«деловой спор» | широкий сектор противоречий, отсутствие уверенности в достижении соглашения, объем общения ограничен, взаимодействие происходит на уровне предписанных правил |
«формализация отношений» | неопределенность зоны противоречий с субъективной тенденцией к расширению, стороны не желают искать согласия, восприятие противника неприязненное |
«психологический антагонизм» | небольшой объем противоречий стороны убеждают друг друга, сттремясь к соглашению на основе конструктивного подхода |
264. Установите характеристики видов конфликта в классификации В.И. Курбатова:
Открытый | проявляется в виде прямого противоборства, явно выраженной борьбы, а средствами его реализации служат и слова, и действия |
целевой конфликт | развивается как противодействие субъектов, направленное на победу в достижении цели, за пределами которой находятся интерес, конъюнктура |
статусный конфликт | перманентная борьба за приоритет, постоянное «перетягивание каната» |
265. Установите характеристики видов конфликта в классификации В.И. Курбатова:
мотивационный конфликт | заключается в мучительном выборе между двумя вариантами, каждый из которых нежелателен и вызывает внутреннее сопротивление |
конфликт выбора наименьшего зла | невозможности реализовать одну потребность без ущерба для другой; образуется из-за того, что разные человеческие потребности предполагают различные, и даже противоположные действия |
конфликт потребностей | возникает из-за рассогласований в сфере потребностей человека, в основе конфликта – стремление принадлежать к определенному референтному кругу, чувство престижа или собственного достоинства |
266. Установите характеристики видов конфликта в классификации В.И. Курбатова:
конфликт потребностей и социальной нормы | возникает на основе противоречий между сильной потребностью и запретительным императивом, который может быть внутренним и внешним |
конфликт выбора | человек, вступая в конфликтную ситуацию, не имеет возможности выбрать приоритетную цель, путь или средство разрешения противоречий |
коммуникативный конфликт | следствие барьеров общения, когда допущенные ошибки не исправляются, а просчеты возводятся в принцип |
267. Определите специфику используемых терминов:
снятие конфликта | всякое окончание, прекращение конфликта |
завершение конфликта | это изменение обстоятельств на этапе конфликтных ситуаций, когда противоречие обнажилось, но столкновения интересов субъектов еще не произошло |
разрешение конфликта | завершение по доброй воле самих оппонентов, достижение ими совместно найденного решения по разделившей их проблеме |
урегулирование конфликта | приведение конфликтного взаимодействия в русло примирения путем переговоров, участия посредников или арбитражного вмешательства |
268. Установите характеристики ошибок восприятия конфликтной ситуации:
«иллюзия собственного благородства» | вынуждает человека акцентировать внимание на мельчайших подробностях поведения, реплик оппонента, в то время как на собственное поведение внимание не обращается |
«двойная этика» | приукрашивая собственное поведение, оценивает его как разумное, правильное, уважительное, а соперника оценивает как невежду и хама |
«поиск соринки в глазу другого» | заставляет человека считать, что он является жертвой злобного противника, а сам ведет себя образцово |
«все ясно» | заставляет человека упрощать ситуацию |
269. Последовательность стадий при целостном рассмотрении конфликта такова:
собственно конфликт
предконфликтная стадия
разрешение конфликта
постконфликтная стадия
270. Последовательность стадий как формы проявления конфликта (В.П. Питюков) такова:
разногласие
недовольство
противостояние
противодействие
противоборство
разрыв отношений или принуждение
271. Установите фразы, характерные для типов шаблонов (паттернов) губительного мышления (А.Эллис):
обвинение людей или себя | «Он должен быть добрее...»; «Я обязан был это предотвратить…» |
завышение требований | «Все из-за нее…»; «Это я во всем виноват…» |
нагнетание страха | «А вдруг...», «Это невыносимо, что…» |
обесценивание важности происходящего | «Ну, и что? Меня это не касается»; «Каму какое дело…» |
272. Установите характеристик способов этической защиты (Н. Е. Щуркова):
«вопрос на воспроизведение» | означает разрыв отношений, когда ответственность за результат полностью ложится на оппонента |
«сохранение достоинств партнера» | реализуется с помощью вопросов-разъяснений; обидчику надо искать ответ на поставленный вопрос, и он уже не может вновь вести общение на уровне унижения достоинств человека |
«оставить наедине с собой» | состоит в том, чтобы приостановить начавшееся общение наивным непониманием, к кому же относится высказанное оскорбление |
«вопрос об адресате» | осуществляется за счет подстановки благородного мотива, или за счет оправдания партнера |
273. Установите по представленным фразам реализуемый способ этической защиты (Н. Е. Щуркова):
вопрос на воспроизведение | «Вы это мне?» (в сочетании с мимикой недоумения) |
вопрос об адресате | «Я не привык к такому …», «Мне всегда неудобно, когда …» |
окультуренное воспроизведение | «Простите, я не понял», «Как вы сказали?» |
ссылка на личностные особенности | «Если я вас правильно понял...» (дополняется предложением действия в другой вербальной этической форме) |
274. Установите содержание каждой стадии в динамике конфликта (Е.Е. Вендров):
стадия разрешения конфликта | резко проявляются желаемые эффекты от конфликта резко проявляются притязания, претензии, ожидания |
стадия собственно конфликта | причина конфликта только появляется, существенную роль играют сигналы конфликта (дискомфорт, напряжение и др.) |
стадия высокой степени эмоциональной напряженности (инцидента)- | происходит реализация стратегий решения конфликта |
стадия возникновения конфликтной ситуации | проявляется как состояние усиления беспокойства, давления, чреватое опасностью возникновения ссоры |
стадия послеконфликтного периода | в зависимости от степени эмоциональной и интеллектуальной подготовленности оппонентов реализуется совокупность действий деструктивного или конструктивного поведения |
стадия усиления конфликтной напряженности | устанавливается взаимодействие сторон в зависимости от того, насколько они хотят сохранить отношения и способны контролировать свои эмоциональные проявления |
275. Определите содержание каждой стадии конфликта как формы его проявления (В.П. Питюков):
стадия разногласий | проявляется несогласованность мнений |
противостояние | участники конфликта прекращают свою активность способом, отражающим степень равенства их сил |
противодействие | участники конфликта проявляют отрицательные эмоции к позиции, поведению друг друга |
стадия недовольства | участники конфликта совершают действия, создающие помеху действиям друг друга |
противоборство | участники конфликта демонстрируют непоколебимость своих позиций |
разрыв отношений или принуждение | участники конфликта осуществляют активную борьбу друг с другом, отстаивая свои интересы |
276. Выберите характеристики психологических типов участников конфликта (Г. Диксон):
«борцы» | считают, что правы во всем, испытывают неконтролируемую потребность в этом, придерживаются только своей позиции |
«максималисты» | идут на компромиссы, чтобы снизить напряжение, пытаются создать видимость согласия, даже если проблема решена неправильно |
«миротворцы» | избегают конфронтации, имеют свою внутреннюю позицию, но не выражают ее, не занимают никакой позиции, уладить конфликт окончательно с ними практически невозможно |
«нейтралы» | любят противоборство (ради победы или самого процесса), свою позицию отстаивают громогласно, используют тактику напора |
«реалисты» | рассматривают неудачу как новую возможность жить полной жизнью, ищут шанс уладить дело |
277. Установите характеристики способов этической защиты (Н.Е. Щуркова):
«окультуренное воспроизведение» | концентрация внимания на деталях, с помощью которых произошло удовлетворение созданной ситуацией |
«ссылка на личностные особенности» | демонстрация оппоненту другой формы общения, демонстрирующей соблюдение этических норм |
«проявление доброжелательности» | демонстрация видимого смирения («царский» подарок) с грубостью партнера, который не может вести себя иначе |
«великодушное прощение» | возвышение партнера, предоставление ему этического пьедестала, с которого очень не хочется падать |
«сопоставление достоинств партнера с его поведением» | декларация принципиальных личностных качеств, не позволяющих человеку вести общение на предлагаемом уровне |
278. Установите по представленным фразам реализуемый способ этической защиты (Н. Е. Щуркова):
проявление доброжелательности | «Если вам так хочется …», «Пусть будет так», «Если вы только так умеете делать, то пусть» |
сопоставление достоинств партнера с его поведением | «Как хорошо, что вы мне напомнили …», «Если бы не вы, то я совсем забыл бы …» |
великодушное прощение | «Вы, наверное, хотели...», «Всякий бы на вашем месте...», «Я, наверное, ...» |
оставить наедине с собой | Вы такой, а...» (вторая часть фразы намеренно не имеет завершения) |
«сохранение достоинств партнера | «Вы не понимаете, что сделали», «Жаль, что вы не осознаете, что произошло» |
279. Определите вопросы, отражающие специфику каждого шага «метода разумного предпочтения»:
идентификация проведения-мишени | Какой разумный способ рассуждений я могу предпочесть нагнетанию страхов, обвинениям, недооценке происходящего? |
идентификация шаблонов разрушительных рассуждений и иррациональных убеждений | Какие рассуждения предшествуют моим разрушающим переживаниям: Какие убеждения о себе, о других участниках конфликта, о самом конфликте вызывают эти рассуждения? |
Опровержение | Что я делаю, и какие разрушающие переживания испытываю и эффективно ли я себя веду? |
перцептивный сдвиг | Что вы начинаете при этом чувствовать? |
обоснованная, аутентичная реакция и эффективное поведение | Как можно оспорить мои губительные мысли? |
280. Последовательность этапов урегулирования конфликтов такова:
Психологическая подготовка к урегулированию конфликта.
Поиски возможных вариантов решения конфликта.
Поиски возможных вариантов решения конфликта.
Определение истинной проблемы, вызвавшей конфликт.
Процесс урегулирования конфликта.
Разработка и выбор вариантов решения конфликта.
Завершение процесса урегулирования конфликта.
281. Последовательность шагов при реализации «метода разумного предпочтения» (в конфликте) такова:
Идентификация шаблонов разрушительных рассуждений и иррациональных убеждений.
Идентификация проведения-мишени.
Перцептивный сдвиг (замена губительных рассуждений разумными, иррациональных убеждений рациональными).
Опровержение.
Обоснованная, аутентичная реакция и эффективное поведение.