Тема 1.4 Использование невербальных средств общения
134. Обмен невербальными сообщениями между людьми и интерпретация этих сообщений, общение без помощи речи – это:
o коммуникативные действия
o невербальная коммуникация
o коммуникативный процесс
135. Несовпадение смыслового содержания слов с посылаемыми невербальными сигналами – это:
o неэффективность
o неконгруэнтность
o ошибка в интерпретации
136. К какому виду невербальной коммуникации относятся зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении:
o проксемика
o жесты
o кинесика
137. К какому виду невербальной коммуникации относится расположение людей по отношению друг к другу во время общения, пространственная близость к партнеру:
o проксемика
o паралингвистика
o дистанция
138. К какому виду невербальной коммуникации относится звуковая характеристика речи, не связанная со смыслом слов:
o паралингвистика
o проксемика
o кинесика
139. К какому виду невербальной коммуникации относятся динамические прикосновения:
o проксемика
o такесика
o экстралингвистика
140. Невербальный канал указывает на нынешнее состояние говорящего, и не может сообщить о его переживаниях на какой-то другой момент – это проявление:
o ситуативности невербальной коммуникации
o непроизвольности невербальной коммуникации
o многозначности невербальной коммуникации
141. Поведение партнера воспринимается комплексно, не выделяются отдельные единицы невербальных сигналов – это проявление:
o синтетичности невербальной коммуникации
o многозначности невербальной коммуникации
o подражательности невербальной коммуникации
142. Ребенок, съев кашу, провел ребром ладони по горлу и одновременно сказал «Я наелся во так» – это проявление функции невербальной коммуникации:
o получение информации об отношении участников коммуникации к самой ситуации
o опровержение вербальных сообщений
o дополнение вербальных сообщений
143. В ходе беседы ребенок на вопрос «Тебе нравится?» говорит: «Да», а сам отводит взгляд в сторону – это функция невербальной коммуникации:
o опровержение вербальных сообщений
o регулирование содержания разговора
o дополнение вербальных сообщений
144. В шумной аудитории один ребенок жестом указал на грудь себе и другому ребенку, а затем показал указательным пальцем на дверь – это функция невербальной коммуникации:
o получение информации об отношениях участников коммуникации друг к другу
o замещение вербальных сообщений
o опровержение вербальных сообщений
145. Учитель в ходе опроса детей молча повернул голову, посмотрел в сторону того, кто должен говорить и ободрительно кивнул головой – это функция невербальной коммуникации:
o регулирование содержания разговора
o дополнение вербальных сообщений
o получение информации об отношении участников коммуникации к самой ситуации
146. Выделите главные характеристики проксемики:
o ориентация в пространстве
o походка
o дистанция между партнерами
o взгляд
147. Выделите главные составляющие такесики:
o рукопожатие
o дистанция
o поцелуй
o поглаживание, похлопывание
o взгляд
148. Жесты условно подразделяются на 3 класса:
o социальные
o конвенциональные (условные)
o собственно психологические
o коммуникативные
o иллюстративные (описательно-изобразительные)
149. Выделите главные характеристики визуального контакта (взгляда):
o направление
o длина паузы
o частота контакта
o назализации
o информационный поиск
150. Выделите главные характеристики экспрессивно-выразительных движений:
o жесты
o манера говорения
o мимика
o поза
o походка
o взгляд
o манера говорения
151. Выделите главные характеристики паралингвистики:
o темп речи
o высота голоса
o кашель
o громкость голова
o интонация речи
o вздох
o тембр голоса
152. Выделите главные характеристики экстралингвистики:
o паузы
o поза
o манера говорения
o кашель
o темп речи
o вздох
o смех, плач
o назализации
153. Выделите функции взгляда в общении:
o калибровка окружающих
o информационный поиск
o оповещение об освобождении канала связи
o стремление скрывать или выставлять свое «я»
o установление и поддержание первоначального контакта
o поддержание стабильного уровня психологической близости
o установление конгруэнтности
154. Отличительными особенностями невербальных сообщений являются:
o ситуативность
o индивидуальность
o данному «языку» учат специально
o синтетичность
o непроизвольность
o невербальные знаки осваиваются самостоятельно путем копирования и подражания
o многозначность
155. Функции невербальной коммуникации:
o получение информации о личности коммуникатора
o получение информации об отношениях участников коммуникации друг к другу
o опровержение вербальных сообщений
o замещение вербальных сообщений
o регулирование содержания разговора
o обмен сообщениями, которые могут существовать помимо передающего их человека
o обеспечивает анализ информации
o получение информации об отношении участников коммуникации к самой ситуации
o дополнение вербальных сообщений
156. Определите компоненты видов невербальной коммуникации:
акустическая | кинесика и проксемика |
оптическая | экстралингвистика и паралингвистика |
157. Альберт Мерибиан утверждает, что в общении важнейшую роль играют 3 основных фактора, вес которых распределяется следующим образом:
что мы говорим | 55% |
как мы говорим | 38% |
язык нашего тела | 7% |
158. Осуществите интерпретацию длительности взгляда:
человека нечестен или скрывает что-то | зрительный контакт более 2/3 времени общения |
человек считает вас интересным собеседником | встречается с вашими глазами менее, чем 1/3 часть времени общения |
159. Осуществите интерпретацию невербального поведения:
подозрительность, критическое отношение | взгляд искоса, опущенные уголки рта |
обман | суженные зрачки, поднятая бровь или искривление уголка губ, испарина на лбу, румянец на щеках, учащенное моргание |
160. Осуществите интерпретацию положений головы:
Прямо | человек нейтрально относится к тому, что слышит |
наклонена в сторону | критическая иди враждебна поза (в сочетании со скрещенными руками) |
опущенный подбородок | пробудился интерес к информации |
161. Определите вид взгляда по направлению:
деловой взгляд | треугольник – от глаза к глазу с вершиной на лбу, т.е. выше глаз |
социальный взгляд | через линию глаз опускается ниже подбородка на другие части тела) |
интимный взгляд | треугольник – от глаза к глазу и вниз к губам, т.е. ниже глаз) |
162. Установите соответствие названий и характеристик разных классов жестов:
конвенциональные (условные) | движения рук и тела, за которыми в определенной культуре закреплено определенное значение |
иллюстративные (описательно-изобразительные) | коммуникативные (для сообщения информации собеседнику) и выразительные (выражающие определенные эмоции) |
собственно психологические | жесты сообщения, которые подчеркивают, поясняют речь |
163. Осуществите интерпретацию мимики:
открытый рот | несогласие, скрытая агрессия |
плотно сжатый рот | удивление или недоверие |
поджатые губы | недоверие, недовольство |
164. Выделите возрастное изменение жеста при обмане:
ребенок | слегка обводит пальцами линию губ |
подросток | прикосновение в области рта и носа |
взрослый | сразу прикрывает рот одной или двумя ладошками |
165. Установите соответствие названий и характеристик типов жестов:
жесты-символы | связаны непосредственно с вербальным языком, поясняют слова |
жесты-иллюстраторы | считаются языком знаков, эквивалентны словам или фразам |
жесты-регуляторы | управляют устными коммуникациями |
166. Установите отличительные признаки вербальной и невербальной коммуникации:
невербальная коммуникация | поведение спонтанно, преобладает непроизвольность |
невербальная коммуникация | составные элементы сообщения четко отделены друг от друга, их соотношение подчиненно определенным правилам |
вербальная коммуникация | обмен сообщениями о том, что происходит «здесь и сейчас», с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие |
вербальная коммуникация | данному «языку» учат специально |
167. Выделите отличия вербальной и невербальной коммуникации:
невербальная коммуникация | обмен сообщениями, которые могут существовать помимо передающего их человека |
невербальная коммуникация | сообщения с трудом можно разложить на отдельные единицы |
вербальная коммуникация | использование данного «языка» в значительной степени осознано, его легче подвергнуть анализу, оценить, проконтролировать |
вербальная коммуникация | данный «язык» люди усваивают путем наблюдения, копирования и подражания |
168. Установите соответствие коммуникативных каналов и их средств:
кинестетический | обоняние |
осмический | вкуса |
ольфакторный | ощущения |
дегустационный | запах тела, косметики |
169. Определите вид поз в примерах:
открытая | поворот корпуса к собеседнику, нескрещенные руки и ноги |
открытая | скрещенные руки, опущенная голова, сплетенные в замок пальцы |
закрытая | поворот головы к собеседнику, раскрытые ладони |
закрытая | скрещенные ноги, сплетенные в замок пальцы, повернутая в сторону голова |
170. Осуществите интерпретацию взгляда:
человека возбужден | зрачки сокращаются («глазки-бусинки») |
сердитое и мрачное настроение | прищуренные глаза |
Подозрение | широко открытые глаза и приподнятые брови |
удивление с недоверием | зрачки расширяются («змеиные глаза») |
171. Осуществите интерпретацию походки:
Гнев | длинный шаг |
Радость | тяжелая походка |
Горе | вялая походка |
Гордость | легкая походка |
172. Осуществите интерпретацию жестов:
почесывание шеи | состояние сильного угнетения |
оттягивание воротничка | несогласие (сомнение, неуверенность) |
пальцы во рту | Скука |
подпирание ладонью щеки (подбородка) | нетерпение |
постукивание пальцем по столу | ложь, разгневанность, расстройство |
173. Соотнесите жесты с названием группы:
жесты доминантности, агрессивности | руки, перекрещенные перед собой с оставленными напоказ большими пальцами |
жесты доминантности, агрессивности | покусывание дужки очков, авторучки |
жесты-сигналы критичного и негативного отношения | руки на боках или перекрещенные позади туловища |
жесты-сигналы нервозности, защиты | защиты застегивание-расстегивание «молний» (кнопок, пуговиц, одежды); одевание-снимание кольца |
жесты-сигналы нервозности | указательный палец слегка подпирает щеку, большой палец под подбородком, остальные полусогнуты вдоль щеки |