Понятие «семья», ее функции и роль в развитии, воспитании и социализации личности.

Семья – это одновременно и:

1) малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью;

2) социальный институт – исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, социальная необходимость которой, обусловлена потребностью общества в воспроизводстве населения.

Классификация функций семьи по Мацковскому:

1) общественные функции семьи:

а) в репродуктивной сфере: функция биологического воспроизводства общества;

б) в воспитательной сфере: функция социализации молодого поколения, поддержания культурной непрерывности общества;

в) в хозяйственно-бытовой сфере: поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми;

г) в экономической сфере: экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

д) в сфере первичного социального контроля: моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения;

е) в сфере духовного общения: развитие личности членов семьи;

ж) в социально-статусной сфере: предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

з) в досуговой сфере: организация рационального досуга и его социальный контроль;

и) в эмоциональной сфере: эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия;

к) в сексуальной сфере: функция сексуального контроля;

2) индивидуальные функции семьи:

а) в репродуктивной сфере: функция удовлетворения потребности в детях;

б) в воспитательной сфере: удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

в) в хозяйственно-бытовой сфере: получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других;

г) в экономической сфере: получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги);

д) в сфере первичного социального контроля: формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи;

е) в сфере духовного общения: духовное взаимообогащение;

ж) в социально-статусной сфере: удовлетворение потребностей в социальном продвижении;

з) в досуговой сфере: удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов;

и) в эмоциональной сфере: получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье, удовлетворение потребностей в личном счастье и любви;

к) в сексуальной сфере: удовлетворение сексуальных потребностей.

Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Сама жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей – его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей младшего возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.

Активное воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.

Роль семьи в деле социализации личности огромна. Семья оказывает значительное влияние на общественный строй и исторические судьбы народа. Но этим социальная роль семьи не исчерпывается. Она выполняет и другие социальные функции: воспроизводящую, экономическую и воспитательную. Их надо учитывать в социализации личности.

30. Принципы и содержание семейного воспитания.

Первая структурная единица общества, задающая основные принципы личности, – это семья. Семья объединена кровными и родственными связями и связывает супругов, детей и родителей. Брак – это еще не семья, она возникает с рождением детей. Главная функция семьи заключена в продолжении человеческого рода, в рождении и воспитании детей.

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья меняет у людей понятие дома из помещения, где они проживают, в ощущение места, где его ждут, любят, понимают и защищают. В семье создаются все личностные качества. Семья судьбоносно влияет на развитие личности растущего человека. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

На семейное воспитание влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая состоятельность, общественное положение, число членов семьи, место проживания семьи, отношение к детям. Все эти факторы переплетаются и выражаются по-разному.

Задачи семьи:

– обеспечить наилучшие условия для роста и воспитания ребенка;

– создать социально-экономическую и психологическую опеку над ребенком;

– передать опыт создания семьи, воспитания детей и уважения к старшим;

– обучение полезным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь ближним;

– развить чувство личного достоинства, ценности своего «Я».

Принципы семейного воспитания:

– гуманность и милосердие к растущему человеку;

– вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных членов;

– открытость и доверительность отношений с детьми;

– оптимистичность взаимоотношений в семье;

– последовательность в требованиях к ребенку;

– оказание помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Семейное воспитание охватывает человека со всех сторон. В семье происходит физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание. Оно меняется от возраста к возрасту. Семья формирует у детей знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; вырабатывает интеллектуальные навыки и формирует взгляды на мир, людей, профессии и жизнь.

Важным в семейном воспитании является нравственное воспитание. Оно формирует такие качества, как доброжелательность, доброта, внимание, честность, искренность, трудолюбие.

Развитие качеств у личности, которые затем пригодятся при преодолении жизненных преград и трудностей, является целью семейного воспитания. Многое в воспитании зависит от семьи и родителей: формирование интеллекта и творческих навыков, моральное и эстетическое развитие, культура и физическое здоровье детей и их счастье, и все это – задачи семейного воспитания. Собственно родители как первые воспитатели сильно влияют на детей. В семейном воспитании имеются также свои методы, это, например, личный пример, сопереживание, обсуждение, доверие, возвышение личности, похвала, показ, проявление любви, контроль, юмор, традиции, сочувствие и многое другое. Эти методы применяются персонально в зависимости от ситуации.

Наши рекомендации