Рефлексия как фактор развития
профессионального самоопределения
Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний [92]. Как отмечает И. В. Дубровина с соавторами, способность к рефлексии формируется и развивается при выполнении действий контроля и оценки, осознание смысла и содержания собственных действий становится возможным только тогда, когда учащийся готов самостоятельно рассказать о собственной деятельности, подробно объяснить, что и для чего он делает. Действительно, давно известно, что, когда человек объясняет что-то другому человеку, он сам начинает лучше разбираться в материале.
Л. М. Митина, разрабатывая проблему конкурентоспособной личности, считает, что изменение рефлексивных процессов характеризует непосредственно процесс осознания. Уровень осознания существенно повышается благодаря наблюдению, противопоставлению, интерпретации возможных точек зрения на проблему, позиций, способностей и приемов восприятия и поведения. Благодаря увеличению информации личность начинает осознавать и оценивать альтернативы нежелательного поведения и рассматривать собственный профессиональный и личностный рост [59].
Для активизации рефлексивных процессов, формирования навыков самоанализа и самооценки целесообразно использовать техники, ориентированные на самораскрытие и самоописание. Кроме того, эффективной технологией активизации рефлексии является, по мнению Л. М. Митиной, кооперативное обучение, представляющее собой такую форму обучения, при которой учащиеся работают в группе для достижения какой-то определенной цели или для выполнения каких-либо задач.
Одной из интересных форм кооперативного обучения, в процессе которого осуществляется процесс развития личности учащегося, является технология «Джигсо» [Там же],
«Джигсо» представляет собой форму кооперативного обучения, в которой учащиеся являются экспертами по какой-то части изучаемого материала. Благодаря тому, что учащиеся сначала становятся экспертами сами, а потом в свою очередь обучают других членов группы, эта форма обучения способствует развитию у школьников ответственности за обучение.
При этом информацию учащиеся могут получать не только из книг, но и из бесед с другими людьми, просмотра видеокассет, фильмов и др.
Одной из предпосылок, лежащей в основе «Джигсо», является то, что эксперты сначала овладевают каким-либо аспектом темы, а затем обучают членов группы тому, что освоили сами.
Три основных элемента «Джигсо»
Материал. Необходимо разработать лист эксперта и проверочную работу для каждого изучаемого раздела. Во-первых, нужно разделить содержание материала на небольшие части или темы для экспертных листов. Экспертный лист должен сообщать ученикам, что они должны делать (читать, смотреть видео, работать с учебником и наглядным материалом), а также темы (в виде вопросов).
Группы обучения и группы экспертов. Каждый учащийся является членом группы обучения, которой выдаются экспертные листы. Далее каждому учащемуся дается подтема и объясняется, что в результате этой работы он может стать экспертом по какому-либо аспекту того, что они все изучают.
Учащимся предоставляется время для индивидуальной работы по теме, до того как они соберутся в группы экспертов.
Когда учащиеся будут готовы, они собираются в группы экспертов для дальнейшей работы. Характер деятельности в группах экспертов должен быть разнообразным. Необходимо способствовать тому, чтобы учащиеся прибегали к различным способам изучения своих подтем. Возможно, для некоторых групп больше подходит работа с наглядным материалом и книгой, для других — чтение различных источников или работа с компьютером. В любом случае цель группы экспертов — узнать как можно больше по данной теме и подготовиться к краткому докладу, который эксперт сделает, когда вернется в свою группу, чтобы обучить других членов группы.
Доклады и проверочные работы.Когда группа экспертов заканчивает свою работу, они возвращаются в свои первоначальные кооперативные группы обучения. Теперь каждый из экспертов отвечает за изучение своей темы перед всеми членами своей группы. При этом следует отметить, что необходимо поощрять учащихся-экспертов использовать различные методы при обучении членов своей группы. Они могут прибегать к демонстрации, чтению доклада, иллюстрации его яркими примерами, фотографиями, рисунками и таблицами. Важно, чтобы учащиеся задавали вопросы, в этом случае каждый член группы тоже будет получать знание всех подтем.
Когда доклады будут сделаны, необходимо провести краткое обсуждение результатов работы или вопросно-ответную работу.
Важным в данной форме работы является то, что все ученики — и «сильные» и «слабые» — получают стимул быть в равной степени ответственными за результат, даже если глубина и качество их докладов различны.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Дайте определение рефлексии.
2. Охарактеризуйте основные причины изменения отношения к выбранной профессии на стадии профессионального образования.