УЭ 3.4. Преподавание психологии в школе

Содержание заданий Методические указания по усвоению учебного материала
Задание 1. Самостоятельно изучите раздел Опыт преподавания психологии в зарубежной школе // Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: учеб.-метод. пособие. М.: ВЛАДОС, 2000. 288 с. Выделите преимущества преподавания психология в разных странах.
Задание 2. Изучите содержание статей: Товуу Н.О. Психология как учебный предмет в школах Тувы: состояние и перспективы //Сибирский педагогический журнал. 2011. №11. С. 162-165. Левшина А.А. Преподавание психологии на различных этапах школьного обучения // Северо-кавказский психологический вестник. 2010. Т.8. №3. 12-16. При изучении статьи выделите основные (ключевые) моменты позиции автора.
Задание 3. Законспектируйте содержание раздела: Кому, когда, где, что читать? // Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. С. 13-17. При конспектировании статьи выделите основные (ключевые) моменты позиции автора.
Задание 3. Разработайте урок психологии для начальной школы.  
Задание 4. Составьте словарь ключевых терминов данной темы. Пользуйтесь словарями и учебниками, предложенными в списке литературы.

Информационный блок.Целью преподавания психологии в школе можно считать овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является необходимой частью общей культуры.

Задачи:

— формирование у школьников общих представлений о психологии как науке;

— оказание детям помощи в открытии внутреннего мира человека;

— пробуждение интереса ребенка к другим людям и к самому себе;

— развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.);

— развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);

— раскрытие сущности личностной направленности (потребности, желания, цели, смыслы, идеалы, ценностные ориентации);

— развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний настроений и пр.);

—понимание чувств, настроений, переживаний других людей.

Наиболее благоприятным возрастом для включения детей в область научного познания психологии является возраст 9 лет, то есть в третьем-четвертом классах: дети к этому времени уже умеют самостоятельно читать и писать, они привыкли к классу, овладели основами учебной деятельности, поняли, что мир знаний огромен и многогранен, начинают осознавать, что овладение знаниями в значительной степени зависит от них самих.

Принципы преподавания психологии в школе

1. Принцип научности обучения.

2. Принцип внутрипредметных связей.

3. Принцип межпредметной координации.

4. Связь теории с практикой.

5. Принцип наглядности.

6. Принцип самостоятельности и активности.

7. Принцип доступности.

8. Принцип активного субъект взаимодействия ребенка и взрослого.

9. Поощрение любознательности.

10. Принцип толерантности.

11. Принцип безоговорочной веры в способности ребенка понять и усвоить знания по психологии.

12. Принцип ответственности учителя за знания и умственное развитие учащихся

13. Принцип обеспечения права учащегося на невмешательство в его внутренний мир.

14. Принцип четкого разграничения учебного предмета психологии от других видов деятельности практического школьного психолога.

Урок психологии в школе подчиняется с одной стороны, общим дидактическим законам ведения урока, с другой стороны, имеет свои специфические особенности в содержательных акцентах и способах проведения. Одна из таких специфических особенностей заключается в том, что учащиеся на уроке познают не только психологию человека вообще, но имеют возможность познавать и себя, познавать закономерности, механизмы, сущность и условия развития личности.

Желательно, чтобы урок носил характер замкнуто-открытой системы. Замкнутая — все знания, требуемые программой, должны быть преподаны и усвоены на уроке. Открытая — не должно быть никаких домашних заданий типа прямого повторения, пересказа и пр., способствующих развитию непродуктивных способов учебной деятельности (механическое запоминание, зубрежка и т. д.).

Домашние задания должны иметь самостоятельно-творческий характер, например: ознакомление с дополнительной литературой по теме; подготовка самостоятельных сообщений, углубляющих и расширяющих учебный материал; наблюдение за каким-либо психологическим явлением; анализ собственных мыслей, отношений, переживаний; подбор примеров из научной и художественной литературы, из жизненных наблюдений по теме, изучаемой на уроке, и т. п.; проведение интервью и пр.

На уроках психологии необходимо создать благоприятные условия для развития исследовательской направленности интеллектуальной активности учащихся. С этой целью можно использовать такие, например, активные методы обучения: обсуждение рефератов; защита ученических проектов; деловые игры; проблемные беседы (дискуссии); викторины; «мозговой штурм» предлагаемых учителем проблем или вопросов; использование компьютеров и пр.

Подготовка к проведению занятий по той или иной теме включает в себя определение ее места в системе изучения учебного материала по психологии в целом; продумывание всех уроков, на которых эта тема (например, «память», «характер», «общение» и пр.) будет рассматриваться; детальное планирование проведения каждого урока по теме.

Варианты учебных ситуаций на уроке психологии:

1. Ситуация «оптимистического старта» урока. Начиная урок, следует сразу задавать такую ситуацию в классе, которая сама по себе располагала бы к размышлению, снятию напряжения, страха, неуверенности в себе.

2. Проблемная ситуация. Элементы проблемного обучения, в том числе самостоятельной постановки проблем, способствуют формированию самостоятельности, активности, самоуважения, чувства собственного достоинства.

3. Ситуация выбора. Включение в учебный процесс таких ситуаций позволяет школьнику проявить инициативность и индивидуальность, развивает способность аргументировать и отстаивать свою точку зрения, свой взгляд на явление, свое понимание его сущности.

4. Ситуация успеха учит школьников подходить к любой задаче и проблеме не с позиции «Ой, у меня не получится!», а с позиции: «Посмотрим, попробуем, хоть не сразу, но должно получиться!»

5. Ситуация интеллектуального напряжения. В любом деле, успех не дается без постоянного, напряженного и систематического труда.

Особое внимание преподавателя психологии хотелось бы обратить на переживания ребенка в процессе обучения, на его эмоциональное отношение к материалу урока и к учителю. Чувства оказывают различное, но всегда существенное влияние на любую деятельность. Хорошее настроение усиливает желание работать, кажется, что можно горы сдвинуть. При равнодушии, безразличии, отрицательных эмоциях человек вряд ли способен ставить и решать серьезные как учебные, так и жизненно важные задачи.

Оценка знаний школьника по психологии — необходимый компонент усвоения данного учебного предмета. Оценка позволяет определить степень усвоения учениками знаний, предусмотренных школьной программой. Оценочные суждения учителя психологии должны касаться: знания учебного материала; понимания этого материала; уровня выполнения заданий.

Недопустимо снижать оценку за грамматические ошибки при выполнении задания в письменном виде; за результаты и даже за отказ выполнения заданий, связанных с психологическим наблюдением за собой и близкими; за отсутствие активности на уроке.

Форма текущего контроля –собеседование с преподавателем в процессе индивидуальной работы, практического занятия.

Рубежный контроль по модулюпредполагает проведение контрольной работы по 4 вариантам.

1 вариант

1. Психопрофилактика и её уровни.

2. Единство и взаимодействие всех видов работы школьного психолога.

2 вариант

1. Виды психолого-педагогических консилиумов.

2. Цели и задачи преподавания психологии в школе.

3 вариант

1. Формы психологического просвещения.

2. Принципы преподавания психологии в школе.

4 вариант

1. Задачи психолога на психолого-педагогическом консилиуме.

2.. Варианты учебных ситуаций на уроке психологии в школе.

Наши рекомендации