УЭ 3.4. Преподавание психологии в школе
Содержание заданий | Методические указания по усвоению учебного материала |
Задание 1. Самостоятельно изучите раздел Опыт преподавания психологии в зарубежной школе // Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: учеб.-метод. пособие. М.: ВЛАДОС, 2000. 288 с. | Выделите преимущества преподавания психология в разных странах. |
Задание 2. Изучите содержание статей: Товуу Н.О. Психология как учебный предмет в школах Тувы: состояние и перспективы //Сибирский педагогический журнал. 2011. №11. С. 162-165. Левшина А.А. Преподавание психологии на различных этапах школьного обучения // Северо-кавказский психологический вестник. 2010. Т.8. №3. 12-16. | При изучении статьи выделите основные (ключевые) моменты позиции автора. |
Задание 3. Законспектируйте содержание раздела: Кому, когда, где, что читать? // Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. С. 13-17. | При конспектировании статьи выделите основные (ключевые) моменты позиции автора. |
Задание 3. Разработайте урок психологии для начальной школы. | |
Задание 4. Составьте словарь ключевых терминов данной темы. | Пользуйтесь словарями и учебниками, предложенными в списке литературы. |
Информационный блок.Целью преподавания психологии в школе можно считать овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является необходимой частью общей культуры.
Задачи:
— формирование у школьников общих представлений о психологии как науке;
— оказание детям помощи в открытии внутреннего мира человека;
— пробуждение интереса ребенка к другим людям и к самому себе;
— развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.);
— развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);
— раскрытие сущности личностной направленности (потребности, желания, цели, смыслы, идеалы, ценностные ориентации);
— развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний настроений и пр.);
—понимание чувств, настроений, переживаний других людей.
Наиболее благоприятным возрастом для включения детей в область научного познания психологии является возраст 9 лет, то есть в третьем-четвертом классах: дети к этому времени уже умеют самостоятельно читать и писать, они привыкли к классу, овладели основами учебной деятельности, поняли, что мир знаний огромен и многогранен, начинают осознавать, что овладение знаниями в значительной степени зависит от них самих.
Принципы преподавания психологии в школе
1. Принцип научности обучения.
2. Принцип внутрипредметных связей.
3. Принцип межпредметной координации.
4. Связь теории с практикой.
5. Принцип наглядности.
6. Принцип самостоятельности и активности.
7. Принцип доступности.
8. Принцип активного субъект взаимодействия ребенка и взрослого.
9. Поощрение любознательности.
10. Принцип толерантности.
11. Принцип безоговорочной веры в способности ребенка понять и усвоить знания по психологии.
12. Принцип ответственности учителя за знания и умственное развитие учащихся
13. Принцип обеспечения права учащегося на невмешательство в его внутренний мир.
14. Принцип четкого разграничения учебного предмета психологии от других видов деятельности практического школьного психолога.
Урок психологии в школе подчиняется с одной стороны, общим дидактическим законам ведения урока, с другой стороны, имеет свои специфические особенности в содержательных акцентах и способах проведения. Одна из таких специфических особенностей заключается в том, что учащиеся на уроке познают не только психологию человека вообще, но имеют возможность познавать и себя, познавать закономерности, механизмы, сущность и условия развития личности.
Желательно, чтобы урок носил характер замкнуто-открытой системы. Замкнутая — все знания, требуемые программой, должны быть преподаны и усвоены на уроке. Открытая — не должно быть никаких домашних заданий типа прямого повторения, пересказа и пр., способствующих развитию непродуктивных способов учебной деятельности (механическое запоминание, зубрежка и т. д.).
Домашние задания должны иметь самостоятельно-творческий характер, например: ознакомление с дополнительной литературой по теме; подготовка самостоятельных сообщений, углубляющих и расширяющих учебный материал; наблюдение за каким-либо психологическим явлением; анализ собственных мыслей, отношений, переживаний; подбор примеров из научной и художественной литературы, из жизненных наблюдений по теме, изучаемой на уроке, и т. п.; проведение интервью и пр.
На уроках психологии необходимо создать благоприятные условия для развития исследовательской направленности интеллектуальной активности учащихся. С этой целью можно использовать такие, например, активные методы обучения: обсуждение рефератов; защита ученических проектов; деловые игры; проблемные беседы (дискуссии); викторины; «мозговой штурм» предлагаемых учителем проблем или вопросов; использование компьютеров и пр.
Подготовка к проведению занятий по той или иной теме включает в себя определение ее места в системе изучения учебного материала по психологии в целом; продумывание всех уроков, на которых эта тема (например, «память», «характер», «общение» и пр.) будет рассматриваться; детальное планирование проведения каждого урока по теме.
Варианты учебных ситуаций на уроке психологии:
1. Ситуация «оптимистического старта» урока. Начиная урок, следует сразу задавать такую ситуацию в классе, которая сама по себе располагала бы к размышлению, снятию напряжения, страха, неуверенности в себе.
2. Проблемная ситуация. Элементы проблемного обучения, в том числе самостоятельной постановки проблем, способствуют формированию самостоятельности, активности, самоуважения, чувства собственного достоинства.
3. Ситуация выбора. Включение в учебный процесс таких ситуаций позволяет школьнику проявить инициативность и индивидуальность, развивает способность аргументировать и отстаивать свою точку зрения, свой взгляд на явление, свое понимание его сущности.
4. Ситуация успеха учит школьников подходить к любой задаче и проблеме не с позиции «Ой, у меня не получится!», а с позиции: «Посмотрим, попробуем, хоть не сразу, но должно получиться!»
5. Ситуация интеллектуального напряжения. В любом деле, успех не дается без постоянного, напряженного и систематического труда.
Особое внимание преподавателя психологии хотелось бы обратить на переживания ребенка в процессе обучения, на его эмоциональное отношение к материалу урока и к учителю. Чувства оказывают различное, но всегда существенное влияние на любую деятельность. Хорошее настроение усиливает желание работать, кажется, что можно горы сдвинуть. При равнодушии, безразличии, отрицательных эмоциях человек вряд ли способен ставить и решать серьезные как учебные, так и жизненно важные задачи.
Оценка знаний школьника по психологии — необходимый компонент усвоения данного учебного предмета. Оценка позволяет определить степень усвоения учениками знаний, предусмотренных школьной программой. Оценочные суждения учителя психологии должны касаться: знания учебного материала; понимания этого материала; уровня выполнения заданий.
Недопустимо снижать оценку за грамматические ошибки при выполнении задания в письменном виде; за результаты и даже за отказ выполнения заданий, связанных с психологическим наблюдением за собой и близкими; за отсутствие активности на уроке.
Форма текущего контроля –собеседование с преподавателем в процессе индивидуальной работы, практического занятия.
Рубежный контроль по модулюпредполагает проведение контрольной работы по 4 вариантам.
1 вариант
1. Психопрофилактика и её уровни.
2. Единство и взаимодействие всех видов работы школьного психолога.
2 вариант
1. Виды психолого-педагогических консилиумов.
2. Цели и задачи преподавания психологии в школе.
3 вариант
1. Формы психологического просвещения.
2. Принципы преподавания психологии в школе.
4 вариант
1. Задачи психолога на психолого-педагогическом консилиуме.
2.. Варианты учебных ситуаций на уроке психологии в школе.