УЭ 3.1. Психологическая диагностика и коррекция как основные виды деятельности педагога-психолога
Содержание заданий | Методические указания по усвоению учебного материала |
Задание 1. Составьте словарь ключевых терминов данной темы. | Пользуйтесь словарями и учебниками. Воспользуйтесь информацией, полученной при изучении курсов «Психодиагностика», «Психокоррекция». |
Задание 2. Законспектировать статьи: Князева Т.Н. Критериально-ориентированная психодиагностика в образовательном процессе: барьеры и возможности // Интеграция образования. 2015. Т.19. №1 (78). С. 44 - 52. Колесник В.Г. Психокоррекция и ее дефиниции //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. №9. С.76-79. | При конспектировании статьи выделите основные (ключевые) моменты позиции автора. |
Задание 4. Раскройте специфику коррекционного процесса в рамках динамического, поведенческого и деятельностного подходов. | Воспользуйтесь информацией, полученной при изучении курсов «Общая психология» и «Психокоррекция». |
Информационный блок. Особенности диагностической работы в практической психологии. В компетенцию и обязанности практического психолога входит выявление особенностей психического развития ребёнка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и др.
Задача психодиагноста – дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает. Задачи психодиагностики в системе образования: контроль динамики психического развития детей; сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.
Психодиагностика в системе образования имеет свои принципиальные особенности. Необходимо различать психодиагностику научно-исследовательскую и научно практическую. Первая призвана установить закономерности психического развития, цель второй – ответить на конкретный вопрос, выявить причину определенного психологического явления.
Один из наиболее сложных этапов диагностики – выбор метода исследования психологического явления. Существует два подхода к диагностике индивидуальных особенностей: количественный (основан на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статистических закономерностей) и качественный (ориентирован на индивида как на уникального, неповторимого человека). В психологической службе важно сочетание этих подходов, но важнее – качественная характеристика полученных данных.
Важный этап – формулировка психологического диагноза. Диагноз не просто ставится по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в жизненных ситуациях. Большое значение имеет возрастной анализ полученных данных, с учетом зоны ближайшего развития ребёнка. Последний этап – разработка рекомендаций, программы коррекционно-развивающей работы с детьми, составление плана развития психологических образований.
Психодиагностика в образовательном учреждении должна быть тесно связана с педагогической проблематикой, предполагать выбор подходящего педагогического воздействия, создание определенных психологических условий.
Особенности психокоррекции. В работе психолога образования коррекция характеризуется как совокупность психолого-педагогических воздействий, направленных либо на исправление, либо на профилактику недостатков и отклонений в развитии ребёнка. Существует взаимосвязь двух форм коррекционной работы с детьми: симптоматической, направленной на отдельные отклонения в развитии, и этиологической, направленной на источники и причины этих отклонений.
Психолог, занимающийся коррекцией, работает по схеме: что есть; что должно быть, что надо сделать, чтобы было должное.
Основные принципы психокоррекции:
1. Единство коррекции и развития.
2. Единство возрастного и индивидуального в развитии.
3. Единство диагностики и коррекции развития.
4. Деятельностный принцип осуществления коррекции.
В психокоррекции главным является реализация индивидуального подхода и признание права клиента взять из психокоррекционных возможностей то, что он в состоянии взять, или то, что он захочет взять. В психокоррекции следует те виды деятельности и те системы отношений, которые являются значимыми для участников коррекции, ярко индивидуально окрашены, по отношению к которым имеются острые эмоционально насыщенные переживания. В рамках психологической службы целесообразно говорить не отдельно о диагностике и коррекции, должно существовать диагностико-коррекционное (диагностико-развивающее) направление, единое по своей сути.
Этапы осуществления диагностико-коррекционной работы:
1) изучение практического запроса;
2) формулировка психологической проблемы;
3) выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений;
4) выбор метода исследования;
5) использование метода;
6) формулировка психологического диагноза, содержащего прогноз дальнейшего развития ребёнка;
7) разработка рекомендаций, программы коррекционно-развивающей работы;
8) осуществление этой программы, контроль динамики развития.
Коррекционно-развивающие программы обычно включают психологическую и педагогическую часть. Психологическая часть коррекции планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом, педагогом, представителем администрации учреждения – в зависимости от того, кто будет работать с ребенком, кто будет вести контроль за выполнением данной работы.
Форма текущего контроля –собеседование с преподавателем в процессе индивидуальной работы, практического занятия.