Проблема объяснения понятия духовность в социокультурном мире.
Проводя обобщение вышеприведенных попыток определить, чем является духовность мы наблюдаем следующее:
1. Духовность -это духовное бестелесное, умственное, нравственное.
2. Духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовного нравственного и интеллектуального над материальным.
3. Духовность выражена в потребности познания и действия во благо других.
4. Духовность -это отрыв от физиологически детерминированных переживаний.
5. Духовность - это саморазвитие и само регуляция зрелой личности в соответствии с человеческими ценностями.
Становится очевидным, что многие из вышеприведенных определений нелогичны так как содержат круг в определении (объясняют себя через самих себя), а некоторые определяют духовность через понятия, требующие дополнительных определений. Так, например, понятие души, нравственности, морали требуют дополнительного освещения для того чтобы приблизится к пониманию того чем является духовность. Интерес представляет так же идея о том, что «действия во благо окружающих» является необходимым признаком духовности. Ведь «благо для окружающих» это нечто неоднозначное. Вспомним, например, мы читаем у Николая Лескова в рассказе «Железная воля» как Гуго Пекторалис поспорил с отцом Флавианом, кто больше блинов съест. Блины с одной стороны общее благо, их напекли для всех, а с другой стороны для одного благо, а для другого погибель, потому что потребности у каждого индивидуальны и пределы достижений различны. Подобный смысл отражает крылатая пословица: «Что русскому хорошо то немцу смерть». В рамках данной работы культурно исторический фон данной посылки мы искать не задавались целью, отметим только что некоторые источники отсылают нас к истории с безнадежно больным русским мальчиком, которому доктор перед смертью разрешил есть всё что он захочет, мальчик поел капусты со свининой и выздоровел, тогда доктор решил прописать капусту со свининой больному немецкому мальчику, но тот на следующий день умер. Или не менее ёмкую мысль мы читаем у В. Гюго её так же приписывают М. Бакунину «Свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Таким образом действуя «во благо» окружающих мы неизбежно ограничим чью-то свободу, что само по себе не является благом. Если два человека решат построить дом и каждый из них решит, что его дом должен располагаться в аккурат на северном полюсе, то оба столкнутся с тем что их свобода самовыражения, ограничивается хотя бы тем фактом, что северный полюс всего один на планете. Кому-то придётся пойти на компромисс. В этом свете «действовать для других» как мы читаем в психологическом определении духовности, приобретает иной смысл. Очевидно, что, говоря о «поведении, направленном на благо окружающих», наши размышления ведут нас к утилитаризму, где ключевым понятием является моральная ценность поступка, выступающая в роли меры его (поступка) полезности. Согласно Джереми Бентаму: «морально то что приносит наибольшее счастье наибольшему количеству людей». Необходимо подчеркнуть, что, дать такое определение понятию счастье, равно как и понятию польза которое не вызывало бы споров остается проблемой для философской мысли до сих пор. Размышляя же о преобладании нравственного над физическим на передний план выходит синонимичность нравственности и морали. Нравственность выступает как некая интериоризованная часть морали. Таким образом мораль остается чем-то внешним по отношению к индивиду, а нравственность внутренним. Следовательно, мысль о том, что поведение во благо ближнего является необходимым следствием духовности человека становится наиболее сомнительной. Духовность человека видится как нечто независимое от социокультурных аспектов человеческой жизни так как сама (духовность) выступает как причина процессов, в которые вовлечет себя духовный человек, но не как следствие, будь то социальное взаимодействие либо культурно творческий акт.
Развивая тему, мы приходим к осознанию того, что существует некое противопоставление духовности и телесности, а как следствие на передний план выходит человек «духовный» и его антипод человек «телесный» - детерминированный физиологическими переживаниями. Возникает вопрос в какой момент и в следствие каких процессов возникает новообразование в психике человека называемое духовностью.
Ощущая неполноту освещения того чем является духовность в современном обществе, мы предлагаем следующее определение духовности:
Духовность это мотивированность человека изменять объективную реальность сообразно с субъективной.
Поясним, что субъективной реальностью мы называем ту модель миропонимания, которая выстраивается человеком в следствие интерпретации происходящих событий через личный опыт в том числе и сновиденный где последний (сновиденный) несет наибольшую субъективную ценность, по той причине, что переживаемое человеком во сне окрашено индивидуализмом в наибольшей степени. Объективной же реальностью мы называем культурно-социальную среду в которой развивается личность человека, среду в которой человек приобретает опыт решения задач, возникающих на пути индивидуального развития. Простыми словами повседневную реальность.
Представляется необходимым пояснить какой смысл мы вкладываем в предлагаемое нами определение. Прежде всего для раскрытия темы подчеркнем, что «краеугольным камнем» развития духовности человека, на наш взгляд является опыт, переживаемый человеком во сне, который привносит коррективы в поведенческие стратегии человека в состоянии бодрствования, независимо от того осознаваем он (опыт сновидений) или нет.
К пониманию сна и сновидений существует множество подходов от эзотериков и шаманизма до признанных научным сообществом физиологической и психологической моделей. Представляется необходимым провести некоторый обзор подходов к пониманию сна с целью обоснования дальнейшего повествования.
Например, Лаберж один из основателей современной школы «осознанных сновидений» предлагает эволюционный подход к пониманию филогенеза сна. Рассматривая формирование механизмов возникновения быстрого и медленного сна в процессе филогенеза с примерной временной периодизацией Лаберж отмечает что сновидения взрослых позволяют отделиться от внешнего мира и опробовать альтернативные схемы поведения, что позволяет животным, способным к быстрому сну, лучше адаптироваться к среде.[ 1 ] Для нашего же повествования примечательно то что большинство физиологических подходов рассматривает сон в частности его парадоксальную фазу как часть реактивного процесса. Необходимо так же вспомнить концепцию Юнга о компенсаторной функциональности сновидений. В аналитической психологии сновидениям отводится существенная роль, это связано с представлениями этой школы о том, что сновидения играют роль регулятора отношений между сознательной и бессознательной частями психики и представляют собой послания от бессознательного к сознанию с целью компенсации расхождений между сознательными установками человека и его бессознательными стремлениями. По мнению Юнга, одной из функций сновидений так же является указать направление психической индивидуации человека, такого психологического развития при котором реализуются индивидуальные задатки и уникальные особенности человека. [ 2 ] [ 3 ]
Вспомним также Адлера с его рекреативной и адаптивной функциональностью сновидений в индивидуальной психологии. По мнению А. Адлера сновидения дают ключ к пониманию будущего в том смысле, что они раскрывают внутренние тенденции поведения до того, как они начинают быть активными в бодрствовании. Он так же считал, что основу сновидений составляют тенденции самоуважения и господства над другими, которые противостоят самоуничижению и саморазрушению. [ 4 ]
В индивидуальной психологии сновидения рассматриваются как природное психотерапевтическое средство, поскольку они активизируют фантазию, способствуют эмоциональной разрядке, планируют будущие решения [5].
Не обойдем стороной и гештальтпсихологию, которая в основе психической активности субъекта видит процессы актуализации и деактуализации различных проблемных ситуаций. В состоянии сна эти процессы оказываются спроецированными в сферу восприятия в опредмеченном виде. Актуальная ситуация становится некой фигурой сновидения, выделенной из фона. Переход фигуры из переднего плана в фон деактуализирует её.
Ф. Перлз вначале рассматривал сновидения как проекцию или отчуждение проблемной ситуации, впоследствии он рассматривал сновидения как «экзистенциальные послания», сообщения об актуальном состоянии жизни сновидящего в виде образов. [ 6 ]
Таким образом сон выступает в роли "трансцендентной двери" в некий мир множественности вариантов поведения, где человек, впервые испытав сновиденный опыт соприкасается с собственным творческим началом, с возможностью что-либо изменить в своей жизни. Следует учитывать и тот факт, что не каждый человек припоминает свои сны, так как по пробуждении, опыт полученный во сне чаще всего забывается, оставляя лишь некоторый эмоциональный след после себя. В следствие этого мы можем говорить о том, что человек просыпается в некотором настроении, которое в свою очередь в определенной степени определяет и характер принимаемых человеком решений в состоянии бодрствования. Иногда сюжет сна может вспоминаться в течение дня как инсайт и человек может соединить мозаику о том, что сон и то как проходит его день символически созвучны. У человека возникает интерес к тому какие послания несут ему его собственные сны. По мере развития внимательности к себе и своим снам человек может замечать, что некоторые послания говорят ему о настоящем, некоторые о прошлом, а некоторые даже о будущем. В этой связи хочется упомянуть уважаемого ученного античности Артемидора Далдианского жившего во втором веке, который в своём произведении «Онейрокритика» развил идею о толковании пророческих сновидений. Обратим внимание что попытки системно подходить к сновидениям предпринимались уже в античности. Гомер в своей «Иллиаде» говорил, что сны смертным посылает Зевс. В Библии сновидения открыли Иосифу о его будущей власти над его братьями. Платон в «Аполлогии» и «Пире» своих ранних диалогах рассматривал сновидения как сообщения, посылаемые богами.
Подчеркивая еще раз важность сновидений для развития человека и человеческой духовности, отметим что через сновидения индивид вступает в некоторое взаимодействие с некой силой которую в древности как, впрочем, многие и в современности называют волей бога или богов. Толкователей снов и сновидцев почитали пророками и что примечательно именно такие люди «глашатаи воли богов» всегда считались среди современников высокодуховными людьми. Таким образом мы приходим к идее что духовность зарождается тогда, когда в психике человека появляется устойчивая взаимосвязь между опытом, переживаемым во сне и опытом, получаемым в повседневной жизни.
Первым шагом на пути развития духовности становится повышенное внимание человека к собственным снам. Желание не упустить послание, дающее ориентиры среди повседневной суеты. Приобретая опыт читать эти послания и отмечать их реализацию в объективной реальности человек духовный может усмотреть предсказуемость во многих событиях которые для человека далекого от духовности кажутся хаотичными.
Следующим шагом на пути развития духовности становится повышенный интерес к постижению законов действующих в этом трансцендентном поле вариантов, называемом «мир снов». Обратим внимание что с приобретением духовности меняются и детерминанты человеческого поведения. Так, например, человек осознающий предсказуемость бытия и в то же время осознающий плюрализм решения одной и той же задачи принимает более взвешенные решения без суеты и спешки. Своего рода умиротворенные мудрецы, осознающие себя гармоничной частью переплетения двух миров.
Третьим этапом развития духовности человека становится развитие у человека собственного намерения. Отметим что намерение само по себе как явление в разной степени присуще людям не только духовным, однако часто выступает как следствие каких-либо внешних воздействий на индивида. Что-то произошло и человек вознамерился получить результат. Мы же обращаем своё внимание на процесс интериоризации намерения в процессе развития духовности. Поэтому мы говорим о собственном намерении духовного человека, когда его творчество детерминировано личным внутренним посылом.
В психологическом словаре И.М. Кондакова предлагается следующее определение намерению:
(англ. intention, purpose) — сознательное решение, выполняющее функцию побуждения и планирования поведения или деятельности человека. Синоним интенция, квазипотребность (К. Левин). Намерение формируется: 1) когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено; 2) когда удовлетворение потребности не может быть достигнуто непосредственно, а требует достижения промежуточных целей, не имеющих собственной побудительной силы. В этом случае возникшее у человека намерение выступает в качестве побудителя действий, направленных на достижение промежуточных целей.
Напомним определение духовности, которое мы предложили говорит о том, что человек духовный мотивирован менять объективную реальность сообразно субъективной, таким образом обретши собственное намерение человек духовный ставит перед собой цели, лежащие над сферой его непосредственных (витальных) потребностей. В свете этого мы можем привести в качестве примера своеобразную аскезу в образе жизни духовного человека. Будь то полное отречение от мирских благ с одной стороны, или просто не заинтересованность в наживе с другой. Необходимо так же уточнить что духовность вовсе не подразумевает доброту и альтруизм. История даёт нам множество примеров людей, достигших больших духовных высот, но направивших своё намерение на достижение далеко не гуманистических целей. Таким образом намерение духовного человека становится особой силой которую человек способен направлять по собственному выбору на созидание или на разрушение.
Следующим этапом духовного развития человека становится союз личной силы намерения и той силы которая через сны манифестирует человеку свою волю. Эту силу можно называть Богом, или высшим Я. Отметим что Бог всегда предстает как Сила, обладающая собственным намерением и множество известных истории пророков, доносили и доносят человечеству эту волю в виде заповедей или духовных учений. Союз же личного намерения и божественного возникает, когда человек направляет свое намерение на сообразные высшему намерению цели, достигая в этом таких высот что слово духовного человека становится законом и даже в некоторой степени реализующимся пророчеством. В качестве примера можно привести почитаемого в неоиндуизме гуру Сатья Саи Бабу, который по разным источникам был известен тем что мог материализовывать физические предметы.
Представляется необходимым отметить что путей к построению личной духовности множество и выделяя особую важность сновидений не будем забывать о том, что часто первый мотив предпочесть телесности духовностьчеловек обретает, пережив глубокое потрясение, какую- либо жизненную катастрофу и этот опыт побуждает искать причины произошедшего, тем самым заставляя человека стать более внимательным к самому себе и своим действиям; к глубинным процессам, происходящим во внутреннем мире. В свете же вышесказанного можно смело говорить о том, что и то что произошло с человеком, и то что предшествовало этому, имело отражение в его снах.
Подводя итог напомним, что на пути становления личной духовности, по нашему мнению, человек проходит следующие стадии:
1. развитие внимания к своему внутреннему и внешнему миру.
2. смена поведенческих детерминантов
3. интериоризация намерения
4. союз личного и высшего намерения.
Духовность же, по нашему мнению, это мотивированность человека менять объективную реальность сообразно субъективной.