Структура образа ребенка в сознании педагога
Как уже отмечалось выше, проблема познания педагогами детей исследовалась достаточно разносторонне. Изучались закономерности и механизмы такого познания, разнообразные особенности личности детей, динамика познавательных процессов, развитие аффективной, мотивационной сферы, влияние восприятия и познания учащихся на продуктивность педагогического труда, влияние личности педагога на точность познания, но при этом целостное представление педагога о ребенке, содержание и структура образа ребенка фактически не исследовались.
Нам представляется, что складывающийся в педагогическом сознании образ ребенка является не только результатом обучения педагога в учебном заведении и педагогической практики. Он сам в значительной степени обеспечивает их результаты и эффективность.
Этот образ, как и любой психический образ, представляет собой полиморфную, интегральную, многомерную и динамическую структуру, соответствующую структуре образа, представленной на рис. 1 (с. 7).
Как уже отмечалось (гл. 1), структура субъективного образа представлена в сознании педагога в «свернутом» виде и потому в реальной деятельности не осознается в полном объеме. Более того, несмотря на то, что фактически любые конкретные педагогические воздействия определяются тем образом ребенка, который сложился в сознании педагога, сам педагог обычно не осознает ни этот образ, ни его влияние на свою деятельность. Этот феномен четко проявляется в ходе тренинга развития профессионального педагогического сознания, проводимого по программе, разработанной Д. В. Ронзиным [191].
Результаты этого же тренинга показывают, что знание реальной структуры образа ребенка, понимание принципов его формирования и функционирования помогают повысить эффективность деятельности педагога.
Определенные возможности для понимания закономерностей формирования образа ребенка и их использования в системе непрерывного педагогического образования дает сравнительное изучение структуры типичного образа ребенка в сознании будущих и реально действующих педагогов. Эта структура отличается от структуры индивидуального образа степенью обобщенности этого образа.
Как уже отмечалось, выявление реальной структуры субъективного образа ребенка осложняется свернутостью этого образа, трудностью его актуализации педагогом в процессе реальной деятельности.
Как правило, влияние образа оказывается опосредовано подсознанием и сливается с влиянием на педагогическую деятельность множества других факторов как субъективного порядка (ценности, цели, эмоции, способности и пр., и пр.), так и объективного (условия, требования и возможности среды и др.).
Выше уже говорилось о том, что образ одного и того же объекта зависит как минимум от двух факторов: а) от субъекта, в сознании которого он возник; б) от ситуации, в которой этот образ актуализировался. Рассмотрим это положение подробнее на примере отражения образа ребенка в сознании детей и взрослых.
Каждый конкретный образ ребенка имеет свое содержание и свою структуру, индивидуальные для каждого человека, актуализирующего этот образ. Более того, этот образ ситуативен. Конкретное содержание образа прямо связано с ситуацией, в которой именно этот образ, именно этого ребенка, актуализируется в сознании именно этого человека. В другой ситуации в сознании этого же человека актуализируется другое содержание образа. При этом разные варианты актуализации являются частями целостного образа, сложившегося: а) у этого человека; 6) об этом ребенке; в) к этому времени (к моменту актуализации конкретного образа); г) в этих условиях.
В одной и той же ситуации, например, во время «открытого» урока, могут одновременно актуализироваться разные образы любого (даже одного и того же, например, отвечающего у доски) ребенка, отличающиеся тем, в чьем сознании они возникли: самого отвечающего ребенка; других детей: мальчиков, девочек, отличников, двоечников, активных, пассивных, друзей, неприятелей и т. п.; учителя, ведущего урок; директора школы; методиста, организовавшего открытый урок; коллег, имеющих: разный опыт, разное отношение к данному педагогу, разное отношение к данному мероприятию и т. п.; присутствующих родителей этого и других детей и т. д.
Степень различия образов одного и того же объекта в сознании одного и того же субъекта зависит от цели, в связи с которой образ востребован, а также от условий, в которых он востребован. Так, в исследовании Е. В. Цукановой было выявлено, что содержание образа ученика определяется: требованиями и задачами деятельности; особенностями внутреннего мира педагога, выражающимися в субъективных установках; особенностями прошлого опыта и образования [232, 85].
Реальная структура субъективного образа ребенка является фактически индивидуальной для каждого конкретного ребенка или взрослого, но в каждой индивидуальной структуре образа представлены и некие типичные черты. И наоборот: каждый типичный образ ребенка включает элементы или целые блоки конкретных структур индивидуальных образов. Все многообразие компонентов конкретных представлений о ребенке можно структурировать по разным основаниям. Наш вариант структурирования этих представлений заложен в основу разработанной нами методики анализа образа человека и изложен в разд. 4.2.